Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 им. А.Я. Першина г. Благовещенска
ИКТ на уроках
Химия
9 класс
Тема урока Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»
Разработала
учитель химии
первой категории
МОБУ СОШ №4 им А.Я. Першина
Решетникова Люция Николаевна
2020 г
Тема Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»
Цели урока. Обобщить и систематизировать знания по теме «Металлы». Сравнить положение в периодической системе Д.И. Менделеева изученных ранее металлов, их физические и химические свойства, получение металлов.
Задачи урока:
Обучающие : обобщить и систематизировать знания учащихся о металлах, проверить качество усвоения учебного материала; закрепить умения составлять формулы веществ, уравнения химических реакций, решать задачи.
Развивающие: способствовать развитию умения обучающихся применять полученные знания при выполнении заданий, проводить эксперимент с целью получения новых знаний о металлах, делать выводы, опираясь на знания о свойствах металлов
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, волю, сотрудничество, общительность, коммуникабельность обучающихся
Форма работы: фронтальная, индивидуальная и групповая
Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, контроль знаний.
Оборудование и реактивы: пронумерованные пробирки, гранулы цинка, стружка магния, магниевая лента, медная проволока, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата меди(II), хлорид алюминия, хлорид железа(III). Проектор, презентация урока.
Ход урока.
Слайд 1
Металл – это прочность,
Металл – это точность.
Скорость, высота,
Блеск и красота.
Многое мы уже узнали о металлах на предыдущих уроках. Сегодня на уроке мы будем систематизировать, обобщать полученные знания и научимся применять их для решения задач и выполнения упражнений, рассмотрим влияние металлов на организм человека.
Откроем тетради и запишем тему урока.
Активизация знаний
Каково происхождение слова «металл»? Откуда оно пришло к нам?
В одной из пьес А. И. Островского изображена купчиха, которая больше всего боится страшных слов, таких, как металл. Она очень удивилась бы, откройся ей происхождение этих роковых речений. Греческое слово металлон имело значение «земляные работы, раскопки», а позднее стало означать «шахта, рудник, руда». В латинском языке слово металлум получило значение «руда и выплавляемый из нее металл» и уже в виде французского металл перекочевало в Россию. (Слайд 2)
Обобщение и систематизация знаний
Устный опрос
1) Какое место занимают металлы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева?
2) Какое количество электронов располагаются у металлов на последнем электронном слое.
Записать на доске схемы расположения электронов на электронных слоях в атомах натрия и алюминия
3) Какие свойства (восстановительные или окислительные) проявляют металлы как простые вещества.
4) Как изменяются металлические свойства химических элементов по периоду и главной подгруппе в периодической системе. (слайд 3)
Выполним задание. Расположите металлы в порядке возрастания металлических свойств.
А) Na, Rb, Cs, K Б) Al, Na, Mg
А если мы возьмем такие металлы Mg, Zn, Cu, какой же металл из них будет самый активный, проверим на опыте. (демонстрация опыта). Запишем уравнения реакций взаимодействия металлов с соляной кислотой.
Следовательно, металлы могут реагировать с кислотами, но не все реагируют с соляной кислотой, медь малоактивный металл, поэтому и не прореагировала с соляной кислотой.
5) В виде чего мы можем встретить металлы в природе? (активные металлы в виде солей, средней активности – оксиды и сульфиды, малоактивные – самородные)
6) Какими общими физическими свойствами обладают металлы?
7) Почему металлы обладают общими физическими свойствами? (металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка)(слайд 4,5) Выполните задания на карточке. (слайд 6)
8) С какими веществами реагируют металлы?
- с неметаллами, кислотами, водой, оксидами металлов. И химические свойства рассмотрим на примере металлов, которые мы с вами изучили. (слайд 7)
9) Какие металлы самые активные из ранее изученных, они же являются самыми лёгкими?
Щелочные металлы. Давайте подробно остановимся на этой группе металлов?
Перечислите металлы, относящиеся к щелочным? Почему данные металлы называют щелочными?
Также запишем реакцию взаимодействия натрия и лития с кислородом и натрия с водой.(уравнения записывают на карточке) (слайд 8)
Сообщение. Литий был открыт шведским химиком А. Арфведсоном в 1817 г . Й. Берцелиус дал название литию «литос» - камень
Натрий и калий были получены англ. Химиком Г.Дэви.(слайд 9,10)
10) Что это за металл?
Серебристо-белый и активный очень,
Горит под водой он, между прочим.
Сверканье бенгальским огням придает
И в Новый год детям радость несет.
(Ответ. Магний.) опыт горение магния
В какой группе находится этот металл? игра «крестики - нолики». Найдите выигрышный путь три подряд металла относящихся к главной подгруппе II группе (слайд 11)
Na | Cu | Ca |
Li | Sr | Zn |
Ba | K | Mg |
Как называют группу металлов Ca, Sr, Ba? Щелочно-земельные. Как хранят данные металлы, а как магний?
Запишем уравнения реакций взаимодействия
А) Mg + O2 = Б)Ca + Р= опыт (видео) В) Ba + H2O = Г) Mg + Cr2O3 =
В последнем уравнении расставить степени окисления и указать восстановитель и окислитель.
А какие соединения кальция и магния имеют практическое значение. Магний и кальций был впервые получен Г. Дэви в 1808г. Магний назвали по названию минерала магнезия. «Кальс» - известь, мягкий камень. (слайд 12)
11) А какой металл самый летающий и очень часто находится высоко в небе?
Алюминий довольно активный металл, но при обычных условиях алюминиевые изделия не подвергаются дальнейшему взаимодействию с кислородом.
Записать реакцию взаимодействия алюминия с бромом. Дем. опыта. Презентация.
А какие кислоты можно перевозить в алюминиевых и стальных цистернах? Конц. азотную и серную. Данные кислоты пассивируют, т.е. закрепляют оксидную пленку на металле. А с разбавленными будут реагировать?
Записать уравнения реакций взаимодействия алюминия с разбавленной серной кислотой.
А можно ли хранить щёлочь в алюминиевой посуде?
Алюминий впервые получил физик Х. Эрнстед. В 1885г (слайд 13)
Очень древний я металл,
Счёт столетьям потерял.
Был нескромным я не в меру,
Тысячи лет до нашей эры.
А за блеск, мерцавший холодом,
Люди там платили золотом!
Я давно в названии века,
В организме человека.
Называют мной характер,
Из меня почти весь трактор.
Очень в яблоке полезно,
И зовут меня … (Железо).
К какой подгруппе и группе относится железо и какое степени окисления проявляет в соединениях.
Запишите уравнения реакции взаимодействия этих веществ в данном опыте.
Как гвоздь покрыть медью. Опыт. Записать уравнения реакций. (повторить, что более активные металлы вытесняют менее активные из их солей. Опыты железо с кислородом.(видео). Записать уравнения реакции. (слайд 14)
Конечно все изученные металлы входят в состав различных солей. И как можно определить ионы металлов в данных растворах. Проведем лабораторную работу. Инструктивная карточка.
(слайд 15) Повторить правила Т.Б.
Вам даны три пронумерованные пробирки с хлоридом железа(III), хлоридом алюминия и сульфатом меди. С помощью гидроксида натрия определите каждое вещество.
Запишите уравнения реакций. (заполнение карточки)
Вывод. Металлы обладают общими физическими и химическими свойствами, в реакциях как простое вещество является восстановителем. Металлы и их соединения имеют широкое практическое значение.
Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе. Повторить параграфы 5-14., решить тест, дописать все уравнения в карточке и сдать на следующий урок. Составить презентацию по теме применение металлов)
МЕТАЛЛЫ
Класс ______
Ф.И. ____________________________________________________________
I. Физические свойства металлов
А) Какой металл самый пластичный? _____________
Б) Какие металлы самые блестящие _____________________________________________________
В) Какие металлы хорошо проводят электрический ток_____________________________________
Почему металлы обладают общими физическими свойствами?_______________________________
____________________________________________________________________________________
II. Химические свойства
Щелочные металлы
Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты
Li +O2 =
Na + O2 =
Na + H2O =
Задание Допишите схемы реакций
1 вариант 2 вариант
Na + S = 1) Li + = LiCl
Rb + = RbOH + 2) K + H2O =
Щелочноземельные металлы и магний
Запишите уравнения реакций
Mg + O2 = Са + Cr2O3 = Ca + P =
1 вариант 2 вариант
Mg + Br2 = 1) Ca + S =
Ca + MnO2 = 2) Ba + H2O =
Алюминий
Запишите уравнения реакций
Al + Br2 =
Аl + H2SO4 =
(разб.)
Железо
Fe + O2 =
Fe +Cl2 =
Fe + S =
Fe + CuSO4 =
5.Лабораторная работа «Определение ионов металлов» Даны растворы солей: хлорид железа(III), хлорид алюминия и сульфат меди(II). Определите каждое вещество. К каждому раствору соли в пронумерованных пробирках прилить немного раствора гидроксида натрия. Указать цвет осадка и записать уравнения реакций
№ пробирки | Цвет осадка | Формула вещества | Уравнение реакций |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
Д/з Подготовиться к контрольной работе. Повторить параграфы 5-14., решить тест, дописать все уравнения в карточке и сдать на следующий урок.
Приложение 1
« Металлы»
Часть А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соответствие.
Металл относящиеся к щелочным металлам:
А. магний Б. стронций В. цезий
2.Количество электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов щелочноземельных металлов:
А. 1 Б. 2 В. 3
3. Оксид натрия обладает свойствами:
А. основными Б. кислотными В. амфотерными
4. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
А. Рубидий Б. Натрий В. Бериллий Г. Калий
5. С разбавленной серной кислотой не взаимодействует
А. Алюминий Б .Магний В. Ртуть Г. Цинк
6. Ряд в котором все вещества реагируют с железом
А. СuO, Cu(OH)2, H3PO4 Б. Cl2,O2, HCl В. S, H2O, Mg(OH)2
7. Гидроксид алюминия взаимодействует с веществом, формула которого:
А NaNO3 Б BaSO4. В. KCl Г. NaOH
8. Пищевая сода имеет формулу:
а) Na2SO4 б)Na2CO3 в) NaHCO3 г) NaCl
9. Установите соответствие между левой частью уравнения реакции:
1. Zn + 2HCl = 3. ZnO + 2HCl =
2. 2Na + 2H2O = 4.Na2O + H2O =
и правой частью уравнения реакции:
А. = 2 NaOH + H2 В. = Na2O + H2
Б. = 2 NaOH Г. = ZnCl2 + H2 Д. = ZnCl2 + H2O
Часть Б. Задания со свободным ответом.
10.Рассчитайте массу соли, которая образуется при взаимодействии 17 г нитрата серебра с 6 г соляной кислотой
11. Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты
A ) Mg + Cr2O3 =
Б) Al(OH)3 + H2SO4 =
В) FeO + HCl =
Вариант 2
Часть А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соответствие.
1.Металл относящиеся к щелочноземельным металлам:
А. цезий Б. калий В. стронций
2.Количество электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов щелочных металлов:
А. 1 Б. 2 В. 3
3. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами::
А. барий Б. магний В. бериллий Г. стронций
4. В реакциях с неметаллами щелочные металлы являются:
А окислителями Б восстановителями
5. Оксид кальция обладает свойствами:
А. основными Б. кислотными В. амфотерными
6. Гидроксид натрия реагирует с каждым из двух веществ:
А. CO2 , KNO3 Б. Al(OH)3, CuCl2
В. Cu(NO3)2 , K2SO4 Г. CaO, H2SO4
7. Кристаллическая сода имеет формулу:
А. Na2SO4 Б.Na2CO3 ∙ 10H2O В. NaHCO3 Г. NaCl
8. Алюминий взаимодействует с веществом, формула которого:
А.BaSO4 Б NaCl. В. КOH Г. Ca(NO3)2
9. Установите соответствие между левой частью уравнения реакции:
1. Mg + H2SO4 = 3. MgO + H2SO4 =
2. Ca + 2H2O = 4.CaO + H2O =
и правой частью уравнения реакции:
А. = MgSO4 + H2 В. = CaO + 2H2
Б. = Ca(OH)2 Г. = Ca(OH)2 + 2H2 Д. = MgSO4 + H2O
Часть Б. Задания со свободным ответом.
10. Какой объём водорода выделиться (при н.у.) в результате взаимодействия 6,5 г цинка с 10 г соляной кислотой?
11. Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты
А) Аl + Fe2O3 =
Б) Cu(OH)2 + HNO3 =
В) CaO + H2SO4 =