СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по искусству на тему: "Наука и искусство. Знание научное и знание художественное"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему: "Наука и искусство. Знание научное и знание художественное". Поможет учителям искусства в организации учебного процесса по данному предмету.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по искусству на тему: "Наука и искусство. Знание научное и знание художественное"»

Класс: 8

Тема раздела: «Искусство раскрывает новые грани мира»

Тема урока: «Наука и искусство. Знание научное и знание художественное»

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цель урока: уяснить, что культура и искусство необходимы человеку, а также нужны знания научные и художественные.

Задачи урока:

- выявит, какие задачи решает искусство, а какие наука;

- определить функции искусства и науки;

- выяснить, когда искусство отделилось т науки;

- узнать, кто такой был Леонардо да Винчи.

Материалы и оборудование:

  1. ТСО: компьютер, мультимедиа – проектор, экран;

  2. компьютерная презентация «Наука и искусство. Знание научное и знание художественное»;

  3. классная доска;

  4. учебник, тетрадь.

ХОД УРОКА

Учебная ситуация (этапы урока)

Материал урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности (орг. момент)


. - Здравствуйте. Все готовы к уроку, тогда начнем наше занятие.


Личностные

2.Актуализация знаний


- Чтобы вспомнить о том, о чем мы говорили на прошлом уроке проведем тест.

Художественный образ, стиль, язык

1. Что такое художественный образ?

А) художественное отношение художника

Б) обобщенное представление о действительности В) фантазия художника

2. Что такое стиль в искусстве?

А) художественное отношение художника

Б) обобщенное представление о действительности

В) почерк, приемы, особенности

3. Что такое язык в искусстве?

А) способы передачи художественного образа

Б) словесное выражение образа

В) несущественнее явления для искусства

4. Какому художнику принадлежит произведение «Вихрь»? А) Ф.Малявину

Б) В.Боровиковскому В) П.Пикассо

5. Кто создал скульптуру «Граждане Кале»?

А) О.Роден Б) Д.Веласкес В) Л.да Винчи



Ответы детей




Коммуникативные

3.Постановка целей, темы


СЛАЙД 1. - Тема сегодняшнего нашего урока вы видите на слайде: Наука и искусство. Знание научное и художественное. Значит, какая цель нашего урока? (варианты ответов).

Обобщение: Выяснить, что такое наука и искусство их функции, а также выяснить, что объединяет эти две области деятельности человека.

Ответы детей

Регулятивные

4.Решение учебной задачи (объяснение нового материала)








Беседа

СЛАЙД 2. – Почему наука должна быть тесно связана с искусством? (чтобы она приносила людям пользу и радость, а не вред и горе)


СЛАЙД 3. Обобщение: Как сказал великий Гете: «Культуре в равной мере нужны наука и искусство. Для того чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством».

СЛАЙД 4. И ученые, и художники воссоздают мир во имя главной цели – постижения истины, красоты и добра.

СЛАЙД 5. Людей  науки  и  искусства  объединяют  мысль  и  творчество  как  историческая  память  человека. 

СЛАЙД 6. - Какие задачи решает наука? (изучает объективные законы мироздания)

- Какие задачи стоят перед искусством? (передать отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе)


СЛАЙД 7. Обобщение: наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе — отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.


СЛАЙД 8. – Как вы думаете, а какие функции у науки? (варианты ответов)


СЛАЙД 9. Функции науки:

1.познавательная;
2.практически-деятельностная;
3.культурная;
4.культурно-мировоззренческая;
5. социальная (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний).


СЛАЙД 10. – А какие функции выполняет искусство?

СЛАЙДТ11. 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность)
2.Компенсаторная функция (искусство как утешение).
3.Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение).
4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира).
5.Коммуникативная функция (искусство как общение).
6.Информационная функция (искусство как сообщение).
7.Воспитательная функция (искусство как катарсис).
Искусство формирует строй чувств и мыслей людей.
8. Внушающая функция (искусство как суггестия). Искусство — внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику.
9. Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций).
10. Специфическая функция — гедонистическая (искусство как наслаждение).

СЛАЙД 12 – 14. Ещё в Древней Греции учёные задумывались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии, каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.

СЛАЙД. 15. Клио прошлых времен дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Сладкую песню поёт с тростниковою флейтой Эвтерпа,
Терпсихора кифарой влечёт, бурей чувства владея,
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времён героических в книге хранит Каллиопа,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами всё выражая, Полигимния славит героев.
СЛАЙД 16 – 24 Древнегреческие Музы.

СЛАЙД 25. Как вы думаете, в те времена науки, искусства и ремесла существовали сами по себе или были неотделимы друг от друга?

СЛАЙД 26. Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом – «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противоставлялись друг другу. И в Древнем мире, и в Средние века искусство не отделялось от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом и «посвященным». В Китае художников и поэтов называли «мудрецами древности».

СЛАЙД 27. В  эпоху  Возрождения  впервые  утвердилось понимание искусства,  близкое  к  современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества,  тем  самым  отделяя его  от  других  видов  человеческой  деятельности. 

СЛАЙД 28. Кто такой Леонардо да Винчи? (многогранная личность, основоположник художественной культуры Высокого Возрождения)

СЛАЙД 29. Обобщение: Леонардо да Винчи (1452 – 1519) многогранная личность, основоположник художественной культуры Высокого Возрождения – вот уже пять столетий восхищает человечество.

СЛАЙД 30. Он был художником, скульптором, архитектором, писателем, ученым, инженером, изобретателем, анатомом.

СЛАЙД 31. Его гениальные догадки как ученого, инженера, конструктора намного опередили современную ему эпоху.

СЛАЙД32. Он  научно  обосновал  принципы  воздушной  перспективы,  высказал  научные  предположения  об  особенностях зрения  человека.  

СЛАЙД 33. Живопись  он  рассматривал  как  универсальный  язык, способный  воплотить  все  многообразные  проявления  разумного  начала в  природе.

СЛАЙД34.

На примерах деятельности Леонардо  да  Винчи  можно  понять, насколько  неразрывно  научное  и  художественное  творчество. 

СЛАЙД 35. Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две фигуры, наложенные друг на друга и вписанные в круги в квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX веке на основе этого рисунка была составлена шкала пропорций, которая повлияла на современную архитектуру.

СЛАЙД 36. Портреты кисти Леонардо да Винчи – это образы свободных духом, добродетельных и талантливых людей. К ним относится и самый знаменитый портрет – «Джоконда» или «Мона Лиза». Он произвел ошеломляющее впечатление на современников художника. Один из них писал: «Изображение это давало понять всякому, кто постичь, насколько искусство способно подражать природе…».

В портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния.

СЛАЙД 37. Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба, тающий в холодной дымке.

СЛАЙД 38. Взгляд Моны Лизы исполнен мудрости и спокойствия. Сам Леонардо называл глаза распахнутыми окнами, открывающими душе все красоты мира, которые заставляют ее смириться с заточением в телесной оболочке. Картина да Винчи, как и музыка Моцарта, - загадка мира и внутренней жизни человека, неизмеримое богатство его души.

СЛАЙД 39. Любое  научное  знание  воспринимается  всеми 

одинаково. Например,  закон  Архимеда,  теорема 

Пифагора,  законы  всемирного  тяготения  существуют 

как данность.  В  науке  каждое  новое  открытие может  перечеркнуть  сложившиеся  представления  о 

тех  или  иных явлениях. 

СЛАЙД 40. Открытие Магелланом Америки  стало  веским основанием  для опровержения представлений человечества о  том, что Земля плоская.

СЛАЙД 41. После открытия Коперника человечество  признало, что  Земля  и  другие  планеты  вращаются вокруг  Солнца  (гелиоцентрическая  система).

СЛАЙД 42. В  искусстве  каждое  новое  явление  не  отменяет  ценности старого.  Раскопки  археологов  открыли  миру  удивительное изящество и  художественное совершенство  изделий  мастеров  древности СЛАЙД 43. Главной  темой  искусства  во  все  времена  был человек.

 Но  его  изображение  в  дошедших  до  нас  художественных произведениях разных  эпох различно. И нас не  смущают схематичность или нарушение пропорций в изображениях  прошлого.

СЛАЙД 44. Все искусства рассказывают нам о человеке своего времени. И народная песня, существовавшая в устной традиции, и древние культовые песнопения, которые сегодня можно услышать благодаря современной расшифровке, также дают представления о человеке.



























Ответы детей














Ответы детей

Коммуникативные

Личностные

Познавательные


5.Подведение итогов



- О чем мы сегодня говорили на уроке? (варианты ответов)

Обобщение:

Ответы детей

Регулятивные

Коммуникативные

6.Домашнее задание


1. Леонардо да Винчи – ученый (реферат)

2. Леонардо да Винчи – итальянский художник (реферат)



7.Рефлексия


- Все молодцы. Давайте вместе ответим на вопросы:

1. Кто заслуживает сегодня оценки…

2. Мне было интересно…

3. Мы сегодня узнали…

4. Мне было трудно…

5. Довольны вы своими ответами…


Коммуникативные, Регулятивные,

Личностные




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!