СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии Строение цветка

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии Строение цветка»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лиственская средняя общеобразовательная школа»

Нижнегорского района Республики Крым







Урок на тему: Строение цветка»











Подготовила:

учитель биологии и географии

Алёхина М.В







с. Лиственное 2023 г





План конспект урока по биологии в 6 классе

№ урока: Дата урока:

Тема урок: Строение цветка

Цель урока: На основе изучения строения цветка выявить взаимосвязь строения и выполняемых функций.

Задачи:

Образовательныеизучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях.
Развивающие: продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формировать умения работать с текстом учебника, формировать навыки работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами, самостоятельно действовать в соответствии с инструкцией.

Воспитательные: продолжить воспитание интереса к предмету, совершенствовать навыки коммуникативного общения в группе; развитие чувства прекрасного.

УУД: 

Личностные: готовность к самообразованию и самовоспитанию.

 Коммуникативные: работая в парах, вести диалог в доброжелательной и открытой форме.

 Познавательные: работать с текстом, иллюстрациями,  натуральными объектами; делать выводы и обобщения; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; работать с лабораторным оборудованием.

 Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы; делать выводы о ее качестве

Тип урока: системно-деятельностный подход, проблемное обучение ИКТ

Оборудование: натуральные цветковые растения, гербарии цветковых растений, лупа, разборные модели «Цветок яблони», «Цветок картофеля», таблицы «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений», карточки-задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся. Однажды маленькое семечко упало на землю. Как это случилось? Быть может, его обронила птица? А может, его принесло ветром?

Прошло немного времени, и случилось чудо: из семени появился росток с крошечными листьями и маленькими корешками. Но благодаря солнцу росток становился все больше и больше, сильнее и сильнее. Наконец, росток превращается в настоящее растение со множеством листьев…

- А дальше, что же произойдет дальше, как вы думаете?

-Чего ещё не хватает в растении?

Вскоре у растения появляется бутон. Со временем он раскроется и превратится в красивый цветок.

- Ребята, как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

(Ответы обучающихся: цветок, его строение, функции)

III. Изучение нового материала с презентацией

Цветок — орган семенного размножения покрытосеменных растений, который представляет собой видоизменённый побег.

Цветоножка — это видоизменённый стебель, а чашечка, венчик, тычинки и пестики — видоизменённые листья.

Строение околоцветника

Цветок снаружи окружает околоцветник. Околоцветник выполняет защитную функцию, к тому же лепестки могут привлекать опылителей.

 

Рис. 1. Цветок с двойным околоцветником

 

Если околоцветник образуют чашелистики (чашечки) и лепестки (венчика), то это — двойной околоцветник.

 

Если околоцветник образован более или менее одинаковыми листочками околоцветника, то его называют простым околоцветником.

 

          

Рис. 2. Цветок с простым околоцветником

Просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=WT1wRu1EOoA

  

В цветке яблони есть лепестки и чашелистики — у них двойной околоцветник. Двойной околоцветник имеют цветки сливы, гороха, шиповника и других растений.

 

У тюльпанов в цветке одинаковые листочки — у них простой околоцветник. Листочки простого околоцветника могут быть крупные и яркие, как у тюльпана, а могут быть невзрачные, как у свёклы.

  

Рис. 3. Цветок яблони

с двойным околоцветником

Рис. 4. Цветок тюльпана

с простым околоцветником

 

Известны растения, например, ива и белокрыльник, в цветках которых околоцветник отсутствует. Такие цветки называют голыми.

 

Простой околоцветник может быть раздельнолистный (у тюльпана) или сростнолистный (если листочки срастаются вместе, как у ландыша).

 

В двойном околоцветнике тоже может наблюдаться срастание лепестков и чашелистиков, и тогда образуется сростнолепестный венчик и сростнолистная чашечка.

 

Если венчик цветка состоит из несросшихся лепестков, то он свободнолепестный.

 

Примеры: 

  • в цветках томата, петунии, картофеля срастаются и чашелистики и лепестки;

  • в цветках груши, редьки дикой, сурепки, печёночницы свободны чашелистики и лепестки; 

  • в цветках колокольчика срастаются лепестки, а чашелистики свободны.

 

Рис. 5. Свободнолепестный цветок

печёночницы

Рис. 6. Сростнонолепестный цветок

колокольчика

Репродуктивные части цветка: пестик и тычинка

В середине цветка находятся репродуктивные части цветка: пестик(-и) и тычинки.

  

Рис. 7. Строение тычинки и пестика

 

У пестика имеются три части: завязь, столбик, рыльце. Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити.

 

В пестике образуются женские половые клетки. В тычинке образуются мужские половые клетки.

Формула цветка

Строение цветка часто показывают формулой. При её записи используют следующие обозначения: Ок — части простого околоцветника, Ч — чашелистки, Л — лепестки, Т — тычинки, П -пестики.

 

Число частей цветка указывают индексами — цифрами, записанными внизу справа от буквы (Ч4 — это 4 чашелистика). Если одинаковых частей много, то ставят знак ∞.

 

Если части срастаются между собой, то цифру, обозначающую их число, берут в скобки (Л(5) — венчик образован пятью лепестками, которые срослись).

 

Если какие-нибудь одноименные части цветка различаются расположением или размерами, то записывают несколько цифр, а между ними ставят знак + (Т(9)+1 — десять тычинок, девять из которых сросшиеся, а одна свободна).

Пример:

формула цветка тюльпана —  О3+3Т3+3П, картофеля — Ч(5)Л(5)Т5П1.

Цветки обоеполые и раздельнополые

У обоеполых цветков имеются и тычинки, и пестик.

 

У раздельнополых цветков имеются или только тычинки (тычиночные, или мужские, цветки), или только пестик (пестичные, или женские,  цветки).


Рис. 8. Обоеполые и раздельнополые цветки

Растения однодомные и двудомные 

Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении (например, у огурца и кукурузы), такие растения называют однодомными.

 

Рис. 9. Однодомное растение (орешник)

Если пестичные и тычиночные цветки располагаются на разных растениях (например, у ивы, тополя, конопли), такие растения называют двудомными.

 

Рис. 10. Тычиночные цветки ивы

Рис. 11. Пестичные цветки ивы

 

Цветы на верхушке стебля могут находиться по одному или могут быть собраны в соцветие.

Физминутка

:

IV. Работа в парах собери пазл и угадай цветок, разгадай загадку

  1. Р озоцветные (роза)

  2. Луковые (тюльпан)

  3. Астровые (ромашка)

  4. Колокольчиковые (колокольчик)









Практическое задание: установите соответствие частей цветка их описанию

Название частей цветка


Описание

  1. Цветоножка

А) Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

  1. Цветоложе

Б) Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод.

  1. Чашелистики

В) Мужской орган размножения.

  1. Лепестки

Г) Похожи на листочки, имеют зеленую окраску.

  1. Тычинки

Д) Прикрепляет к стеблю.

  1. Пестик

Е) Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.

Взаимопроверка: 1 – Д, 2 – Е, 3 – Г, 4 – А, 5 – В, 6 – Б. Норма — нет ошибок — «5»
1–2 — оценка «4»
3–4 — оценка «3»

V. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока:

1.Строение какого органы вы изучили?

2. Все ли цветки имеют сходное строение?

3. Какую роль выполняют венчик, пестик, тычинка.

4. Почему не нужно без надобности рвать цветковые растения.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

VII.Домашнее задание.

Предлагаются разные виды заданий:

    1. Изучить параграф.

    2. Изготовить биологический конструктор «Строение цветка»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!