Конспект урока по физике в 9 классе
Тема урока: . Принципы радиосвязи и телевидения. Радио Попова
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: интегрированный
Цели урока:
Образовательная:
ознакомить учащихся с практическим применением электромагнитных волн; раскрыть физический принцип радиотелефонной связи;
усвоение понятий: радиосвязь, модуляция, детектирование, интернет-радиоприемник, сервер, станция; формирование умений применять основы радиотехники на практике с помощью инновационных технологий.
Развивающая:
развивать умение анализировать учебный материал, сравнивать, сопоставлять изучаемые факты, применять знания в конкретных ситуациях.
Воспитывающая:
воспитывать коммуникативные умения публично выступать по теме, культуру речи, формировать познавательный интерес к радиотехнике;
формировать интереса к предмету физики и информатики;
воспитывать гордость за нашего соотечественника, первым передавшим радиотелеграфное сообщение.
Методы урока: беседа, рассказ с применением ПК, обсуждения, самостоятельная работа (частично-поисковый метод).
Формы организации познавательной деятельности:
Индивидуальная
Фронтальная
Межпредметные связи: физика, информатика.
Материально-техническое обеспечение урока:
Компьютер преподавателя.
Технологическая карта урока
Тема урока « Принципы радиосвязи и телевидения. Радио Попова»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организация начала занятия | Поздороваться, спросить дежурного об отсутствующих, положительный настрой на работу и сотрудничество. | Настраиваются на работу. |
|
Проверка домашнего задания | Фронтальный опрос по предыдущим темам. | Отвечают на вопросы. | Учащиеся определяют границы своего знания и незнания |
Актуализация субъективного опыта учащихся | Проверка знаний предыдущего материала по теме «Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн».
Приводит к выводу, что темой урока будет «Изобретение радио. Принципы радиосвязи» | Тестовое задание; уч-ся вспоминают устройство колебательного контура, получение, передачу и прием электромагнитных волн в опытах Герца. | Самостоятельное формулирование темы и цели урока. |
Изучение новых знаний и способов деятельности | Предлагает работу по схеме: а) Изобретение радио б) Радиотелефонная связь в) Модуляция, детектирование г) Блок-схема д) Виды радиосвязи
| 1.Уч-ся называют и записывают
2. Отвечают на вопросы
3. Записывают определение в тетрадях
4. По рисунку определяют модуляцию и детектирование
5. Записывают в тетради | планируют способы достижения намеченной цели
осуществляют учебные действия по намеченному плану
использование групповой работы и индивидуальной развивает коммуникативные способности. |
Первичное закрепление понимания изученного | Фронтальный опрос по изученной теме | Отвечают на вопросы преподавателя, выясняют моменты, которые вызывают затруднения | Осуществляют контроль и самоконтроль |
Закрепление пройденного материала | Проводит тестовый контроль.
Работа с учебником
Проводит проверку заданий, исправляет и объясняет ошибки. | Отвечают на тесты. Работают с учебником. Исправляют ошибки | Формулируют затруднения и осуществляют самостоятельно коррекцию |
Применение изученного материала | Решение задач по новой теме | Учащийся решает задачу на доске, остальные записвают в тетрадях | Осуществляют контроль и самоконтроль |
Домашнее задание | Преподаватель дает дом.задание
Домашнее задание: учебник: А.А.Перышкин, Физика9, §,46. с.191-195 | Учащиеся записывают дом задание | Осуществляют индивидуальную самостоятельную работу |
Подведение итогов учебного занятия | Благодарит за работу. Подводит итоги. Выставляет оценки | Учащиеся слушаю, выставляют себе оценки |
|
Рефлексия | Организация рефлексии и самооценки учениками своих УД на уроке | Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность на уроке, предлагают способы коллективного решения проблем. | Анализ и обобщение полученных ЗУМов, умение использовать их в практической деятельности |
Ход урока:
Эпиграф к уроку:
"Счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи". А.С.Попов
Организационный этап (1 мин)
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, проверка явки учащихся.
Актуализация мыслительной деятельности (5 мин)
Человек живет в океане электромагнитных волн. Его ежедневно, окружают различные излучения. Одним из самых известных являются радиоволны. Это э/м волны с длиной волны от долей миллиметра до нескольких километров. Название волн определено по их предназначению и для радиоволн характерны все свойства э/м волн. Получение и регистрация э/м волн подтолкнуло физиков и техников всего мира к поискам средств совершенствования излучателя и приемника, практического использования этих устройств. И, когда 7 мая 1895 года Александр Степанович Попов продемонстрировал прибор для приема э/м волн, и тогда началась эра радио. Итак, прежде чем познакомиться с новой темой , давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых занятиях.Итак,поднимаем руку кто может дать ответ на данный вопрос:
Что представляет электромагнитное поле? (Это - совокупность электрического и магнитного полей, которые могут, при определённых условиях, порождать друг друга, а вместе образуют электромагнитное поле.)
Что такое электромагнитное колебание? (Электромагнитные колебания — это колебания электрических и магнитных полей, которые сопровождаются периодическим изменением заряда, тока и напряжения.)
Что такое электромагнитная волна?( Это — распространяющееся в пространстве возмущение (изменение состояния) электромагнитного поля.)
Кто теоретически доказал существование электромагнитных волн? (В 1865 году Дж. Максвеллом было теоретически предсказано существование электромагнитных волн. )
Кто получил электромагнитные волны на практике? (Электромагнитные волны впервые удалось обнаружить Генриху Герцу в 1888 г)
ПРЕЖДЕ ЧЕМ МЫ ОПРЕДЕЛИМ ТЕМУ УРОКА.ДАВАЙТЕ послушаем ваш ДОКЛАД (д/з)(зачитывают доклад) и так тема нашего урока -это радиосвязь
Изучение нового материала (20 мин) У каждого из вас в кармане есть телефон. Мы привыкли к этому и считаем это обычным явлением. И мало кто из вас задумывался о том, сколько труда было затрачено людьми на создание такой, казалось бы, простой вещи. Путь к созданию наших современных сотовых телефонов начинался почти 150 лет назад. Ведь именно в 1864 году британским физиком Джеймсом Максвеллом было предсказано существование электромагнитных волн. Именно с помощью них мы связываемся по телефону друг с другом.
Начало развитию электросвязи было положено в 1837 г., когда американским художником и изобретателем С.Морзе был создан телеграфный аппарат. Он создал азбуку, в которой каждая буква алфавита зашифрована сочетанием точек и тире. Телеграф получил образное название "говорящая молния". В 1876 г. американским инженером А.Г.Беллом был изобретен телефон.
Опыты Герца открыли перед человечеством возможность применения радиоволн для осуществления связи.
7 мая 1895 г. А.С.Попов публично демонстрировал радиоприемник, а в сентябре того же года, присоединив к схеме телеграфный аппарат Морзе, вел запись принимаемых сигналов на ленту. А вот Попову впервые удалось осуществить беспроводную передачу данных с помощью электромагнитных волн .
К заслугам Попова относится создание приемной антенны, которая может принимать большое количество энергии и именно в ней должен индуцироваться переменный ток.
Главная часть-когерер; звонок; источник постоянного тока; приёмная антенна.
Работа приемника заключается в следующем:
Батарея создает ток в цепи, в которую был включен когерер и звонок, но звенеть он не мог т.к. когерер обладал большим сопротивлением - ток не проходил.
Когда на приемную антенну попадала электромагнитная волна и в ней индуцировался электрический ток, то складываясь с током от батареи, он уже был достаточно большим. В этот момент проскакивала искра в когерер. Опилки спекались и по прибору шел ток, звонок звенел.
Кроме этого в приемнике был ударный механизм, который одновременно ударял и по звонку и по когереру, встряхивая его. После удара сопротивление увеличивалось, и звонок переставал звенеть до следующего приема электромагнитных волн.
Принципы радиосвязи
Принципы радиосвязи
1) Задающий генератор вырабатывает гармонические колебания высокой частоты (несущая частота более 100 тыс. Гц).
2) Микрофон преобразует механические звуковые колебания в электрические той же частоты.
3) Модулятор изменяется по частоте или амплитуде высокочастотные колебания с помощью электрических колебаний низкой частоты.
4) Усилители высокой и низкой частоты усиливают по мощности высокочастотные и звуковые (низкочастотные) электрические колебания.
5) Передающая антенна излучает модулированные электромагнитные волны.
6) Приемная антенна принимает электромагнитные волны. Электромагнитная волна, достигшая приемной антенны, индуцирует в ней переменный ток той же частоты, на которой работает передатчик.
7) УВЧ.
8) Детектор выделяет из модулированных высокочастотных колебаний низкочастотные колебания.
9) УНЧ.
10) Динамик преобразует электромагнитные колебания в механические звуковые колебания.
Радиосвязь – передача и приём информации с помощью радиоволн, распространяющихся в пространстве без проводов. ( записывают в тетради)
Виды радиосвязи:
Я приготовила небольшую викторину для закрепления
1. Занимательная викторина.
М.В.Ломоносов, И.В.Курчатов, А.С.Попов, П.Л.Капица, И.П.Кулибин.
М.Фарадей, Д.Максвелл, Г.Герц, А.Эйнштейн, А.Нобель, И.Ньютон.
раздатчика, приёмщика, передатчика, переводчика, носильщика.
гардеробщика, радара, сонара, радиоприёмника, глушителя.
заземления, мачты, антенны, усилителя, вышки.
никеля, хрома, меди, годзиллы, мозиллы, крокодила, театра, оперы, балета.
дискете, кассете, винчестере, дробовике, ударнике, барабане.
качели, карусели, маятнике, часах, колебательном контуре, гитаре, трубе.
профессор, процессор, принтер, сканер.
газовой колонки, музыкальной колонки, танковой колонны, громкоговорителя,
глушителя, динамика.
саксофон, монитор, домофон, телефон, телевизор, зазор, кругозор.
телескопа, микроскопа, иконоскопа, кинескопа, фильмоскопа, матрицы.
Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.)
Учитель: ребята сегодня мы с вами прошли тему принципы радиосвязи, давайте повторим, что такое радиотелефонная связь и виды радиосвязи.
Учащиеся: отвечают на вопросы, обсуждая и дополняя друг друга.
Рефлексия деятельности (2 мин)
Оценивание урока, а также обучающихся преподавателем.
Итог урока (2 мин.)
Выставление оценок, домашнее задание.
Домашнее задание: учебник: А.А.Перышкин, Физика9, §,46. с.191-195
для желающих: сообщения: телевидение; жидкокристаллический и плазменный дисплеи.