СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» по теме «Налоговая система»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В уроке рассматриваются экономические понятия (налог, сбор, пошлина, налоговая система); ознакомить студентов с историей возникновения налогов; принципами налогообложения и видами  налогов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» по теме «Налоговая система»»

Конспект урока по дисциплине

«Основы экономики, менеджмента и маркетинга»


ТЕМА «НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА»

Цель: изучить экономические понятия (налог, сбор, пошлина, налоговая система); ознакомить студентов с историей возникновения налогов; принципами налогообложения и видами налогов.

Задачи:

1. изучение и закрепление теоретических знаний по теме в игровой форме (тест, заполнение таблиц, схемы, вопросы-размышления);

2. формирование навыков коллективной учебной деятельности, развитие коммуникативных способностей студентов;

3. развитие мыслительной деятельности студентов, их творческих возможностей, расширение кругозора студентов.

Организационная форма занятия: урок

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный с изучением нового материала и контроля

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

Методы обучения: игровой, проблемно-поисковый.

Продолжительность занятия: 2 часа

Ход занятия

1. Формирование новых знаний

Налоги – это цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе.

Оливер Уэнделл Холмс (писатель)

Налоги для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы.

Адам Смит

Из всех видов долгов человек менее всего склонен платить налоги.

Ральф Уолдс Эмерсон


Выполнение общественных функций, которые берет на себя государство, – а это далеко не только ведение войн, но и, например, содержание системы правосудия или здравоохранения, – требует денег. С давних времен основным источником доходов государства являются налоги. Уже в Библии можно встретить: "И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону, исключая только землю жрецов, которая не принадлежала фараону" (Ветхий Завет, 47:26). Налоги собираются для обеспечения государственных расходов, и граждане хотя и неохотно, но вынуждены платить налоги, чтобы иметь возможность пользоваться услугами государства.

Налоги могут иметь как денежное выражение, так и натуральный вид. В Средние века феодалы собирали натуральный оброк (простейший вид налога), который затем стал приобретать денежную форму. Но в годы войны возможно возвращение к натуральным налогам. В годы гражданской войны Советское правительство собирало с крестьян налог лошадьми для нужд армии.

Налоги не только пополняют государственный бюджет, но и позволяют регулировать экономические процессы.

Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Сутью любого налога является принудительное изъятие в пользу государства части дохода самостоятельного экономического субъекта.

Взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, но не с каждым конкретным членом общества. Гражданин не может выбрать, какие налоги он хочет платить, а какие нет. Из этого правила есть лишь одно исключение – в Германии верующие люди платят церковный налог (10% дохода), а неверующие не платят, причем им не надо представлять в налоговую инспекцию справку о своем неверии.

Более того, во многих странах существуют конституционные запреты на решение вопросов о налогообложении путем референдума, т. е. граждане не могут большинством голосов взять да и отменить налоги, которые они платят. Такая норма содержится и в Федеральном конституционном законе от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", пункты 3, 4 ч. 2 ст. 3 которого предусматривают, что на всероссийский референдум не могут выноситься вопросы о налогах и бюджете. Такой запрет объясняется тем, что люди – ни в России, ни в других странах – не любят платить налоги, ведь изъятие части дохода сужает пространство для потребительского выбора и ограничивает свободу человека.

Налогов всегда взималось немало. В Римской империи, например, их было более двух сотен. В конце 20-х годов в СССР в бюджет взималось немного – немало 86 видов платежей, в настоящее время их – 29. Роберт Хайнлайн, известный американский фантаст, недаром сказал "Власть учреждать налоги, будучи однажды дана, предела не имеет".

Петр I, ведя непрерывные войны и проводя многочисленные реформы, нуждался в деньгах. И не малых! Меры по увеличению доходов государства начали проводиться еще в конце XVII века. Увеличивались налоги с бань, с лавок и т.д. При Петре I даже были специальные люди – "прибыльщики", которые были обязаны "сидеть и чинить государю прибыль", другими словами, придумывать новые налоги. Не без их стараний в 1704 году были введены налоги со свадеб, с русского платья, погребной, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, с мельниц, с найма домов, сапожный, шапочный и т.д. В Башкирии "прибыльщики" взимали налоги за глаза: за карие - 2 алтына или 6 копеек, за серые - 8 денег или 4 копейки. В конце своего царствования Петр I задумался – уж не перебрал ли он с налогами, и взамен многих мелких сборов "дабы государство не оскудело" ввел подушную подать, которую брали и с младенцев, и со столетних стариков.

Имя Петра I вписано в историю развития системы налогообложения в России. Пройден долгий путь от бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму, до организованной системы налогообложения.

Законодательное определение налога дано в ст. 8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Принят Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (собрание законодательства Российской Федерации.– 1998.– № 31.– ст. 3824 (с изменениями и дополнениями)).

Федеральными признаются налоги, обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Установление и введение федеральных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства – Парламента РФ. Они обязательны к уплате на всей территории РФ. Однако эти налоги поступают не только в федеральный бюджет, они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Региональными признаются налоги, которые вводятся на территории соответствующего субъекта Федерации законом субъекта. В то же время, это не означает, что субъекты Федерации свободны в определении условий взимания региональных налогов. Налоговый кодекс РФ определяет, что, устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Федерации определяют налоговые льготы, ставку (в пределах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности. Такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговый период, налоговая база, порядок исчисления, устанавливаются только в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

Местные налоги устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Устанавливая местный налог, соответствующий представительный орган вправе определить те же элементы юридического состава налога, что перечислены выше для региональных налогов. Ряд существенных элементов состава местных налогов также устанавливает федеральный законодатель (п. 4 ст. 12 части первой НК РФ).

Прямой налог – это налог, источником уплаты которого является капитал или имущество конкретного налогоплательщика. Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ. Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений).

К прямым налогам относятся:

  • личный подоходный налог;

  • налог на прибыль;

  • налог на наследство;

  • налог на имущество;

  • налог с владельцев транспортных средств и др.

Особенностью прямого налога является то, что агент, чей доход уменьшается, и налогоплательщик, который перечисляет сумму налога государству, – это одно и то же лицо.

Косвенный налог – это налог, на потребление, уплата которого в конечном итоге производится налогоплательщиком за счет конечного потребителя. Например, налогом на добавленную стоимость облагается продавец, однако он просто включает его в цену и, фактически налог уплачивает покупатель. Продавец же просто переводит полученные средства государству. Косвенный налог взимается в процессе расходования материальных благ.

Как пример косвенных налогов можно указать акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, которые в конечном итоге оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включаются эти налоги.

К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость – НДС;

  • налог с оборота;

  • налог с продаж;

  • акцизный налог;

  • таможенная пошлина.

Акцизы – это косвенные налоги, которые устанавливаются на ограниченный круг товаров, которые, как правило, характеризуются высокой доходностью и массовостью потребления.

Классические подакцизные товары – сигареты, спиртные напитки. Часто говорят, что акцизы – это налоги на "греховное поведение". Потребители таких товаров слабо реагируют на рост цены товара в результате введения акциза. Считается, что доходы от сбора акцизов хотя бы частично покрывают затраты на лечение наркоманов, алкоголиков, больных раком, полученным вследствие курения.

Акцизами облагаются и другие товары, например, ювелирные изделия, ковры, меха, бензин, смазочные масла и т.д. С "греховными" товарами их объединяет то, что потребители этих товаров также слабо реагируют на рост цены товара и продолжают делать покупки.

Сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина.

В российском законодательстве существуют три вида пошлин:

1) государственная;
2) регистрационная;
3)  таможенная.

Государственная пошлина взимается за ряд действий, совершаемых в пользу плательщика, – принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту). (Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине"//Собрание законодательства Российской Федерации.– 1996.– № 1.– Ст. 19 (с изменениями и дополнениями)).

Регистрационная пошлина взимается при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др. (Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-1//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.– 1992.– № 42– Ст.2319.

Таможенная пошлина взимается при совершении экспортно-импортных операций.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)".

К категории сборов относятся (ст.13-15 НК РФ):

1) государственная пошлина;
2) таможенные сборы;
3) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
4) федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.

Государственная пошлина относится к категории сборов Налоговым кодексом, но это не синоним термина "сбор", а платеж в соответствии с ФЗ "О государственной пошлине".

Впервые принципы налогообложения были сформулированы шотландским экономистом и философом А. Смитом (1723–1790) в его знаменитом произведении "Исследование о природе и причинах богатства народов", опубликованном в 1776 г. Принципы взимания налогов, сформулированные А. Смитом, естественны и просты. Налоговая система, по его мнению, должна быть:

  • справедливой, т. е. каждый гражданин обязан платить налоги соразмерно своим доходам: "...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства";

  • понятной, т. е. налогоплательщик должен знать цель, сумму, способ, время налогового платежа;

  • удобной, т. е. налоги должны взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, а не для того, кто собирает налоги;

  • недорогой, т. е. расходы по сбору налогов должны быть существенно меньше суммы налоговых поступлений.

Предложенные Адамом Смитом принципы налогообложения, позднее названные "декларацией прав плательщика", сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем 200-летнее развитие общества перечень принципов построения налоговой системы, сформулированный А. Смитом, был дополнен целым рядом других.

Для каждого налога устанавливаются:

  • субъект налогообложения – это тот, кто должен платить налог, или налогоплательщик. Субъектом налогообложения может выступать как физическое лицо – в случае уплаты подоходного налога, так и юридическое лицо – в случае уплаты налога на прибыль.

  • объект налогообложения – это то, что облагается налогом. Объектом налогообложения может выступать доход, имущество или определенные виды товаров.

  • ставку налога. Налог может выплачиваться по твердым и долевым ставкам. В первом случае налог устанавливается в абсолютной сумме к объекту налогообложения (например, столько-то рублей с литра бензина). Во втором - устанавливается некая доля (процент) к налогооблагаемой базе (величине дохода, заработной платы, стоимости имущества).

Современная налоговая система России формировалась в начале 90-х годов XX века. В конце 1991 г. был принят Закон РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации". В течение 1992-1995 гг. серьезные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов.

Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков (юридических и физических лиц) на всей территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи "питают" бюджетную систему РФ.

2. Закрепление изученного материала. Задания из рабочей тетради по дисциплине «Основы экономики» тема «Налоговая система»

2.1. Найдите соответствующий термин или понятие.

2.2. Заполните таблицу «Трехуровневая система налогов и сборов Российской Федерации»

2.3. Ответить на вопросы теста

.2.4. Ответить на вопросы-размышления

2.5. Заполнить схему «Налоги и их виды»

3. Подведение итогов, выставление оценок.

4. Домашнее задание. Самостоятельная работа.

«Система налогообложения в Р.Ф», «Налоги, понятие, сущность, значение»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!