СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы» 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок дает возможность обобщить и систематизировать знания по пройденным темам главы Металлы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы» 9 класс»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 им. А.Я. Першина г. Благовещенска





ИКТ на уроках



Химия

9 класс




Тема урока Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»







Разработала

учитель химии

первой категории

МОБУ СОШ №4 им А.Я. Першина

Решетникова Люция Николаевна



2020 г


Тема Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»

Цели урока. Обобщить и систематизировать знания по теме «Металлы». Сравнить положение в периодической системе Д.И. Менделеева изученных ранее металлов, их физические и химические свойства, получение металлов.

Задачи урока:

Обучающие : обобщить и систематизировать знания учащихся о металлах, проверить качество усвоения учебного материала; закрепить умения составлять формулы веществ, уравнения химических реакций, решать задачи.

Развивающие: способствовать развитию умения обучающихся применять полученные знания при выполнении заданий, проводить эксперимент с целью получения новых знаний о металлах, делать выводы, опираясь на знания о свойствах металлов

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, волю, сотрудничество, общительность, коммуникабельность обучающихся

Форма работы: фронтальная, индивидуальная и групповая

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, контроль знаний.


Оборудование и реактивы: пронумерованные пробирки, гранулы цинка, стружка магния, магниевая лента, медная проволока, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата меди(II), хлорид алюминия, хлорид железа(III). Проектор, презентация урока.


Ход урока.

Слайд 1

Металл – это прочность,

Металл – это точность.

Скорость, высота,

Блеск и красота.

Многое мы уже узнали о металлах на предыдущих уроках. Сегодня на уроке мы будем систематизировать, обобщать полученные знания и научимся применять их для решения задач и выполнения упражнений, рассмотрим влияние металлов на организм человека.

Откроем тетради и запишем тему урока.

  1. Активизация знаний

Каково происхождение слова «металл»? Откуда оно пришло к нам?

В одной из пьес А. И. Островского изо­бражена купчиха, которая больше всего боится страшных слов, таких, как металл. Она очень удивилась бы, откройся ей происхо­ждение этих роковых речений. Греческое слово металлон имело значение «земляные работы, раскопки», а позднее стало означать «шахта, рудник, руда». В латинском языке слово металлум получило значение «руда и выплавляемый из нее металл» и уже в виде французского металл перекочевало в Россию. (Слайд 2)

  1. Обобщение и систематизация знаний

Устный опрос

1) Какое место занимают металлы в Пе­риодической системе химических элементов Д. И. Менделеева?

2) Какое количество электронов располагаются у металлов на последнем электронном слое.

Записать на доске схемы расположения электронов на электронных слоях в атомах натрия и алюминия

3) Какие свойства (восстановительные или окислительные) проявляют металлы как простые вещества.

4) Как изменяются металлические свойства химических элементов по периоду и главной подгруппе в периодической системе. (слайд 3)

Выполним задание. Расположите металлы в порядке возрастания металлических свойств.

А) Na, Rb, Cs, K Б) Al, Na, Mg

А если мы возьмем такие металлы Mg, Zn, Cu, какой же металл из них будет самый активный, проверим на опыте. (демонстрация опыта). Запишем уравнения реакций взаимодействия металлов с соляной кислотой.

Следовательно, металлы могут реагировать с кислотами, но не все реагируют с соляной кислотой, медь малоактивный металл, поэтому и не прореагировала с соляной кислотой.

5) В виде чего мы можем встретить металлы в природе? (активные металлы в виде солей, средней активности – оксиды и сульфиды, малоактивные – самородные)

6) Какими общими физическими свойствами обладают металлы?

7) Почему металлы обладают общими физическими свойствами? (металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка)(слайд 4,5) Выполните задания на карточке. (слайд 6)

8) С какими веществами реагируют металлы?

- с неметаллами, кислотами, водой, оксидами металлов. И химические свойства рассмотрим на примере металлов, которые мы с вами изучили. (слайд 7)

9) Какие металлы самые активные из ранее изученных, они же являются самыми лёгкими?

Щелочные металлы. Давайте подробно остановимся на этой группе металлов?

Перечислите металлы, относящиеся к щелочным? Почему данные металлы называют щелочными?

Также запишем реакцию взаимодействия натрия и лития с кислородом и натрия с водой.(уравнения записывают на карточке) (слайд 8)

Сообщение. Литий был открыт шведским химиком А. Арфведсоном в 1817 г . Й. Берцелиус дал название литию «литос» - камень

Натрий и калий были получены англ. Химиком Г.Дэви.(слайд 9,10)

10) Что это за металл?

Серебристо-белый и активный очень,
Горит под водой он, между прочим.
Сверканье бенгальским огням придает
И в Новый год детям радость несет.

(Ответ. Магний.) опыт горение магния

В какой группе находится этот металл? игра «крестики - нолики». Найдите выигрышный путь три подряд металла относящихся к главной подгруппе II группе (слайд 11)

Na

Cu

Ca

Li

Sr

Zn

Ba

K

Mg

Как называют группу металлов Ca, Sr, Ba? Щелочно-земельные. Как хранят данные металлы, а как магний?

Запишем уравнения реакций взаимодействия

А) Mg + O2 = Б)Ca + Р= опыт (видео) В) Ba + H2O = Г) Mg + Cr2O3 =

В последнем уравнении расставить степени окисления и указать восстановитель и окислитель.

А какие соединения кальция и магния имеют практическое значение. Магний и кальций был впервые получен Г. Дэви в 1808г. Магний назвали по названию минерала магнезия. «Кальс» - известь, мягкий камень. (слайд 12)

11) А какой металл самый летающий и очень часто находится высоко в небе?

Алюминий довольно активный металл, но при обычных условиях алюминиевые изделия не подвергаются дальнейшему взаимодействию с кислородом.

Записать реакцию взаимодействия алюминия с бромом. Дем. опыта. Презентация.

А какие кислоты можно перевозить в алюминиевых и стальных цистернах? Конц. азотную и серную. Данные кислоты пассивируют, т.е. закрепляют оксидную пленку на металле. А с разбавленными будут реагировать?

Записать уравнения реакций взаимодействия алюминия с разбавленной серной кислотой.

А можно ли хранить щёлочь в алюминиевой посуде?

Алюминий впервые получил физик Х. Эрнстед. В 1885г (слайд 13)

Очень древний я металл,
Счёт столетьям потерял.
Был нескромным я не в меру,
Тысячи лет до нашей эры.
А за блеск, мерцавший холодом,
Люди там платили золотом!

Я давно в названии века,
В организме человека.
Называют мной характер,
Из меня почти весь трактор.

Очень в яблоке полезно,
И зовут меня … (Железо).

К какой подгруппе и группе относится железо и какое степени окисления проявляет в соединениях.

Запишите уравнения реакции взаимодействия этих веществ в данном опыте.

Как гвоздь покрыть медью. Опыт. Записать уравнения реакций. (повторить, что более активные металлы вытесняют менее активные из их солей. Опыты железо с кислородом.(видео). Записать уравнения реакции. (слайд 14)

Конечно все изученные металлы входят в состав различных солей. И как можно определить ионы металлов в данных растворах. Проведем лабораторную работу. Инструктивная карточка.

(слайд 15) Повторить правила Т.Б.

Вам даны три пронумерованные пробирки с хлоридом железа(III), хлоридом алюминия и сульфатом меди. С помощью гидроксида натрия определите каждое вещество.

Запишите уравнения реакций. (заполнение карточки)

Вывод. Металлы обладают общими физическими и химическими свойствами, в реакциях как простое вещество является восстановителем. Металлы и их соединения имеют широкое практическое значение.

Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе. Повторить параграфы 5-14., решить тест, дописать все уравнения в карточке и сдать на следующий урок. Составить презентацию по теме применение металлов)






















МЕТАЛЛЫ

Класс ______

Ф.И. ____________________________________________________________

I. Физические свойства металлов

А) Какой металл самый пластичный? _____________

Б) Какие металлы самые блестящие _____________________________________________________

В) Какие металлы хорошо проводят электрический ток_____________________________________

Почему металлы обладают общими физическими свойствами?_______________________________

____________________________________________________________________________________

II. Химические свойства

  1. Щелочные металлы

Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты

  1. Li +O2 =

  2. Na + O2 =

  3. Na + H2O =

Задание Допишите схемы реакций

1 вариант 2 вариант

  1. Na + S = 1) Li + = LiCl

  2. Rb + = RbOH + 2) K + H2O =

  1. Щелочноземельные металлы и магний

Запишите уравнения реакций

Mg + O2 = Са + Cr2O3 = Ca + P =

1 вариант 2 вариант

  1. Mg + Br2 = 1) Ca + S =

  2. Ca + MnO2 = 2) Ba + H2O =

  1. Алюминий

Запишите уравнения реакций

Al + Br2 =

Аl + H2SO4 =

(разб.)

  1. Железо

  1. Fe + O2 =

  2. Fe +Cl2 =

  3. Fe + S =

  4. Fe + CuSO4 =

5.Лабораторная работа «Определение ионов металлов» Даны растворы солей: хлорид железа(III), хлорид алюминия и сульфат меди(II). Определите каждое вещество. К каждому раствору соли в пронумерованных пробирках прилить немного раствора гидроксида натрия. Указать цвет осадка и записать уравнения реакций

№ пробирки

Цвет осадка

Формула вещества

Уравнение реакций

1





2





3





Д/з Подготовиться к контрольной работе. Повторить параграфы 5-14., решить тест, дописать все уравнения в карточке и сдать на следующий урок.

Приложение 1

« Металлы»

Часть А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соответствие.

  1. Металл относящиеся к щелочным металлам:

А. магний Б. стронций В. цезий

2.Количество электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов щелочноземельных металлов:

А. 1 Б. 2 В. 3

3. Оксид натрия обладает свойствами:

А. основными      Б. кислотными         В. амфотерными

4. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:

А. Рубидий Б. Натрий В. Бериллий Г. Калий

5. С разбавленной серной кислотой не взаимодействует

А. Алюминий Б .Магний В. Ртуть Г. Цинк

6. Ряд в котором все вещества реагируют с железом

А. СuO, Cu(OH)2, H3PO4 Б. Cl2,O2, HCl В. S, H2O, Mg(OH)2

7. Гидроксид алюминия взаимодействует с веществом, формула которого:

А NaNO3 Б BaSO4. В. KCl Г. NaOH

8. Пищевая сода имеет формулу:

а) Na2SO4           б)Na2CO3              в) NaHCO3              г) NaCl

9. Установите соответствие между левой частью уравнения реакции:

1. Zn + 2HCl = 3. ZnO + 2HCl =

2. 2Na + 2H2O = 4.Na2O + H2O =

и правой частью уравнения реакции:

А. = 2 NaOH + H2 В. = Na2O + H2

Б. = 2 NaOH Г. = ZnCl2 + H2 Д. = ZnCl2 + H2O


Часть Б. Задания со свободным ответом.

10.Рассчитайте массу соли, которая образуется при взаимодействии 17 г нитрата серебра с 6 г соляной кислотой

11. Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты

A ) Mg + Cr2O3 =

Б) Al(OH)3 + H2SO4 =

В) FeO + HCl =

























Вариант 2

Часть А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соответствие.

1.Металл относящиеся к щелочноземельным металлам:

А. цезий Б. калий В. стронций

2.Количество электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов щелочных металлов:

А. 1 Б. 2 В. 3

3. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами::

А. барий Б. магний В. бериллий Г. стронций

4. В реакциях с неметаллами щелочные металлы являются:

А окислителями     Б восстановителями

5. Оксид кальция обладает свойствами:

А. основными      Б. кислотными         В. амфотерными

6. Гидроксид натрия  реагирует с каждым из двух веществ:

А. CO2 ,  KNO                           Б. Al(OH)3,    CuCl2

В. Cu(NO3)2 , K2SO                 Г. CaO,  H2SO4

7. Кристаллическая сода имеет формулу:

А. Na2SO4           Б.Na2CO3 ∙ 10H2O              В. NaHCO3              Г. NaCl

8. Алюминий взаимодействует с веществом, формула которого:

А.BaSO4 Б NaCl. В. КOH Г. Ca(NO3)2

9. Установите соответствие между левой частью уравнения реакции:

1. Mg + H2SO4 = 3. MgO + H2SO4 =

2. Ca + 2H2O = 4.CaO + H2O =

и правой частью уравнения реакции:

А. = MgSO4 + H2 В. = CaO + 2H2

Б. = Ca(OH)2 Г. = Ca(OH)2 + 2H2 Д. = MgSO4 + H2O

Часть Б. Задания со свободным ответом.

10. Какой объём водорода выделиться (при н.у.) в результате взаимодействия 6,5 г цинка с 10 г соляной кислотой?

11. Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты

А) Аl + Fe2O3 =

Б) Cu(OH)2 + HNO3 =

В) CaO + H2SO4 =




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!