Урок литературы 5 класс
Тема урока: «Смерть ради жизни» по рассказу И.А. Бунина «Лапти».
Цель: познакомить учащихся с художественным миом прозы И.А. Бунина на основе его рассказа «Лапти». Попытаться понять раздумья писателя о мире, о людях. Формировать умение анализировать прочитанное, оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел. Развивать творческие способности, читательскую наблюдательность учащихся, воспитывать милосердие, доброту, сострадательность.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-художественных средств языка; формирование собственного отношения к произведении.;
коммуникативные: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивному результату;
регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; принимать и сохранять учебную задачу;
познавательные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучение через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
личностные: формировать положительное отношение к учебе и своим знаниям.
Тип урока: урок-размышление.
Методические приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, опережающее задание.
Оборудование: тексты с рассказом, компьютерная презентация, тетради, ручки.
Ход урока
I Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы
II Слово учителя.
Эпиграф-слайд (читают дети).
Как понимаете эти слова? (ответы детей).
Учитель: примером такого истинного счастья-служения людям является герой из рассказа Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души.
Цель урока:
Учитель: ребята, знаете ли вы что такое айсберг? (ответы детей).-показ слайда с айсбергом.
Учитель: это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой. Вот и литературное произведение, как айсберг, малая часть лежит на поверхности понятная всем, а большая скрыта от нас и ее надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение. Сегодня мы с вами будем учиться читать не только глазами, но и сердцем и душой, помня, что у каждого из слов душа своя.
- Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания следующего отрывка.
Тема нашего урока: «Смерть ради жизни» (слайд)
III Вызов. На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения
Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Ответы детей:
- О войне.
- О смерти.
У: Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»?
Д: Смерть помогла кому-то выжить.
У: Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. (слайд на экран «Лапти»). Как вы думаете, о чем это произведение?
У: Как вы думаете, будет связана тема урока с названием рассказа?
Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)
Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».
IV Осмысление содержания. На этой стадии предлагается текст, разбитый на смысловые отрывки. Учащиеся читают первую часть, затем следует анализ данного отрывка с использованием вопросов разного вида.
Чтение учителем до первой остановки. (до слов …ужас дойти!)
1-я остановка (анализ текста)
У:С какими героями вы познакомились?
Д:Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.
У: обратите внимание, только один персонаж наделен именем, почему?
Д: главный герой рассказа.
У: вряд ли кто-то из вас слышал это имя раньше. А как вы думаете от какого имени оно образовалось?
Д: Федор (слайд).
У: Федор в переводе с греческого означает «бог». Нефед это не бог, но Бунин допускает чудо, а какое мы узнаем далее.
Словарная работа.
У: Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?
Открываем файл (слайд)
Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.
Верста (слайд).
У: В какое время года происходит действие рассказа?
Д: Вьюжной зимой.
У: Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте. (слайд).
Д: Пятый день несло непроглядной вьюгой.
У: Что просит больной ребёнок?
Д: Больной ребёнок просит красные лапти.
У: Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?
Д: У крестьянских детей. (слайд – лапти).
У: Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.
У: Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?
Д: Нефёд был слугой.
У: Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование)
Д: Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный
(слайды –портреты)
У: похож Нефед на них? Чем? (ответы детей).
У: Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?
Д: Добрые. Она называет его Нефёдушкой.
У: Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст?
( Ответы детей.)
У: Об этом узнаем из следующего отрывка. ( читает учащийся до слов …степном море)
2-я остановка.
У: Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?
Д: Да.
У: Что взял с собой Нефёд? Для чего?
Д: Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал как средство опоры в метель
У: Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?
Д: Догадывался.
У: Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём?
Д: Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек. Нефед не бог, но именно он совершает невозможное.
3 остановка:
У: Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?
(Ответы детей)
У: Об этом мы узнаем в следующем отрывке. Читает (до слов…стук в окно)
Анализ отрывка
У: Переживали ли домашние о Нефёде?
Д: Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней.
Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.
У: Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно. Зачитайте из текста.
Д: Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.
У: Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?
Д: Он предвещает что- то плохое.
У:Так, что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка. (читает ученик)
Анализ отрывка
У: Почему автор назвал этот стук зловещим?
Д: Так как привезли мертвое тело Нефёда.
У: Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?
Д: Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.
У: Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?
Д: Думаю. Что он выздоровеет
У: Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
У: Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?
Д: Да. Ради жизни мальчика.
У: почему рассказ называется «Лапти»? (ответы детей).
У: лапти – это зов души Нефеда, совершить добро, в результате спаслись мужики в поле. Лапти- это связность человеческих душ.
У: Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?
Д: Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.
У: прочитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным?
Д: в рассказе не говорится о том, что мальчик выздоровел. Значит не это главное. Главное это Нефед, который ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит спас мальчика.
У: Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (слайд)
Д: Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.
У: в наше время есть ли такие люди? Приведите примеры. (ответы детей).
У: послушаем стихотворение Михаила Пляцковского, которое подходит к теме нашего урока. (Бурлакова В., Жакыпов Ч.)
V Физкультминутка.
А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.
У: Нефед, герой рассказа, человек с большим добрым сердцем, значит, чтобы сделать доброе дело, надо иметь большое сердце.
VI Рефлексия
У: у вас на партах лежат сердечки, напишите на них свои пожелания и подарите. (звучит песня и слайд с сердцем)
VII Домашнее задание. Оно предлагается с учетом дифференцированного подхода. Учащиеся сами рассчитывают свои силы.
Д/з по выбору на слайде.