СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии (8 класс) по теме «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие пищеварительных ферментов»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии (8 класс) по теме «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие пищеварительных ферментов»»

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области

« Институт развития образования»













Итоговая работа

ППК « Социально - эмоциональное и когнитивное развитие

ребенка в условиях ФГОС»



Конспект урока по биологии (8 класс)

по теме «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.
Действие пищеварительных ферментов»





Выполнила:

Тимощук Г.В., учитель

муниципальное общеобразовательное

учреждение « Средняя школа № 75 им. Игоря Серова»









г. Ярославль

2019

Тема урока: «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.
Действие пищеварительных ферментов
»

Эпиграф: « Мы живем для того, чтобы есть,

а едим для того, чтобы жить»

Сократ

  • Цели: формирование системы знаний о процессе пищеварения.

  • Задачи:

1.Изучить строение желудка в связи с выполняемыми функциями;

2.Рассмотреть процесс пищеварения в желудке и 12- перстной кишке.

3.Познакомиться с механизмами регуляции выделения желудочного сока: (раскрыть роль поджелудочной железы, печени, желез кишечника в пищеварении).

4. Продолжить формирование понятий « фермент», « субстрат».

Тип урока: комбинированный с элементами лабораторных исследований.

Методы обучения: информационно - рецептивный, проблемного изложения материала, частично - поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, Л.р. « Действие желудочного сока на белки», пробирки, водяная баня, желудочный сок, вареное куриное яйцо.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

-характеризовать строение желудка, состав желудочного сока и сока поджелудочной железы;

-описывать особенности пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке, роль ферментов и условия их активности.

Метапредметные:

-познавательные - анализировать и обрабатывать информацию, полученную на основе самонаблюдений и экспериментов;

- регулятивные - контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;

-коммуникативные – полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре, группе при решении учебной задачи

Личностный результат:

- проявлять этические нормы в парной и групповой работе над общим результатом.

Ход урока

  1. Организационный этап и проверка домашнего задания

А. Учащиеся на первых партах выполняют тестовое задание с выбором верного ответа по теме прошлого урока « Пищеварение в ротовой полости».

Б. Фронтальный устный опрос с использованием « цветных» карточек: зеленая- «да», красная- « нет». Согласны ли вы с этими утверждениями?

1.Язык- орган вкуса и речи.

2.Вкусовые рецепторы расположены внутри мышечного слоя языка.

3.В ротовой полости происходит механическая и химическая обработка пищи.

4.В состав слюны входит фермент, действующий на жиры.

5.Измельченная пища наиболее доступна действию пищеварительных ферментов.

6.В составе слюны человека обнаружена соляная кислота.

7.Благодаря лизоциму слюна обладает бактериоцидными свойствами.

8.В ротовой полости начинается расщепление сложных углеводов под действием фермента амилазы.

9.У ребенка в 10 лет уже развиты 32 зуба.

10.Слюнных желез у человека 3 пары: подъязычные, околоушные, поднижнечелюстные.

11.В состав слюны входят только вода и ферменты.

12.Муцин и лизоцим – основные ферменты слюны. ( Слайд- вопросы)

В.Задание « Найди лишний термин».

Учащемуся необходимо найти лишний термин и объяснить свой выбор.

  1. Глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник.

  2. Глюкоза, амилаза, муцин, лизоцим.

  3. Резцы, клыки, молочные зубы, коренные зубы. (Слайд)

(КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (Задание подталкивает учеников к размышлениям, делает их более внимательными, помогает закреплять полученные знания, помогает находить связь между изученным материалом и услышанным вопросом). КООПЕРАЦИЯ (Умение работать в коллективе, уважительное взаимодействие, )).

2.Актуализация знаний и изучение нового материала.

А.Вопрос:

Подумайте, о чем идет речь? В древности люди верили, что внутри каждого из нас находится таинственное живое существо и когда мы голодны, оно чувствует пустоту и заставляет нас отправляться на поиски пищи. Сегодня мы хорошо знакомы с этим существом, и всё же не перестаём удивляться его способностям. Какой внутренний орган так руководит нашим поведением и так жёстко определяет наше поведение и планы на ближайшее время? (желудок)



(КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (размышление , техника мозгового штурма – стимуляция критического мышления ), КРЕАТИВНОСТЬ-( интерес к ситуации, любознательность)).



Б.Задание: учащимся предлагается сформулировать цель урока.

(КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (способность ясно и рационально мыслить))



В.Обсуждение поискового вопроса:

-Почему желудок имеет вид объемного, мешковидного органа, а кишечник – длинной полой трубки?

(Учащиеся предполагают связь между структурой и выполняемыми функциями).



Г. Самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника.

( работа в группах)

Группа №1.

- изучают и описывают по рис.95 , стр.206 учебника особенности строения желудка. ( Слайд- «Строение желудка»)

- составляют схему « Состав желудочного сока».

Группа №2.

- изучают и описывают процесс пищеварения в желудке и 12-ти перстной кишке.

(Слайд-« Желудок и 12- перстная кишка»

Группы представляют результаты работы. Учащиеся оценивают, выступление каждой из групп было более полным, интересным, полезным и эмоциональным. 

(КООПЕРАЦИЯ (эффективное взаимодействие членов группы - умение работать в команде, участие в обсуждении результатов).

КОММУНИКАЦИЯ (готовность задать свой вопрос, ориентация на эмоциональный статус партнера); КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (учатся принимать, подвергать сомнению и анализировать информацию других, уважать чужое мнение); КРЕАТИВНОСТЬ ( свой вариант составления схемы)).

Д.Поисковое задание:

Какие химические превращения происходят с пищей под действием ферментов желудочного и кишечного сока? Как это можно исследовать?

Лабораторная работа (демонстрационно): « Действие желудочного сока на белки».

Е. Коллективный анализ и обсуждение полученных результатов.

(Слайд)

пробирки

Вариант опыта

Результат

Объяснение

1

Белок +желудочный сок при температуре-40град.

Раствор стал прозрачным

Желудочный сок расщепил белковые молекулы на более мелкие молекулы

( пептиды)

2

Белок + желудочный сок в тающем снеге, температура - 0 град.

Ничего не произошло

Температура низкая, чтобы протекали какие -либо реакции

3

Белок + желудочный сок +гидроксид натрия( щелочная среда) в водяной бане при температуре 40 град.

Соляная кислота нейтрализуется щелочью реакция среды станет нейтральной

Т.К. ферменты желудочного сока активны только в кислой среде

4

Белок+ вода при температуре 40 градусов( контроль)

Растворится, но больше ничего не произойдет

Температура слишком низкая для денатурации белка

Беседа по вопросам:

  1. Какие условия наиболее благоприятны для действия ферментов желудочного и кишечного сока ?

2.Какова роль желчи в пищеварении?

3.Какую роль в пищеварении играет соляная кислота?

4. Почему ферменты желудочного сока не переваривают стенки желудка?

5.Какие простые соединения образуются при расщеплении белков, жиров, углеводов в тонком кишечнике? Под действием каких ферментов?

(Слайд- вопросы)

ВЫВОД к Л.Р.- делают ученики

(Пищеварение в желудке происходит только при температуре тела

(35-37градусов)и в кислой среде, т.е. в присутствии соляной кислоты).

(КОММУНИКАЦИИЯ(готовность ответить на вопрос, говорение), КООПЕРАЦИЯ (уважительное взаимодействие), КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ( вопросы на сравнение, умение объяснить ход своих мыслей, т.е. аргументация), КРЕАТИВНОСТЬ-активный интерес к Л.Р.)).

Ж). Сообщение ученика «Микроорганизмы кишечника. Дисбактериоз».

(КРЕАТИВНОСТЬ (активный интерес к заданию, т.к. предложено по желанию, активный поиск информации), КОММУНИКАЦИЯ (способность выражать свои мысли и факты в письменной и устной форме, готовность ответить на чужие вопросы), КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (вопросы учителя и класса : Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните, почему наблюдается это явление?).КООПЕРАЦИЯ (участие в обсуждении)).

3. Закрепление нового материала и рефлексия (самоанализ, самооценка)

А. Задание на установление соответствия. Учащиеся соотносят слова правой и левой колонок с помощью стрелок ( Слайд):

Углеводы Глицерин и жирные кислоты

Белки Аминокислоты

Жиры Глюкоза

Б. Б.Учащиеся заканчивают заполнение обобщающей таблицы

( см.предыдущий урок « Пищеварение в ротовой полости»). Взаимопроверка и фронтальная проверка выполнения задания.

В. Самоанализ.

Задание:

Закончите предложения:

Я считаю важным…

Этот урок мне поможет в жизни тем, что…



Г. Самооценка.

Задание:

Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня ………

(КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ( сопоставление в задании, аргументация),

КООПЕРАЦИЯ (работа в паре-взаимопроверка), КОММУНИКАЦИЯ ( способность выражать мысли, факты в устной и письменной форме)).

4.Домашнее задание.

- Параграф 32 учебника - выучить

- Подготовить сообщения – презентации ( по желанию):

- « Аппендицит: причины развития, симптомы, первая помощь».

- « Чем опасен перитонит?»

(КРЕАТИВНОСТЬ (активный интерес к заданию, т.к. предложено по желанию, активный поиск информации),

КОММУНИКАЦИЯ (способность выражать свои мысли и факты в письменной и устной форме, готовность ответить на чужие вопросы),

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (вопросы учителя и класса : Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните, почему наблюдается это явление?). КООПЕРАЦИЯ (участие в обсуждении)).



Ресурсы:

  1. Учебник « Биология. Человек», 8 класс, авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, М., «Дрофа».

2..И.Д. Зверев, книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене человека, М., Просвещение, 2000 г.

3.Р.Д. Маш, Биология. Человек и его здоровье; сборник опытов и заданий,

М., Мнемозина, 1997г.

4. Барельефная модель «Пищеварительный тракт»

5. Интернет- ресурсы

Приложение: презентация «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!