СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ИЗО"Ажурные ограды"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ИЗО"Ажурные ограды"»

Изобразительное искусство 3 кл. 21.11.2022г.

Урок№11

Тема:Ажурные ограды

Цели: познакомить с разнообразием художественных уличных оград; выяснить назначение оград на улицах; сравнить природные аналоги и варианты, созданные человеком; создать вариант ажур­ной ограды; познакомить с понятиями «ажур», «дизайн».

Вид деятельности: работа в смешанной технике — объемная аппликация, рисование.

Планируемые результаты: школьники приобретут знания в области художественного городского украшения; проведут срав­нение природных и авторских объектов; придумают свой вариант декоративного ажура.

Оборудование: фотографии с образцами ажурных решеток разных видов и назначений, бумага, карандаши, краски, ножницы, клей.

Ключевые слова и понятия: ограды, декор, кружево, дизайн.

Примечание. Для пояснения темы можно подготовить ком­пьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово

— Какими видами работ вы занимались на прошлом уроке?

- Что такое «садово-парковое искусство»?

— При создании какого проекта вы выступали в качестве ма­стеров садово-паркового искусства?

Сегодня будем создавать работу в смешанной технике, по­этому вам понадобятся принадлежности для рисования и для ап­пликации.

III. Беседа по теме урока

Человек так устроен, что он всегда стремится сделать свою жизнь красочнее, ярче, интереснее. Людям важно, например, чтобы у них дома стояли не грубо вырубленные из куска дерева пеньки, которые служат столами и стульями, а нарядные, мягкие диванчики. Чтобы все это окружали красивые светильники. Ведь нарядные детали не только украшают жизнь, но и создают у че­ловека хорошее настроение. Слово «украшать» в переводе на ла­тинский язык звучит как «декор».

— С каким видом декора вы уже встречались на уроке в этом году? (Декор головного платка.)

Верно, но декор может присутствовать не только в одежде, а также при оформлении здания, архитектурного ансамбля, од­ной комнаты или большого зала. К декоративным украшениям относятся особые ковры для стен — гобелены; мозаика — картины из кусочков камней; витражи — картины из кусочков стекла.

Одной из деталей для украшения разных предметов являются кружева.

— Вам приходилось видеть кружева? Что это такое? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Кружево - это ажурный рисунок, созданный при переплете­нии нитей, проволоки, металла, дерева.

Вот образцы разнообразных кружев.

(Демонстрация образцов кружевных изделий или их изобра­жений на слайдах.)

Кружева выполняют из ниток с помощью плетения, вязания или вырезания из тканей. В Средневековье было модно богато украшать кружевами одежду и мебель, вплоть до царских тронов.

В России всегда было распространено кружево. Даже в глухих деревнях умелые женские руки стремились украсить самую про­стую, неприхотливую повседневную деталь, например, полотенце для утирания. Отдельно вязали или плели кружевную каемку, по­том ее пришивали к ткани, из которой шилось полотенце. Конеч­но, для такой работы нужно время и огромное терпение.

— Что еще можно украсить кружевами? (Занавески, постельное белье, одежду для детей и взрослых.)

Мастерицы вязали кружевные полоски, которые в виде коври­ков натягивали на стены при помощи маленьких гвоздей. Мамы вывязывали дочкам кукол из ниток и кружевную одежду.

Даже была такая женская профессия — кружевница. Одну такую мастерицу изобразил на своей картине художник В. Тропинин.

(Демонстрация картины «Кружевница» В. Тропинина.)

- Какие детали на картине подтверждают то, что девушка за­нимается изготовлением кружев? (Нитки, особый столик для вязания, кусочек кружевного полотна.)

А еще это специальные предметы — палочки под названием «коклюшки», с помощью которых вязались кружева.

Позже в России получило большую популярность золотое кру­жево. Золото — очень пластичный металл, из одного его грамма можно вытянуть нитку длиной почти в километр. И вот из капель­ки расплавленного золота вытягивали тончайшую нитку и из нее плели кружево или расшивали ею материю. И возникли новые профессии — золотых дела мастер, золотошвейка. Во многих музе­ях России можно увидеть образцы роскошной одежды, на которой кружевные узоры вышиты не нитками, а золотом.

- Можно ли увидеть кружево на улице? Приведите примеры кружевных деталей, вырезанных из дерева.

(Педагог обобщает ответы школьников.)

В Древней Руси при постройке дома вырезали кружева для оформления окон - наличники, подоконники, ставни. Эти де­тали выполняли из дерева. Деревянными кружевами оформляли ворота и заборы, пристройки к домам и мебель, уголки в домах и даже печные трубы.

А еще были мастера, которые выполняли кружева из металла, металлических прутьев. Их особым образом переплетали, соеди­няли и получали нарядные узорные ограды.

- Кто занимается изготовлением металлического ажура? (Кузнец.) Откройте учебник на с. 58, расскажите о приведенных там примерах кружевных украшений.

(Школьники рассматривают фотографии и рассказывают об увиденном.)

- Для чего нужны ограды на улицах? (Для того чтобы огра­дить пространство — двор возле дома или школы, строитель­ную площадку, территорию завода или другого промышленного предприятия, рынка и др.)

- Какими бывают ограды вокруг стройки или завода? (Цель­ные бетонные плиты, деревянные заборы.) — А какими бывают ограждения в парках, местах отдыха, у кафе? (Нарядными, декоративными, ажурными.)

Вот об ажурных оградах и пойдет речь на сегодняшнем уроке.

IV. Работа в тетради

Запишите тему урока: «Ажурные ограды».

— Где можно увидеть ажурные ограды? (В парках, скверах, на набережной и т. п.)

Ажурные ограды обычно делают из металла, для их создания требуется тяжелый труд, но кажутся ли они грубыми, тяжеловес­ными? Наоборот, они выглядят легкими и изящными.

— За счет чего достигается такое впечатление? (За счет того, что они сделаны из тонких деталей и специально переплетены так, чтобы напоминать кружева.)

Люди, которые заботятся об оформлении внешнего вида улиц, называются дизайнерами. Повторите этот новый для вас термин. Слово «дизайн» переводится с английского языка как «проект» или «замысел» и обозначает работу, направленную на художе­ственное конструирование разных предметов. Допустим, все вы пишете шариковыми ручками, но у одного ручка простая, у дру­гого — более нарядная. Такой внешний вид придумал дизайнер, чтобы было удобнее и приятнее пользоваться этим предметом. Дизайнеры придумывают самые разные проекты - от оберток для конфет и внешнего вида пригласительных билетов до оформления выставок и гигантских реклам. А еще дизайнеры трудятся в таких областях, как создание проектов мебели и посуды, образцов ткани и оформления ювелирных украшений.

Запишите в тетрадях новый термин и его определение.

Дизайн — это проект или замысел, направленный на художе­ственное конструирование разных предметов.

Сегодня вам предстоит заняться дизайном городских оград.— Как переводится на русский язык слово «дизайн»?

— В чем заключается смысл профессии художника-дизайнера?

— В каких областях жизни художники-дизайнеры находят применение своих знаний?

V. Знакомство с природными ажурными элементами

Человеку образцы ажурных переплетений подсказала приро­да. Посмотрите, в природе существует немало ажурных деталей. Художники придумывают свои произведения, используя красоту природы, учатся у нее.

(Демонстрация иллюстраций или видеоряда.) Назовите сами, что за образец ажура перед вами:

• морозный узор на стекле;

• узор паутины;

• крылья птиц, бабочек, стрекоз;

• снежинки.

Вот как много можно увидеть ажурных деталей в виде сеточек, которые создала природа.

Откройте учебники на с. 57, рассмотрите иллюстрации и про­читайте текст.

(Школьники читают текст и обсуждают его.)

Отгадайте загадки про образцы ажура, данные природой. Вам необходимо произнести последнее слово так, чтобы оно одновре­менно стало отгадкой и рифмой последней строчки.

(Педагог читает загадки. Автор — М. Давыдова.)

Наконец пришел мороз,

Заморозил нас до слез.

Заморозил, но сперва

Всюду сделал кружева.

Глянь-ка — на воротнике

Кружевная льдинка.

Называется она,

Дети, как? (Снежинка.)

Как наряден летний лес,

Полон летний лес чудес.

Лезет рыжик сквозь траву,

Паучонок ткет канву.

Посмотрите, на ветвях

Паучонка спинка.

Он развесил на сучке чудо-... (паутинку).

Закружил мороз, теперь —

Стынут окна, стынет дверь.

Кружат ледяные блестки,

Щеки нам кусают хлестко.

В окна можно не смотреть —

Заморожены на треть.

Дед Мороз за ночь так скоро

Их разрисовал... (узором).

VI. Работа с учебником

Многие ажурные ограждения, которые есть в городах нашей страны, знамениты на весь мир.

Посмотрите на с. 56 учебника, здесь на нижней фотографии представлен элемент решетки Летнего сада в Санкг-Петербурге. Эта решетка считается высочайшей художественной ценностью. В 20-х гг. XX в., когда наша страна находилась в тяжелой экономической ситуации, капиталисты из других стран готовы были за бесценок скупать у России многие произведения искусства. Один из американских предпринимателей предложил наркому просвещения А. Луначарскому за элемент решётки Летнего сада отдать 10 паровозов. Представляете, как тогда эта паровозы были необходи­мы для нашей страны. Но Луначарский решительно ответил: «Нет! Паровозы мы сами сделаем, а вот такую решетку никто в мире больше сделать не в состоянии!» Эта решетка ковалась мастерами тульских оружейных заводов, настоящими виртуозами кузнечного искусства.

— Где находится Летний сад, элемент ограды которого вы ви­дите на фотографии?

— Как называется ограда Летнего сада? (Решетка.) Посмотрите внимательно на образец решетки Летнего сада.

Она состоит из отдельных элементов — звеньев. Ее звенья созда­ют тонкий графический рисунок, они украшены позолоченными розетками и ажурными вазами. Эта решетка восхищает всех, кто приходит в Летний сад, не зря она является одним из символов Санкт-Петербурга и изображается на картинах и открытках. Даже поэты посвящают ей свои стихи. Вот как вспоминала об этой огра­де поэтесса А. Ахматова, когда в годы Великой Отечественной войны уезжала в эвакуацию:

Я к розам хочу,

В тот единственный сад,

Где лучшая в мире

Стоит из оград.

Исключительная гармония и стройность делают эту ограду мировым произведением искусства.

— Какие растительные элементы в декоративных оградах используются мастерами? (Листья, цветы, переплетенные стебли.)

— Почему в парках, на набережных, в садах принято ис­пользовать ажурные ограждения, а не заборы, состоящие из сплошных деревянных досок или бетонных плит? (Что­бы сквозь ажурные ограждения была видна красота природы парка или сквера.)

Красота ограждения — ажурной решетки, созданная руками человека, словно создает рамку для красоты природы.

VII. Задание для самостоятельной работы

Сегодня вам предстоит придумать узор для такой воздушной, ажурной ограды. Выполнять задание можно в любой технике. Например, с помощью карандашей или красок попробуйте сначала нарисовать основу ажурной ограды. Подумайте, какой будет эта основа — из геометрических звеньев, как в Летнем саду, или, мо­жет быть, из каких-то мягких, закругленных линий. Потом необ­ходимо украсить основу вашей ограды. Для этой цели подойдет аппликация, которая придаст изображению объем, усложнит его фактуру.

Еще один вариант изготовления решетки таков: попробуйте выполнить всю ограду из бумаги, вырезанной узорами и сложен­ной в нужном порядке.

Конечно, не следует рисовать всю решетку целиком, доста­точно изобразить одно звено, один элемент. Главное, такая ограда должна быть действительно ажурной, для этого ее основу прори­суйте тонкими линиями, а все декоративные элементы должны быть связаны между собой.

VIII. Пояснения технического плана

Оригинальным видом аппликации может стать объемный вид, при выполнении которого вы создаете узор из полосок, скручен­ных кольцами и полукольцами. Такие детали можно приклеивать «на ребро», и поделка действительно приобретет объем и воздуш­ность.

Простейший прием для создания ажурной ограды — вырезать ее из полоски бумаги, сложенной гармошкой. Попробуйте вместе со мной выполнить такую работу.

(Педагог демонстрирует технологию выполнения такого вы­резания, школьники ее повторяют.)

1. Возьмите полоску бумаги, аккуратно загните один ее ко­роткий край примерно на 2—3 см, а затем всю полоску сложите гармошкой.

2. Вдоль одного ребра образовавшейся гармошки нарисуйте простым карандашом, не сильно нажимая, узор. Вырезы в узоре не должны тесно соприкасаться между собой, между ними непре­менно надо оставить части ребра гармошки.

3. Вырежьте узор ножницами. После разворачивания полоски у вас образуется рисунок, напоминающий внешний вид ограды. И все звенья такой ограды получатся одинаковыми.

Теперь сделайте еще раз такую же бумажную гармошку и вы­режьте новый рисунок.

(Школьники выполняют работу по созданию ажурной полос­ки самостоятельно.)

Подумайте, в какой технике вы хотите создавать свой вариант нжурной ограды, и приступайте к работе.

IX. Физкультминутка

Чтобы вы смогли немного сбросить накопившуюся усталость, проведем своеобразную мини-зарядку.

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам, (Маршируют на месте, свободно машут руками в ритм ходьбе.)

Чтобы реже обращаться,

За советом к докторам. (Поднимают руки вперед-вверх, описывают круги и опускают вниз.) Раз-два, шире шаг,

Делай с нами так!

Раз-два, не зевай,

С нами повторяй!

(Одновременно с ходьбой делают рывки ладонями перед собой и в стороны с поворотом

корпуса в стороны.)

X. Завершение работы

(Школьники завершают работу над своими поделками.)

XI. Рефлексия

— Какова роль ограждений в оформлении города?

— Расскажите, где вы видели ажурные ограды.

— Какая ажурная ограда очень знаменита?

— В каком городе она находится?

— Как переводится слово «дизайн»?

— Какие виды работ выполняют дизайнеры?

— В каких областях они работают?

— Какой дизайнерской деятельностью вы занимались сего­дня?

— Какие материалы вы использовали при создании своего варианта ажурной ограды?

— В каких природных явлениях присутствуют элементы ажу­ра, которые художники и дизайнеры используют в своей работе?

— Какова роль братьев-Мастеров при создании ажурных оград?

А теперь сочиним синквейн на тему «Ограда». (Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки. Лучшие работы демонстрируются классу.)

XII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Приведите в порядок свое рабочее место — если вы использо­вали аппликацию и вырезали изображения из бумаги, то собери­те и выбросите обрезки. Если вы рисовали красками, то вылейте воду. Уберите принадлежности для рисования.

На следующий урок принесите принадлежности для рисова­ния, а для бумажного конструирования - ножницы и клей.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!