СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии на тему "Индивидуальное развитие организмов" (10 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему "Индивидуальное развитие организмов" (10 класс)»

Аспектный анализ урока биологии в 10 классе по теме: «Индивидуальное развитие организмов»

Цель: дать представление об особенностях индивидуального развития организмов.

Задачи:

1. Образовательные: формирование понятия - онтогенез, раскрытие особенностей протекания каждого периода онтогенеза, закрепление знакомых понятий по данной теме и формирование новых, усвоение терминологии;

2. Развивающие

развивать умение обосновывать роль полового размножения в эволюции организмов, воспроизведении потомства;

формировать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на рисунках;

научить учащихся формулировать выводы;

развивать мышление учащихся, речь.

3. Воспитательные

формировать мировоззренческие представления о влиянии вредных веществ на внутриутробное развитие организмов.

4. Здоровьесберегающие

смена видов деятельности во время урока;

соблюдение правильности осанки во время урока.

Тип урока: комбинированный, с использованием компьютерных технологий, таблиц, рисунков.

Структура урока: приветствие, настрой учащихся на урок, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, вывод.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-проблемный.

Приемы обучения: беседа, рассказ, наглядные объекты, демонстрация, организация работы в группах, взаимоконтроль.

Дидактические задачи: учебные (работа с учебником, тетрадью, дополнительной литературой); решение проблемных ситуаций; индивидуальная работа.

Оборудование:

1.Презентация « Онтогенез»

2. Информационные карты.

3. Стенд « Счастливое детство»

4.таблица « Зародышевое развитие эмбриона»

ХОД УРОКА.

1. Мотивационно – ориентировочный этап:

1.     Вхождение в контакт (слова поддержки и одобрения, настрой на активную деятельность)

2.     Создание ситуации успеха. (учитель предлагает рассмотреть фотографии на стенде , обращает внимание на счастливые лица детей и родителей и раскрывает понятие о материнском счастье. Разговор учителя с учащимися сопровождается спокойной и мелодичной музыкой)

3.     Учитель объясняет план проведения урока

 Учитель: Мы изучаем тему: «Индивидуальное развитие организма». Как называется процесс индивидуального развития организма?

Ученик: Данный процесс называется онтогенезом.

Учитель: Я предлагаю вам дописать предложенную мной формулу онтогенеза.

На доске записывается начало формулы

 Ученики предлагают варианты ответов, которые записываются на доске. Учащиеся имеют информацию с уроков биологии по курсу 9-ого класса. Выбирается правильный вариант ответа. Формула с помощью мультимедийной установки проектируется на экран.

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученик: Я думаю, что тему можно сформулировать следующим образом: «Особенности эмбрионального развития».

Тема проектируется на экран.

Учитель: Какую информацию вы должны получить, чтобы изучить данную тему?

Ученики называют основные задачи, которые проектируются на экран.

Задачи: 1. Узнать, что такое эмбриональное развитие?

2. Выделить основные этапы развития.

3. Установить какие изменения происходят на каждом этапе?

4. Выяснить из чего и как формируется зародыш?

5. Условия, влияющие на развитие зародыша

2. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

- Что такое размножение?

- Каково биологическое значение процесса размножения?

- Какие типы размножения вы знаете?

- Что такое бесполое размножение? Приведите примеры.

- Что такое половое размножение?

- Чем половое размножение отличается от бесполого?

- Где происходит образование половых клеток?

- Как называются половые железы самца и самки?

- Назовите половые клетки мужского и женского организма.

- Какой хромосомный набор несут половые клетки?

- В результате какого процесса образуются половые клетки?

II. Операционально – исполнительский этап

1.Работа над терминами: эмбриология, онтогенез.

Что изучает эмбриология?

Работа с книгой.

Найти определение терминам: эмбриология, онтогенез

( Биология 10 – 11 классы учебник для общеобразовательных учреждений ( базовый уровень) Н.Д. Андреева. М Мнемозина, 2010г. под редакцией стр.106.

Запись в тетрадь:

Эмбриология - наука об индивидуальном развитии организма.

Название эмбриология происходит от латинских слов em brio – “из оболочек”. К предмету эмбриологии относится развитие гамет, механизмы оплодотворения, развитие многоклеточного организма от образования зиготы до смерти.

Онтогенез – процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы до конца жизни организма.

термин онтогенез впервые был введен в 1866 г. немецким ученым Э.Геккелем.

2.Работа с информационными картами: краткие исторические сведения ученых об этапах развития эмбриологии.

Учащиеся работают с информационными листами, отмечают основные этапы развития эмбриологии.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

краткие исторические сведения ученых об этапах развития эмбриологии

Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания.

Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.

Существенный вклад в эмбриологию внесли следующие ученые.

Антонии ван Левенгук (1632-1723) обнаружил в 1677 г. сперматозоиды, им впервые был изучен партеногенез у тлей.

Ян Сваммердам (1637-1680) впервые провел изучение метаморфоза насекомых.

Марчелло Мальпиги (1628-1694) принадлежат первые исследования по микроскопической анатомии развития органов зародыша курицы.

Каспар Вольф (1734-1794) считается основателем современной эмбриологии; точнее и подробнее всех своих предшественников исследовал развитие цыпленка в яйце.

Подлинным создателем эмбриологии как науки является русский ученый Карл Бэр (1792-1876), уроженец Эстляндской губернии. Он первым доказал, что при развитии всех позвоночных животных зародыш закладывается сначала из двух первичных клеточных слоев, или пластов. Бэр увидел, описал, а затем и продемонстрировал на съезде естествоиспытателей яйцевую клетку млекопитающих у вскрытой им собаки. Он открыл способ развития осевого скелета у позвоночных (из, так называемой, спинной струны-хорды). Бэр первым установил, что развитие всякого животного представляет собой процесс развертывания чего-нибудь предшествующего, или, как теперь бы сказали, постепенной дифференцировки все более сложных образований из более простых зачатков (закон дифференцировки). Наконец, Бэр первым оценил важность значения эмбриологии как науки и положил ее в основу классификации животного царства.

А.О. Ковалевский (1840-1901) известен своей знаменитой работой “История развития ланцетника”. Особый интерес представляют его работы по развитию асцидий, гребневиков и голотурий, по постэмбриональному развитию насекомых и др. Изучая развитие ланцетника и распространяя полученные данные на позвоночных, Ковалевский еще раз подтвердил правильность идеи об единстве развития во всем животном царстве.

И.И.Мечников(1845-1916) особую известность приобрел исследованиями губок и медуз, т. е. низших многоклеточных. Видной идеей Мечникова явилась его теория происхождения многоклеточных организмов

А. Н. Северцов (1866-1936) является крупнейшим, из современных эмбриологов и сравнительных анатомов, создателем теории филэмбриогенеза.

Вопросы:

1. Каков научный вклад И.И.Мечникова и А.О. Ковалевского в создание эволюционной эмбриологии?

2.В чем заслуга трудов К.Бэра?

3. Рассказ преподавателя с элементами самостоятельной работы учащихся с текстом, терминами, рисунками, слайдами презентации с последующимобсуждением

УчительПосмотрите внимательно на таблицу, которая висит на доске. Назовите основные этапы развития зародыша.

Образование зиготы, ее первые деления — начало индивидуального развития организма при половом размножении.

Эмбриональное развитие — период жизни организма, который начинается с образования зиготы и заканчивается рождением или выходом зародыша из яйца.

Стадии эмбрионального развития (на примере ланцетника):

1) дробление — многократное деление зиготы путем митоза. Образование множества мелких клеток (при этом они не растут), образование бластула – однослойного зародыша с полостью внутри; (Презентация «Онтогенез»)

2) гаструляция. В результате деления клеток образуется гаструла — двухслойный зародыш с наружным слоем клеток (эктодермой) и внутренним, выстилающим полость (энтодермой). (Презентация «Онтогенез»)

3) нейрула. Происходит образование трехслойного зародыша - появление третьего, среднего слоя клеток — мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков; (Презентация «Онтогенез»)

4) органогенез – закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток.

Ученики заполняют таблицу в тетради

« Зародышевый период развития»

Основные этапы

 Особенности этапа

Схематичный рисунок

 

 

 


Выполненная таблица проверяется учителем и оценивается. Учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы спроецированной на экран.

Самостоятельная работа учащихся с книгой:

Используя текст учебника заполните таблицу:

Зародышевые листки и их производные

Зародышевые листки

производные

эктодерма

Нервная система, органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов

Мезодерма

Мышечная ткань, соединительная ткань, кровеносная система, почки, половые железы

энтодерма

Эпителий средней кишки, пищеварительные железы - печень и поджелудочная железа, эпителий жабр и легких


4. Влияние внешних условий на раннее развитие организмов.

Работа в группах

Наукой доказано, что алкоголь, никотин, наркотики особенно вредны для эмбриона. Почему? Выскажите свое мнение.

В ходе беременности женщина получила радиационное облучение? Какие, на Ваш взгляд, могут возникнуть последствия данного воздействия?

Большое влияние на развитие зародыша оказывают условия внешней среды, в которой формируется будущий организм. Охарактеризуйте факторы, способные оказать негативное воздействие на эмбриональное развитие ребенка в крупном промышленном городе?

Начальные стадии развития почти всех животных имеют много общего. Какой вывод о происхождении всех организмов на Земле можно сделать из этого факта?

Онтогенез каждого организма включает обязательные этапы, назовите их. В какой среде осуществляется эмбриональная стадия у ящерицы, карася, воробья, лягушки, кенгуру, ежа, крокодила? Какие особенности обеспечивают зародышам этих животных защиту от негативных воздействий среды?

До беременности и в течение беременности женщина систематически курила? Выскажите свое мнение о влиянии никотина на развитие зародыша?

Беременная женщина работает в химической лаборатории. Выскажите свое мнение о влиянии химических веществ на внутриутробное развитие зародыша.

Выполните задание. Подберите к названию органа название зародышевого листка, из которого он развивается.

Названия органов

Название зародышевого листка

лёгкие, позвоночник, спинной мозг, орган зрения, яичники, кишечник, скелет.

энтодерма, эктодерма, мезодерма

Обсуждение ,составление схемы.


III. Рефлексивно – оценочный этап

Учитель: Делаем обобщение по изученному материалу. С чем мы сегодня познакомились на уроке? Выполнены задачи, которые были поставлены в начале урока?

Ученик: На сегодняшнем уроке мы познакомились с основными этапами эмбрионального развития.

Учитель: Назовите основные этапы эмбриогенеза.

УченикОсновные этапы эмбриогенеза – это образование зиготы, бластулы, гаструлы, процесс гистогенеза.

Дайте ответ:

Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)

Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)

Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)

Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)

Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)

Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)

Третий зародышевый листок (мезодерма)

2.Оценивание учащихся.

Рефлексия.

Учащиеся отвечают на листочках на вопросы

Урок заставил задуматься

Урок навёл меня на размышления

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы считаете нужным запомнить?

Над чем ещё надо поработать?

3.Домашнее задание: П. 25 вопросы 1-4, подготовить сообщение: “Влияние вредных веществ на внутриутробное развитие зародышей”


 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!