География 8 класс.
Тема урока: Засушливые территории России (зона полупустынь и пустынь)
В ходе урока вы узнаете:
Об особенностях географического положения зон полупустынь и пустынь.
Как взаимозависимы компоненты природы зон?
Какие особенности хозяйственной деятельности и экологические проблемы характерны для полупустынь и пустынь?
Краткое содержание урока:
Климат и воды, органический мир, хозяйственная деятельность и экологические проблемы.
Ключевые слова:
Полупустыни, пустыни, засушливый климат, экологические проблемы, природные условия, хозяйственная деятельность.
Основные понятия:
Полупустыня – тип ландшафта, промежуточный между степью и пустыней в умеренных географических поясах и между саванной и пустыней в тропических, с соответствующими смешениями растительности, животных и почв.
Пустыня – тип ландшафта, характеризующийся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной.
Ход урока:
1. Географическое положение пустынь и полупустынь
В России зоны полупустынь и пустынь занимают всего около 1,5% территории. Они расположены на самой северо-западной окраине обширных пустынь Евразии. В хозяйственном плане это рубеж, где земледелие возможно только с орошением и поэтому сменяется животноводством.
2. Климат и внутренние воды пустынь и полупустынь
Полупустыни и пустыни – это самые жаркие зоны России со средней температурой июля до +25 °С и большим количеством солнечных дней – не менее 200. Из-за сильной жары часто пересыхают реки и озёра, выгорает растительность. В этих зонах мало рек, грунтовые воды залегают глубоко, озёра засолены. В самых крупных солёных озёрах – Эльтоне и Баскунчаке — содержатся большие запасы солей.
3. Растительный и животный мир пустынь и полупустынь
Растительность по направлению к пустыням становится всё более разреженной. Там, где её нет, образуются песчаные бугры и западины. Среди растений преобладают засухоустойчивые виды.
Крупные копытные животные в современных пустынях отсутствуют. Преобладают грызуны (тушканчики, суслики, песчанки), пресмыкающиеся (ящерицы, змеи), встречаются хищники (волки, лисицы, барсуки).
4. Сельское хозяйство в пустынях и полупустынях
Засушливый климат обусловливает традиционный вид хозяйственной деятельности населения – животноводство. Земледелие возможно только при орошении и развивается преимущественно в оазисах. Особый земледельческий район – Волго-Ахтубинская пойма вдоль нижнего течения Волги и её рукавов. Обилие воды и солнца способствует выращиванию здесь арбузов, овощей, пшеницы, риса, а луга богаты сочными травами.
5. Промышленность и экологические проблемы пустынь и полупустынь
В зонах полупустынь и пустынь добывают природный газ, соли. В городах производят продукты питания, одежду, обувь. Крупнейший город – Астрахань –расположен в устье Волги. Под воздействием слишком интенсивного выпаса скота растительный покров не успевает восстанавливаться, происходит опустынивание – увеличение площади лишённых растительности земель. Крупнейшей в Европе пустыней является пустыня Калмыкии. Она продолжает увеличиваться.
Практическая работа:
Работа с контурной картой:
- выделить цветом зоны пустынь и полупустынь в России
-условными знаками обозначить полезные ископаемые зон пустынь и полупустынь.
Литература:
Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс : учеб.для общеобразоват. организаций / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. ― 5-е изд. ― М.: Просвещение, 2017.
Задание:
В каких субъектах Федерации встречаются полупустыни и пустыни?
1) Республика Калмыкия
2) Тверская область
3) Волгоградская область
4) Астраханская область
5) Смоленская область
6) Республика Саха (Якутия)
Успех выполнения подобных заданий – знание географии пустынь и полупустынь в России и умение сопоставлять тематическое содержаний физической карты и административной карты страны.
Ответ: 1,3,4
Задание:
При планировании размещения предприятий разных отраслей хозяйства необходимо учитывать особенности природных условий территорий. Какое полезное ископаемое добывается в пределах полупустынь и пустынь?
1) торф
2) соль
3) золото
4) фосфориты
Успех выполнения подобных заданий – знание географии отраслей добывающей промышленности, обеспеченности территорий страны минеральными ресурсами, особенностей формирования и залегания полезных ископаемых и умение сопоставлять тематическое содержаний физической карты и карты минеральных ресурсов.
Ответ: 2