СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории в 11 классе. Глобальные проблемы современности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

А) Образовательные: повысить уровень осмысления у старшеклассников

глобальных

проблем; максимально актуализировать их знания по другим предметам;

В) Развивающие: развивать навыки работы в парах, навыки групповой работы;

учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, видеть

причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.

Г) Воспитательная: обратить внимание на нравственные аспекты решения

глобальных проблем.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории в 11 классе. Глобальные проблемы современности»

Открытый урок по истории в 11 классе.

Глобальные проблемы современности

Имя урока

: Апокалипсис или золотой век: выбор за нами

Цели урока:

А) Образовательные: повысить уровень осмысления у старшеклассников

глобальных

проблем; максимально актуализировать их знания по другим предметам;

В) Развивающие: развивать навыки работы в парах, навыки групповой работы;

учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, видеть

причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.

Г) Воспитательная: обратить внимание на нравственные аспекты решения

глобальных проблем.

Тип урока:

обобщение изученного материала.

Вид урока:

лекция с элементами проблемной дискуссии.

Основные понятия:

интеграция, глобализация, сепаратизм, биосфера, ноосфера,

глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание,

кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, глобальный прогноз, футурология, концепция устойчивого развития.

Оборудование:

Физическая карта мира; доска, экран, проектор, компьютер, портрет Вернадского В.И,, эмблемы международные организаций, выставка книг по теме.

Этапы урока:

Вводно-мотивационный этап.

Обозначение актуальности темы. Постановка

проблемы. Краткая беседа по характеристике современного

мира и построение

схемы «Современный мир».

I

этап. Что такое глобальные проблемы?

Лекция с элементами беседы. Выяснение

причин появления глобальных проблем, построение схемы «Особенности

глобальных проблем». В выводе фиксируется главное понятие темы.

II

эт

ап. Классификация глобальных проблем.

Лекция с элементами проблемной

беседы и практического занятия: составление таблицы «Классификация

глобальных проблем».

III

этап. Роль международных организаций и движений в современном мире.

Сообщение учащихся, заполн

ение таблицы «Международные организации»,

беседа, дискуссия, вывод.

IV

этап. Концепция устойчивого развития.

Аналитическая беседа, дискуссия,

вывод.

V

этап. Альтернативные сценарии будущего.

Лекция с элементами аналитической

беседы, дискуссия. Групповая уч

ебная деятельность по заданию.

Заключительный этап.

Коллективное обсуждение проблемного вопроса. Учащиеся

подводятся к итоговому выводу. Домашнее задание.

Ход урока

Вводно

-

мотивационный этап.

Цивилизация на нашей планете до сих пор жива

благодаря том

у, что люди, становясь сильнее,

в конечном счете умели становиться мудрее.

А. Назаретян

Учитель.

В современных условиях усилились факторы риска, которые глобально

влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность нашей

сегодняшней те

мы сегодняшнего занятия

«Глобальные проблемы

современности».

Нам предстоит на основе исторического анализа попытаться осмыслить новый

уровень глобальных мировых проблем. Для этого нам понадобятся знания из курса

физики, химии, экологии, истории, общество

знания, географии, ОБЖ. В конце

урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос: КРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

ЦИВИЛИЗАЦИИ ИЗ

-

ЗА ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НЕИЗБЕЖЕН?

В настоящее время мы проходим рубеж смены эпох, вступление современного

мира в совершенно новую фазу разви

тия.

Каковы же наиболее характерные черты современного мира: (учащиеся

комментируют каждую черту)

1.

информационная революция,

2.

ускорение модернизационных процессов,

3.

уплотнение пространства

4.

ускорение исторического и социального времени

5.

конец биполярного мира

6.

пересмотр евроцентристской точки зрения на мир,

7.

рост влияния восточных государств

8.

интеграция,

9.

глобализация,

10.

усиление национальных культурных ценностей и традиций.

Современный мир:

многообразный, взаимозависимый, взаимосвязанный,

противоречивый. (

Схема, кот

орая заносится в тетрадь.)

Учитель:

Перед современным сообществом стоит ряд сложнейших глобальных

проблем, над ними мы и задумаемся сегодня.

1 этап. Что такое глобальные проблемы?

Учитель.

Вплоть до середины 20 века в политическом языке отсутствовало

понят

ие «глобальные проблемы»

-

как всеобщие проблемы мировой

цивилизации. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о

связи деятельности человека с состоянием биосферы. Так, русский ученый

В,И,Вернандский в 1944 г. высказал мысль о том, что деятель

ность

человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил.

Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу.

Вопросы учащимся:

Почему вплоть до середины 20 века в развитии

человечества не существовало глобальных пробле

м? Что их породило?

(возможно возникновение дискуссии).

Учитель:

Первые появившиеся на земле люди добывали себе пищу, не нарушая

природных законов и естественных кругооборотов. Но в процессе эволюции

отношения человека и природы изменились. С развитием ору

дий труда человек

все более усиливал свое влияние на природу. Так, еще 400 тыс. лет назад

синантропы уничтожили огнем значительные площади лесов на севере Китая, а

в 1 веке в Московском крае лесов было меньше чем сейчас

из

-

за применения

подсечно

-

огневого

земледелия. Промышленный переворот в 17

-

18 вв.,

межгосударственные противоречия, НТР, интеграция усугубили ситуацию.

Проблемы нарастали как снежный ком по мере продвижения человека по пути

прогресса. Вторая мировая война положила начало превращению локаль

ных

проблем в глобальные.

Вывод.

Причины появления глобальных проблем:

1.

глобализация мира,

2.

катастрофические последствия человеческой деятельности, неспособность

человечества рационально распорядится своей могучей силой.

Вопрос

: Каковы на ваш взгляд особенн

ости глобальных проблем?

Что же такое глобальные проблемы?

Вывод.

Глобальные проблемы

это совокупность проблем человечества, возникших во

второй половине 20 в., угрожающих существованию мировой цивилизации.

2этап.

Классификация глобальных проблем.

Учите

ль.

В современной науке нет устойчивого перечня и единой

классификации глобальных проблем.

Вопрос

: Какие проблемы вы считаете глобальными? Назовите их. По каким

разновидностям можно их сгруппировать.

Классификация глобальных проблем. (учащиеся самостоятель

но

классифицируют глобальные проблемы)

Экономические Продовольственная проблема, истощение ресурсов,

экономический глобализм и т.д.

Социальные Демографическая проблема, проблема охраны здоровья,

проблема образования, этнические, межконфессиональные конфли

кты/

Политические Проблема войны и мира ,борьба за сферы влияния,

различия политических систем, терроризм.

Экологические «Озоновая дыра», истребление лесов, «парниковый»

эффект, загрязнение окружающей среды, стихийные бедствия.

Духовные Деградация «масс

овой культуры», девальвация моральных и

нравственных ценностей, рост агрессии, нервно

-

психических

заболеваний, уход от реальности.

Вопрос.

Какие глобальные проблемы наиболее значимы для вас?

Вывод.

Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы.

3

этап. Роль международных организаций и общественных движений в

современном мире.

Учащиеся делают сообщения о международных организациях. Учитель

дополняет (ЮНИСЕФ, МОТ,ВОЗ, МВФ,МАГАТЭ и др.)

Вопрос.

Как вы относитесь к тезису американского ученого Пола Кеннеди о

равной ответственности между современными обществами в решении

глобальных проблем? Аргументируйте вой ответ.

Какова Роль России в становлении нового миропорядка, в решении проблем

современно

го мира?

Вывод.

Лидерство одной державы не может обеспечить стабильный

миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное

взаимодействие всего мирового сообщества. Огромную роль в этом играют

международные организации и движения.

IV

этап.

Концепция устойчивого развития.

Учитель

. Теория Вернадского о ноосфере могла представляться утопией в

1944г., но сегодня воплощение ее в жизнь становится реальной альтернативой

гибельному варианту развития событий. Именно эта теория лежит в основе

концепци

и устойчивого развития. Она была принята международным

сообществом на конференции в Рио

-

де

-

Жанейро в 1994г. Ее суть: безудержный

рост стандартов потребления губителен для общества и природы, научно

-

техническая и технологическая революция должны направить у

силия на

разработку щадящих технологий в интересах выживания, сохранения

природной среды существования человека.

Российский ученый А.Ю. Яковец выделил следующие факторы устойчивого

развития:

А) ограничение темпов роста совокупных потребностей населения за

счёт

существенного снижения темпов его прироста в развивающихся странах,

рационализация структуры личного потребления;

Б) повсеместное освоение малоотходных и безотходных, экологически чистых

технологий, прекращение загрязнения окружающей среды;

В)

распр

остранение реального демократического правления;

Г)обуздание милитаризма, исключение войн из арсенала средств решения

конфликтов, поэтапное уничтожение наиболее опасных видов вооружения и

жёсткий международный контроль за оставшимися;

Д)

объединение усил

ий мирового сообщества в преодолении опасного разрыва

между развитыми и развивающимися странами в разработке и реализации

глобальной экологической программы;

Е)

осознание всеми слоями населения бесперспективности и крайней опасности

преобладающих ныне тен

денций, выработка новых научных и политических

парадигм, способных стать основой целенаправленных действий всего

мирового сообщества.

Вопрос:

Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных

идей?

(возможно возникновение дискуссии).

Учитель:

Это должно произойти через духовное возрождение человечества.

Например, английский ученый Арнольд Тойнби призывал прийти к нему через

религию. Члены римского клуба говорят о возрождении нравственно

-

духовных

ценностей в целом.

Вывод.

Только через изменение

ценностных установок возможно сохранение

цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно

осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития.

V

этап. Альтернативные сценарии будущего

Учитель.

Футурология. Это по

нятие впервые появилось в научном языке в

с1943 г., и в наши дни стало чрезвычайно популярном. Глобальный прогноз

это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем.

Главные прогнозы разрабатываются в трех основных направлениях:

1.

П

ессимистическом, предсказывающий в недалеком будущем глобальный

ресурсный, экономический, экологический кризис и предлагающим выход в

сокращении численности населения и производства.

2.

Оптимистическом, считающим, что недра Земли, Мировой океан и космос

содер

жат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических

ресурсов, демографический взрыв не вечен, сокращение военных расходов и

установление мира на земле станут жизненной необходимостью и

реальностью, а значит откроется путь к устойчивому экономическому

процветанию и станет возможным социальный и научно

-

технический

прогресс человечества

3.

Нейтральном, исходящим из того, что невозможно с определенностью

сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или

будут предотвращены, поскольку нет гра

ниц способности человека

адаптироваться к окружающей среде.

Задание. Вам необходимо, исходя из трех направлений в прогнозе на будущее,

рассмотреть одну из глобальных проблем. На выполнение задания дается 7 мин.

Вывод.

Существует множество вариантов будущей

динамики развития мировой

цивилизации, но реализуются они в рамках возможных альтернатив.

Заключительный этапе.

Осуждение проблемного вопроса. Крах человеческой цивилизации из

-

за

глобальных проблем неизбежен? (возможно возникновение дискуссии).

Итоговый

вывод.

Многообразие глобальных проблем поражает, темпы

развития их устрашающие. Однако люди доброй воли в состоянии успеть

многое предпринять для их замедления и даже исправления ситуации в целом.

Иначе человечеству останется только винить себя за последую

щие катастрофы.

Апокалипсис или Золотой век? Выбор за нами...




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!