СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по экономике "Безработица"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по экономике "Безработица"»

Тема урока: Безработица.

Цель: – знакомство учащихся с явлением безработицы.

Задачи урока:

Образовательная:

– познакомить обучающихся с основными причинами возникновения безработицы, видами и последствиями, стимулируя интерес обучающихся к решению проблем, возникающих вследствие безработицы.

Воспитательная: - формировать у учащихся познавательную потребность, интерес к проблемам безработицы, повысить грамотность речи, учить отстаивать собственную точку зрения.

Коррекционно-развивающие: - развивать критическое мышление учащихся через обобщения представляемой информации;

- развивать воображение, мобильность внимания.


Ход урока.


1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Подготовка класса к уроку.

Отметка отсутствующих учащихся.

Психологический настрой.


2. Актуализация знаний.

Учитель: приглашаю выйти к доске 10 человек. Вышедшим дается возможность вытянуть один из предложенных листов, на которых написаны названия социальных групп и профессий.

Теперь проводим игру.

Учитель задает вопросы, а учащиеся, в соответствии с выбранной ролью, делают шаги вперед, если они могут себе это позволить.

1. Вы можете пойти в библиотеку и взять себе книгу почитать?

2. Вы можете раз в неделю покупать себе торт?

3. Вы можете менять телефон один раз в полгода?

4. Вы можете каждое лето отдыхать в Крыму?

5. Вы можете покупать обновку кому-то из семьи раз в месяц?

6. Вы можете купить себе автомобиль?

7. Вы можете посещать театр раз в месяц? (билет от 500 рублей)

8. Вы можете поехать за границу?

9. Вы можете пригласить друзей на день рождение?

10. Вы можете взять кредит или ипотеку?

Вопрос классу: Определите социальное положение или профессию каждого игрока.


Ответ:

1.Бизнесмен

2. Милиционер (военный)

3. Учитель

4. Пенсионер

5. Студент

6. Депутат

7. Продавец

8. Безработный


- Итак, давайте посмотрим, кто ушел далеко вперед, а кто остался почти на месте. • Попробуйте определить профессию или социальный статус каждого из них. Остался на месте один. Он не может себе позволить ничего.

Почему? Ответ – он безработный!!!!!!!!!!!!!!!!

3.Изучение новой темы.

Вот мы и подошли к теме нашего урока.

Тема урока: Безработица, ее причины и последствия.

Давайте в тетрадях запишем тему нашего урока.

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного рабочего и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться. Сегодня нам нужно не только найти ответ на вопрос, что же такое безработица, каковы ее последствия, но и какие меры необходимо принимать для того, чтобы решить проблему безработицы.

Безработица – это добро или зло? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

Работа с понятиями.

Население страны делится на: трудоспособное, нетрудоспособное

1.Занятые трудоспособные, имеющие работу. (Дети до 16 лет)

2. Добровольно не занятые. (Инвалиды)

3. Безработные трудоспособные. (Пенсионеры не имеющие работу, но стремятся найти работу)

Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место).

-О какой части населения говорится в определении? (о трудоспособном) Трудоспособные граждане - лица 16 лет и старше, желающие трудиться. Среди трудоспособных граждан выделяют занятых и безработных.

Занятые – та часть активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Безработные – относящиеся к активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.

Причины безработицы.

Скажите, ребята, а почему человек становится безработным?

В чем причины безработицы? Ответ.

1. Изменение потребительского спроса на товары и услуги.

2. Поиск или ожидание получение рабочего места.

3. Спад производства.

4. Особенности производства в отдельных отраслях.

5. Сезонная безработица.

Последствия.

1.Спрос на новые профессии.

2. Первое трудоустройство, смена работы.

3. Сокращение рабочих мест, увольнение работников.

4. Сезонная работа.


4.Физкультминутка (разминка для глаз)

Виды безработицы. Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные виды:



Естественная безработица. Вынужденная безработица.

Естественная безработица: связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу. Поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии.

Особенностью безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации

(сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.

К вынужденным безработным относятся люди:

- уволенные с работы по приказу администрации;

- уволившиеся по собственному желанию;

- ожидающие восстановления на прежней работе;

- нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;

- сезонные рабочие (не в сезон);

Меняется набор профессий, требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера. Люди, имеющие профессии, не соответствующие современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти себе работу.

Уровень безработицы при полной занятости носит название «естественного уровня безработицы» Это значит, что все люди, которые хотят работать и работу активно ищут, работу рано или поздно находят.


5.Закрепление.

Закрепление рассмотренного материала мы в форме деловой игры – соревнования между «фирмами». Каждая «фирма», т.е. группа по ходу закрепления будет набирать в свой актив за выполненные задания баллы, которые будут свидетельствовать об успешности работы «фирмы». Успешнее та «фирма», которая наберет наибольшее количество баллов. Я надеюсь, что ваша конкуренция будет честной. Ведь честь превыше всего. Следить за данным процессом и подсчитывать баллы будет специалист Центра занятости населения, роль которого будет выполнять.

Итак, начинаем.

1тур. Безработица и её последствия.

1.Что такое безработица?

Наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

2. Всякий ли неработающий называется безработным?

Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учёте в службе занятости.

3.Почему безработица считается одной из самых болезненных проблем даже для самых развитых стран?

Спад производства, потеря источника дохода, сокращение спроса на товары, обострение политической ситуации в стране, рост числа преступлений, эпидемии т.д.


2 тур. Определите статус лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве (занятый, безработный)


1.Работник текстильного предприятия в г. Каспийск, переведенный на режим неполного рабочего дня(относится к категории занятых в составе рабочей силы).

2.Слесарь, уволенный с предприятия «Завод им. Гаджиева» из-за сокращения числа рабочих мест и, отчаявшись найти работу, прекративший её поиски

(он не является ни лицом, входящим в состав рабочей силы, ни безработным, поскольку прекратил поиски работы. Этот человек относится к категории лиц, выбывших из состава рабочей силы).

3.Женщина, ушедшая с работы в декретный отпуск (включается в состав рабочей силы и рассматривается как занятая).

4.Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет. ( Петя Васечкин – это лицо, не достигшее трудоспособного возраста, поэтому не рассматривается в качестве потенциального работника, не включается в состав рабочей силы).

5.Программист Магомед Магомедович, уволенный из-за ликвидации конторы, в которой он работал, и обратившийся с просьбой о работе в государственную службу занятости. (М.Магомедович имеет статус безработного и входит в состав рабочей силы).

6.Медсестра Джалилова Патимат, работавшая в Рязани, вышла замуж за москвича, переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну из московских поликлиник (безработная, входит в состав рабочей силы).


3 тур. Задача.

В стране Россия в августе было 10 млн. человек безработных и 90 млн. человек занятых.

Определите уровень безработицы

Решение:

 численность рабочей силы = 90 млн. + 10 млн. человек.

уровень безработицы = 10:100 100%=10%

/подсчет баллов/


6.Итог урока. Рефлексия.

- А сейчас закончите любое предложение, выразив своё мнение о сегодняшнем уроке:

- Самое интересное на уроке было ………………..

- Мне понравилось ………………………………….

- Сегодня на уроке я так и не понял ……………….

- Меня заинтересовало ……………………………...

- Хотел бы узнать подробнее о ……………………..

- Мне не понравилось ……………………………….

- Я считаю, что сегодня мы ………………………….

Благодарю за урок. “Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы”. Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей, и тогда, наверняка, проблема безработицы обойдет вас стороной.

























Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место).

Занятые – та часть активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Безработные – относящиеся к активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место).

Занятые – та часть активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Безработные – относящиеся к активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место).

Занятые – та часть активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Безработные – относящиеся к активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место).

Занятые – та часть активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Безработные – относящиеся к активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место).

Занятые – та часть активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Безработные – относящиеся к активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!