СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» на тему "Назначение и структура экономики»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ввести понятия экономики как науки и как хозяйства, потребностей и ресурсов, рассмотреть структуру экономики, выяснить значение экономики.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» на тему "Назначение и структура экономики»»

Конспект урока по дисциплине

«Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

ТЕМА «НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ»

Цель: ввести понятия экономики как науки и как хозяйства, потребностей и ресурсов, рассмотреть структуру экономики, выяснить значение экономики.

Задачи:

1. получение новых знаний по теме в форме наглядных текстов, схем, таблиц, тестовых заданий, вопросов-утверждений;

2. формирование у студентов навыков индивидуальной и групповой работы;

3. развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей студентов.

Организационная форма занятия: урок

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный урок

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

Методы обучения: игровой, проблемно-поисковый.

Продолжительность занятия: 45 минут


Ход занятия

1. Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, что такое экономика?

- Что изучает экономическая наука?

- Что входит в понятие экономики?

Сегодня на уроке мы с вами выясним два аспекта определения экономики. С одной стороны, рассмотрим экономику как науку, с другой стороны – как хозяйство. Выведем понятие факторов производства, микроэкономики и макроэкономики.

2. Формирование новых знаний

Экономика в переводе с греческого "оikonomia" означает управление хозяйством. То есть экономика – это совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе. Экономика каждого строя включает в себя определенную, присущую только ему совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. (Словарь иностранных слов).

С другой стороны, экономика – это наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.

- Кто же участвует в экономической жизни? (Схема чертится преподавателем на доске, а студенты переносят ее в тетрадь).

Все эти 3 главных участника экономической жизни взаимодействуют между собой и координируют свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т.е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).

Ради удовлетворения нужд людей, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране. Деятельность и фирм, и государственных организаций, равно как и события на тех или иных рынках, определяются решениями, которые принимают люди. Поэтому экономическая наука изучает не объективные процессы наподобие природных явлений, а поведение людей в тех или иных хозяйственных ситуациях. Исследуя их, экономическая наука помогает людям, фирмам и государству лучше предвидеть последствия своих решений в сфере экономики.

Давайте рассмотрим структуру экономики. Студенты перечерчивают схему в тетрадь, а преподаватель делает пояснения. Структура экономики

Предприятия и фирмы объединяются в отдельные отрасли по производственному принципу. Этот принцип называется

2. мезоэкономика – рассматривает поведение отдельных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства

Отдельные отрасли или их группы объединяются в

3. макроэкономика – рассматривает поведение или функционирование национальной экономической системы в целом

одно целое – государственную экономику, которая называется

Отдельные государства в их совокупности

4. метаэкономику – рассматривает поведение или функционирование мировой экономики в целом






объединяются в


Более подробно остановимся на двух разделах экономики: микро- и макроэкономике. Студенты под диктовку записывают определения этих терминов (см. таблицу).

Микроэкономика

Макроэкономика

Отрасль экономической науки, изучающая поведение фирм, домашних хозяйств и других экономических единиц, а также функционирование рынков и общую эффективность распределения ресурсов.

Рассматривает проблемы: спроса, предложения, формирования цен, издержки производства, методы увеличения прибыли

Отрасль экономической науки, изучающая действие систем хозяйствования общества в целом.

Рассматривает проблемы: совокупного спроса и предложения, общего уровня цен, инфляции, экономического роста, уровня занятости

Чтобы удовлетворять свои потребности, люди научились добывать блага.

Первой задачей экономики было удовлетворение основных (биологических) нужд. Именно нужды являются основой формирования конкретных потребностей людей. Назовите эти потребности (пища, одежда, жилье, безопасность, лечение).

Для производства жизненных благ люди используют «факторы производства». Принято выделять основные виды факторов производства:

1. труд – использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ;

2. земля – все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ;

3. капитал – производственно-технический аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых благ (здания, сооружения производственного назначения, станки, оборудование и т.д);

4. предпринимательство – оказываемые обществу услуги особого рода, состоящие в создании для производства и распределения, жизненных благ новых коммерческих организаций, называемых фирмами. Совершенствуя способы использования факторов производства, человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важных элемента: специализацию и торговлю. В основе специализации лежит специализация труда людей.

В действительности перед хозяйственным механизмом нашей цивилизации стоит еще более сложная задача: круг потребностей людей куда шире, чем набор физиологических условий существования.

Возникновение разрыва между материальными желаниями людей и возможностями их удовлетворения создало дефицит. Именно это и является главной экономической проблемой, которая заключается в ограниченности факторов производства и производимых с их помощью благ относительно потребностей людей. Ограниченность – это недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, который люди хотели бы получить.

3. Закрепление изученного материала

3.1. Чтобы лучше усвоить понятия макро- и микроэкономики, ответьте, какие из следующих утверждений относятся к микроэкономике, а какие к макроэкономике:

1. Уровень безработицы в России в 2008 году составил 10,5%

2. В декабре 2009 года было уволено 45 рабочих с ОАО «Луч»

3. За 2010 год цены на потребительские товары в стране выросли в 1,22 раза

4. Неурожай мандаринов в Грузии привел к повышению цен на мандарины на московских рынках

5. Совет директоров корпорации «General Motors» принял решение о базовой цене на новую марку автомобиля

6. На российских рынках сократилось количество продаваемых иностранных автомобилей в связи с тем, что были увеличены таможенные пошлины на их ввоз

7. В течение 2009 года объем национального производства в стране сократился в реальном выражении по сравнению с 2008 годом

Ключ к тесту

1. макроэкономика

2. микроэкономика

3. макроэкономика

4. микроэкономика

5. микроэкономика

6. макроэкономика

7. макроэкономика


3.1.1. Заполните схему «Производство как преобразующая система» (см. рабочую тетрадь «Основы экономики» тема «Назначение и структура экономики»)

3.2. Являются ли следующие утверждения верными? Ответьте «да» или «нет».

1. Экономическая теория – это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления, материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов

2. Труд – использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ

3. Государственная политика, направленная на общий подъем производства в стране, изучается в рамках микроэкономики

4. Для производства жизненных благ люди используют факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательство

5. Ограниченность – это достаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, который люди хотели бы получить

Ответы на утверждения:

1. да

2. да

3. нет

4. да

5. нет


3.3. Решите тест. Выберите единственно правильный вариант ответа.

1. Что из данного перечня не относится к экономическим благам:

а. хлеб;

б. солнечный свет;

в. джинсы;

г. стрижка в парикмахерской;

д. рояль.

2. Специализация и разделение труда приводит:

а. к взаимозависимости производителей;

б. повышению производительности труда;

в. обмену излишками;

г. всему вышеперечисленному;

д. следствиям, перечисленным в вариантах ответа (б) и (в).

3. К экономическим ресурсам относятся:

а. труд;

б. земля;

в. капитал;

г. предпринимательская способность;

д. все вышеперечисленное.

4. Что из данного перечня не является капиталом, если последний рассматривать как фактор производства:

а. сборочно-конвейерная линия;

б. деньги;

в. здание фабричного цеха;

г. станок с числовым программным управлением;

д. перечисленное в вариантах б, в и г.

5. Центральной проблемой экономической теории является:

а. снижение производительности труда;

б. ограниченность материальных потребностей общества;

в. ограниченность ресурсов в сочетании с практическими безграничными материальными потребностями;

г. изменение валютных курсов;

д. работа фондовых бирж.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

б

Б

Д

б

в

4. Подведение итогов, выставление оценок.

5. Домашнее задание. Составить экономический кроссворд по определениям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!