СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: "Загадки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: "Загадки"»

Конспект урока по литературе.

Класс: 5

Тема урока: Загадки.

Цели:

  • образовательные: заинтересовать учащихся темой данного раздела, изучить типы загадок.

  • воспитательные: мотивировать детей на данной темы, показать значимость мифологии в современном мире, способствовать развитию творческой активности учащихся, расширению их кругозора и т.д.

  • развивающие: развивать навыки корректного произношения, умения строить монологические высказывания, внимание, память, четкое чтение и произношение.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: учебник, компьютер.



План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Речевая разминка – 2 мин.

  3. Объяснение новой темы – 15 мин.

  4. Физминутка – 2 мин.

  5. Развитие навыков по данной теме – 15 мин.

  6. Домашнее задание – 2мин.

  7. Подведение итогов – 2 мин.

Ход урока:

I. Речевая разминка.

Вспомнить главных героев русских народных сказок.

II. Объяснение новой темы.    

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Загадки создавались во все времена. Различные загадки существуют и в фольклоре других народов. Но каждая загадка отражает культуру именно своего народа. Поэтому можно говорить, что загадка, как часть фольклора – это отражение культуры, национального характера и географических особенностей региона, в котором она родилась.

Загадки – жанр свойственный не только русскому фольклору. Существует древнегреческий миф об Эдипе и Сфинксе.

В окрестностях города Фивы поселилось страшное чудовище с женской головой, змеиным хвостом и железной чешуёй. Долго наводило ужас оно на жителей города. И тем, кому нужно был пройти по дороге, где жил Сфинкс, он загадывал загадку: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером – на трёх?»

Тех, кто не мог отгадать, Сфинкс убивал.

Но однажды перед Сфинксом оказался царь Эдип. Подумав некоторое время, Эдип дал ответ: «Это человек! Когда он маленький – ползает, когда взрослый – ходит, а когда становится стариком – опирается на тросточку».

Загадка была разгадана. А Сфинкс уничтожен, и город спасён.

Загадки нужны для того, чтобы передать новым поколениям жизненный опыт предыдущих. С помощью загадок детям объясняют в игровой форме законы окружающего мира, развивают мышление и воображение.Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Зарождение загадок, по мнению ученых, связано с давним временем, когда человек прибегал к иносказательной речи, в целях маскировки своих действий перед охотой, чтобы звери, которых он одушевлял, не «узнали» об опасности. Первоначально загадки использовались как средство развлечения, забава. Но загадки играют более важную роль в жизни человека - незаметно, исподволь обучая и воспитывая.

Большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадка о репке: «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь» - одинаково воспринимались и в глубокой древности и сейчас.

Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире от старшего поколения младшим. Знание загадок и умение их разгадывать было просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание - гибель.

Тематика загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: звездное небо, светила, ветер, дождь, снег, радуга и т. п. При этом «ответная» часть загадки (отгадка) носит предметный характер (например, загадывается «ветер»), а «вопросная» - предикативный (задаются признаки загаданного объекта: «Без рук, без ног, а ворота отворяет»). Реже загадываются действия («День и ночь одну работу работаю» - «Дышу») и целые ситуации («Идут девки лесом, поют куролесом, несут пирог с мясом» - «Покойника несут»), также загадки дают представление о народной аксиологии и иерархии ценностей: «Что на свете дороже всего?» - «Здоровье»; «Кто сильнее всего?» - «Сон» и т.п.

А что же полезного в загадках?

Загадка – это иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.

А чтобы разгадать, нужно хорошенько подумать, проанализировать, разобраться. Загадка – это отличная тренировка для мозга.

А какие же загадки бывают?

Классификация загадок, их основные виды

Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления. По разным источникам выделяют несколько классификаций загадок и их видов. Самая распространенная приведена ниже.

  • Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например: Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз).

  • Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам восстановить целостный образ). Например: Под ногой шуршат, шуршат. Скоро будет голый сад. (Листья).

  • В загадку включено отрицательное сравнение. Например: Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех). Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).

  • Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

а) Шарады - слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По описаниям нужно разгадать целое слово. Например: Мой первый слог - предлог, и во втором мы проживем все лето, А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача).

б) Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например: С «Ч» - над морем я летаю, С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка).

в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот - ток) или при перестановке слогов и букв (сосна - насос). Например: Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила).

г) Логогрифы - слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза - роза). Например: Известное я блюдо, когда прибавишь «М», Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха - муха).

  • «Загадки - складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок. Например: Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик, Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).

  • «Загадки - шутки». Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы).

По мнению Н.И. Кравцова и А.В. Кулагина тематика загадки очень разнообразна. Есть загадки о природе, о людях, о животных, о растениях, о профессиях людей, о явлениях природы, о временах года, героях сказок и о многом другом. Например, о явлениях природы: «Тянется в окно золотое полотно»; о человеке: «На земле он всех сильней, потому что всех умней»; о животных: «Белые хоромы, красные подпорья».

Физминутка

Виды загадок

Загадки-складки

Загадки-шутки

Загадки-сравнения

Загадки-описания

Грива – ветер, сам – огонь,

Счастлив в беге

резвый…

На одной берёзе растёт пять шишек, а на другой – шесть. Сколько шишек растёт на двух берёзах?

Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.

По полю скачет – ушки прячет,

Встанет столбом – ушки торчком.



Существует несколько видов загадок:

  • загадки-признаки (Конь стальной, хвост льняной…);

  • загадки-вопросы (Без какого ключа не откроешь дверь…);

  • загадки-сравнения (Кругла как мяч, желта как репа…);

  • загадки-действия (Упадет - поскачет, ударят - не плачет…);

  • загадки-противопоставления (Не огонь, а жжется…);

  • загадки-описания (Красное, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки…).

Художественные средства, используемые в загадках (тропы):



1.Метафора – употребление слов в переносном смысле на основе сходства, сравнения.

Голубое поле серебром усыпано.

(Небо и звезды.)

Белые хоромы,

Красные подпоры.

(Гусь).


2.Олицетворение – перенос свойств человека на неодушевленные предметы.

Кланяется, кланяется – придет домой – растянется.

(Топор.)


3.Звуковой образ, звукоподражание.

Зубастый зверек

Грызет с визгом дубок.

(Пила.)


4.Сравнение – определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим.


Бела, как снег, зелена, как лук, черна, как жук.

(Сорока.)

5.Отрицательное сравнение.

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Летит – воет,

Падет – землю роет.

(Жук.)


6.Гипербола – художественное преувеличение.

Рассыпался горох по сто дорог, никто его не соберет.

(Звезды.)


7.Прямой вопрос.

Кто бежит без провода?

(Река.)


8.Образное описание признаков неназванного предмета (по внешнему виду или действию).

Красненькая, кругленькая,

Листочки продолговатеньки.

(Рябина.)




Таким образом, можно сказать, что классификации этой малой формы фольклора едины, а сама загадка носит обучающий характер и способствует развитию мыслительной деятельности человека.

Смоленщина край развитого народного творчества. Наши земляки написали

произведения почти всех жанров устной поэзии, освоенных русским народом. Одним из любимых жанров смолян была загадка.

Смоляне начали создавать загадки в глубокой древности, используя загадку как один из приемов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и прочее.

К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а

подставными словами, загадочными оборотами или загадками. Загадки

использовались в дипломатических, военных, торговых делах. Загадка была не только «тайным» языком. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, свадебный обряд и другие.

С течением времени функция загадок изменяется. Они становятся средством

развлечения. Испытания, состязания загадками приобретают игровое значение. Их очень любят дети. Отгадывая загадку, они испытывают большое удовлетворение.

В зимние, особенно святочные вечера, развлекаются на Смоленщине загадками.

Народная мудрость гласит: «Загадка – ума зарядка».

Загадки нашего края отражают главные думы народа о земле, об урожае:

"Чего на свете богаче нет?" (Земля)

"Загадаю загадку, закину на грядку; пусть моя загадка лежит до полетья." (Посев озимого зерна)

Загадки о быте смоленских крестьян:

"Скачет, пляшет по горнице; чем больше катится, тем больше становится." (Веретено)

"Лежит волк, осмоленный бок." (Заслонка печи)

"Два конца, два кольца, посредине гвоздик." (Ножницы)

"Маленька, синенька, а весь свет одевает!" (Иголка)

Существуют смоленские загадки на темы, связанные с человеком и его внутренним миром:

"За ельничком, за березничком талалай скачет." (Язык за губами и зубами)

"Пятеро убегают, пятеро догоняют." (Пальцы во время прядения)

"Чего легче и быстрее на свете нет?" (Мысли
- Как же смоляне придумывали загадки?

Работа в рабочей тетради

Задание 3 Составьте загадку про мяч (В руках у педагога маленький синий мяч или картинка с изображением мяча). Ответьте на вопросы и найдите предметы с похожими признаками (размер, цвет, форма).

- Какой мяч по размеру? (Маленький).

- Найдите, с каким предметом его можно сравнить по размеру (Апельсин).

- Составьте высказывание: Маленький, но не апельсин.

- Какой мяч по цвету? (Синий).

- Найдите, с каким предметом его можно сравнить по цвету (Шарик)

- Составьте высказывание: Синий, но не шарик.

- Какой мяч по форме? (Круглый)

- Найдите, с каким предметом его можно сравнить по форме (Арбуз).

- Составьте высказывание: Круглый, но не арбуз.

-Что у нас получилось? (Загадка)

Маленький, но не апельсин.

Синий, но не шарик.

Круглый, но не арбуз. (Мяч)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: У всех народов загадки были показателем мудрости, а человек, который умел отгадывать и придумывать загадки, считался мудрецом. У вас есть уникальная возможность стать мудрецами. Придумайте загадки сами и загадайте их своим близким или друзьям.

III. Развитие навыков по данной теме:

Меркин Г.С. Литература. Часть 1. Вопросы и задания. Стр. 26

IV. Домашнее задание.

Страница 24-26, пересказ.

V. Подведение итогов.

Вот и подошел наш разговор к завершению. Мы изучили загадки и их типы. И мне хотелось у вас узнать, была ли полезна данная информация?

Выставление оценок учащимся.

ЗАГАДКИ

Я тяжёл,

Внутри огонь,

Где поеду - будет гладко,

Я горю меня не тронь! (утюг)


У бабушки сейф

Он давно уж не новый,

К тому же совсем не стальной, а дубовый.

Но только не дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с висячим замком.(сундук)


Парень дюжий он и крепкий,

Без труда глотает щепки.

Все семейство вечерком

Угощает он чайком.(самовар)


Не бык, а бодает, не ест, а хватает,

что схватит - отдает, снова в угол отойдет. (Ухват)



Мы раньше обувью служили.

Крестьяне нами дорожили (лапти)






Методическая разработка

урока литературы в 7 классе по теме «Предания»

Цель: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями — государственными деятелями.

Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы. Помимо учебника, нам понадобится тетрадь для выполнения необходимых записей. Все готовы к работе?

  1. Сообщение темы урока. Целеполагание.

  • Тема нашего урока «Предания». Запишите её в тетрадь.

  • Подумайте, чему мы будем учиться? (Ответы детей.)

III. Изучение нового материала.

  1. Слово учителя.

- Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.

- Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают.

- История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений.

- А теперь вспомним теорию литературы. На какие 3 рода делятся фольклорные: эпические, лирические и драматические. Каждый из родов имеет свои жанры. Наиболее древними жанрами являются былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады. Запишите информацию в тетрадь.

- Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? Запишите определение в тетрадь.

Попробуйте сами дать определение этому слову. Что такое предание?

Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре- равно значению приставки пере-).

Ученые считают, что предание — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предание даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта. Т.о., предание - широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта.



- Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. В древности, когда сама земля еще была молода, к преданиям относились очень серьезно. Они представляли собой историю рода, государства. Старшее поколение бережно передавало эти рассказы молодым, чтобы они также трепетно хранили их, передавая из уст в уста. И хотя предания порой до краев наполнены вымыслом, они все же четко отражают сущность событий.

— Какова же была основная тема «устной живописи»? На что обращают наше внимание народные сказители? Обратимся к «преданьям старины глубокой».

2. Проверка д/задания (выразительный пересказ преданий) + аналитическая беседа по произведениям.

1) – Дома вы познакомились с преданиями из цикла жизни Ивана Грозного и Петра I. Начнём работу над этими произведениями. Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного».

(1 ученик пересказывает + оценивание выступления)

- Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.)

- Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.)

- Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.

2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы» (1 ученик пересказывает + оценивание выступления).

— Каким предстает перед нами Иван IV?

— С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете...»)

- В предании «Сороки-ведьмы» народ показывает свое негативное отношение к колдовству и чародейству. В нем также отражается веяние нового времени — борьба самого царя с нечестью. Этот мотив выражен очень ярко.

3) - Не менее интересен и такой персонаж преданий, как Петр I. Обратимся к преданию «Петр и плотник». (1 ученик пересказывает + оценивание выступления.)

— Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)

— На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу — делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)

III. Изучение новой темы (с. 7—8).

1. Чтение статьи «Предания».

2. Беседа по вопросам.

- Что нового узнали из статьи?

- Кто чаще всего является героями преданий?

- Откуда взяты эти строки?

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету...

В начале поэмы и в конце ее:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)

- Ребята, для чего я зачитала эти строки? (Ответы детей.)

- Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.

- Предания принято делить на 2 группы: исторические и топонимические. С первой группой мы с вами сегодня познакомились: герои Иван Грозный и Петр I - исторические. Вторая группа преданий - топонимические - древняя, популярная в народе разновидность преданий. Они представляют собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах. 

- Послушайте внимательно топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым. (Учитель читает.)

«Я слышал от старых людей насчет одного места, что там жил Стенька Разин. Это место и теперь можно очень хорошо узнать: огромная гора, похожая на двор, имя ее теперь - Каменный двор, на середине ее бугор, на бугре дубовый лесок, а на самой середине, на вершине около бугра, три березы, под березами родник. Старики говорят, что на том самом месте жили разбойники, а наружная сторона той горы с одной стороны похожа на ворота. А вокруг нее как есть двор. По самой вершине горы - лесок, словно крыша, в низ ее словно каменная стена. Эту стену называют лицевою стороной Каменного двора. В стороне от этого двора расположены высокие горы... Имя этих гор - Караульные горы. Старики рассказывают, что когда жил Стенька Разин, то разбойники на этих горах подкарауливали проезжих по дороге, и будто оттуда сквозь землю была протянута цепь. Как только увидят проезжающих, они и дернут эту цепь, а к кольцу этой цепи был привязан колокол. Как услышат их товарищи этот колокол, они и выйдут на дорогу. А еще дальше к большой дороге есть овраг по имени Банный овраг, будто они ходили туда париться в баню».

- Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге.)

IV. Подведение итогов урока + оценивание учащихся за анализ преданий.

- Вспомните, какие цели в начале урока мы ставили.

- Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Какой вид работы вызвал у вас затруднение?

- Подводя итог по теме «Предания», хочется сказать следующее: все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Но самое главное, пожалуй, это то, что, читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.

V. Домашнее задание: стр. 7-8 пересказ, знать записи в тетради

Дополнительно можно прочитать другие предания. Например:

Наказание Волги

Стала одолевать неверная сила народ христианский, и со­брался войной на врагов сам царь Иван Грозный. Повёл он за собой войско большое. Надо было переправляться им за реку Волгу. Сперва переехал на тот берег царь и стал ждать переправы войска. Сели солдаты на лодки и отплыли от берега. Вдруг Волга начала бурлить, и пошли по ней валы за валами страшные...

Видит Грозный-царь с берега, что утопит всё его воинство, и крикнул он громким голосом:      

— Не дури, река, а то худо будет!

Не унималась Волга, ещё сильнее заволновалась.

— Палача сюда! — крикнул царь.—Вот я тебя проучу.

Пришёл палач, и велел ему царь сечь реку кнутом. Взял кнут палач, разбежался да как свиснет по Волге — вдруг кровь из воды вверх брызнула и лёг на воде кровяной рубец в палец толщи­ной. Потише пошли волны по реке, а царь кричит:

 - Не жалей, давай сильнее!        

Разбежался палач дальше прежнего и ударил сильнее — кровь брызнула ещё выше и рубец лёг толще. После третьего удара кровь брызнула на три аршина и рубец оказался пальца в три толщиной — совсем успокоилась тогда Волга.

— Довольно, — сказал Грозный-царь, — вот как вас надо учить!                                          

После того благополучно переправилось через реку всё войско, и ни один солдат не утонул. И теперь, говорят, на том месте, где была переправа, видят на Волге три кровяных рубца, особенно летним вечером, если взглянешь против солнца, когда оно садится за горы.

Приехал царь Грозный в Новгород...

Ещё до наших дедов был царь Грозный, Иван Васильевич. Приехал царь Грозный в Новгород, пошёл к Софии. Стоит Иван - царь, богу молится; только глядит — за иконой бумага виднеется. Он взял ту бумагу — и страшно рассердился. А какая та мага была, никто не знает. Как распалился Грозный-царь и велел народ бросать в Волхов.

Стал Грозный на берегу, стали народ в Волхов бросать: возьмут двух, сложат спина к спине, руки свяжут да так в воду и бросят. Как в воду, так и на дно. Набросали народу на двенадцать вёрст. Там народ остановился, не идёт дальше, нельзя Грозному народ больше бросать! Послал он посмотреть за двенадцать вёрст — отчего народ мёртвый вниз не идёт. Сходили, посмотрели, говорят царю:

— Мёртвый народ стеной стал.

— Давай коня! — закричал царь.

Подали царю коня. Царь сел на коня и поскакал за двена­дцать вёрст. Смотрит - мёртвый народ стеной стоит, дальше не идёт.

В это самое время стал огонь из земли кругом Грозного вы­ступать. Поскакал царь Иван Васильевич прочь — огонь за ним. Он скачет дальше — огонь всё кругом! С тех пор Волхов не за­мерзает в том месте, где Иван Грозный народ бросал: со дна Волхова тот народ теплом греет.,. А где народ остановился за двенадцать вёрст, там Хутынский монастырь царь поставил.

3. Беседа

- Каким предстаёт Иван Грозный в этих преданиях? На что обращает внимание народный сказитель?

Иван Грозный в преданиях изображён в архаической (древней) традиции: он жрец, маг, всесильный царь. У него загорается свеча после того, как её вынули из воды, его проклятия боятся ведьмы, его слушается река Волга. Такой характер преданий связан с отношением к царю не только как к высшей светской власти, но и как к высшей духовной власти в земной иерархии. Он «благочестивый царь» и хочет уничтожить на русской земле всю нечисть.

4. Чтение преданий о Петре I   (стр.9)

 

Дополнительно можно прочитать другие предания. Например:

Взятие Орешка

Долго и безуспешно осаждали русские войска сильную кре­пость Орешек. Царь Пётр употреблял все способы, чтобы поско­рее овладеть ею.

Решили усилить канонаду, направляя пушки в один пункт, чтобы разбить стены и потом направить туда штурмующие ко­лонны.

Несколько дней стреляли беспрерывно. Наконец стену разрушили. Русские обрадовались и, так как дело было к вечеру, решили на следующее утро напасть на крепость. Рано утром Пётр с другими военачальниками поднялся на холм и был поражён, увидев, что разбитые стены стоят как ни в чём не бывало, будто даже новее стали.

Разгневался царь ужасно и хотел было всех пленных казнить, но тут один из них выступил вперёд и вызвался объяснить, в чём дело.

- Ваше величество, — сказал он, — русские войска уже не раз разрушали стены крепости, но мои соотечественники каждый раз пускались на хитрость. За ночь они сшивали рогожи, красили их под цвет камня и закрывали ими проломы в стене. Издали ка­залось, будто новая стена построена...

- Хорошо же, — сказал Петр, — мы перехитрим их.

Он приказал пленных отвести обратно в то место, где они со­держались, а войскам наделать побольше чучел из соломы, одеть их в солдатскую форму и разместить на плотах. Управлять пло­тами назначили несколько человек.

На следующее утро плоты двинулись по Неве к крепости, По ним открыли страшный огонь. Множество плотов уже разбито, но уцелевшие продвигались всё вперёд и вперёд. Ужас охватил мужественный гарнизон при виде надвигающихся на них рус­ских солдат.

Плоты приблизились... Испугавшиеся защитники крепости поспешили вынести ключи и сдаться царю. В это самое время на крепостной башне пробило полдень. Пётр снял шляпу и перекре­стился.

В память взятия Орешка с того самого дня и до сих пор ровно в полдень производится торжественный звон колоколов.


Пушки из колоколов


Пётр Великий, нередко бывая в Архангельске, заезжал и на Соловки.

Раз, живя здесь, государь решил снять самые большие монастырские колокола, чтобы отлить из них пушки. Монахи стали умолять государя отменить это решение и оставить на мона­стырской колокольне прежнее число колоколов.

- А зачем вам колокола? — спросил государь.

- Созывать народ к богослужению, — отвечали монахи.

- Ничего, — отозвался царь Петр, — если от вас народ не ус­лышит звона, так пойдёт в другие церкви. Разве это не всё равно?

Но монахи не отставали от царя:

— Отберёшь монастырские колокола, умалится слава святых соловецких угодников!

Государь ничего им не ответил на это, а только приказал всем монахам ехать на дальний остров архипелага и там слушать, что будет. А сам велел три раза позвонить в монастырские колокола, а потом три раза палить из пушки. Через некоторое время верну­лись монахи.

- Ну, что же вы слышали, святые отцы? — спросил царь.

- Мы слышали, — отвечали они царю, — как из пушек па­лили.

- Ну, так и есть, — заметил царь, — колоколов ваших вы не слыхали, а пушки славу мою до вас донесли! Так уж лучше да­вайте мне ваши колокола. Я их на пушки перелью, а пушки эти славу святых угодников распространят.

Монахи согласились на предложение царя и отдали ему луч­шие монастырские колокола.

Так и перелил царь Пётр Алексеевич монастырские колокола на пушки.

5. Беседа

- Как рисуется образ Петра I в народных преданиях?

Образ Петра I рисуется совершенно иначе, чем образ Ивана Грозного: это царь-плотник, работник, воин и строитель. В преда­ниях о Петре I отразилось отношение народа к небывалому царю-работнику, который не гнушается простым народом, трудится вместе с плотниками и может ради мастерства вытерпеть даже брань, а мастера наградить. Пётр справедливый, остроумный и хитрый, побеждает врагов не только силой, но и смекалкой.

IV. Подведём итоги

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие предания вам больше понравились? Почему?

V. Домашнее задание

1) Выполнить 3-е задание (стр. 10): подготовить к пересказу одно из преданий, сохранив особенности повествования.







Тест по русскому языку Орфограммы в окончаниях слов 6 класс

Тест по русскому языку Орфограммы в окончаниях слов.

Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 8 заданий (в части А — 5 заданий, в части В — 2 задания).

1 вариант

A1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) по алле.. , утренн..м туманом
2) вдоль алле.., в тетрад..
3) ты пил..шь, в син..м море
4) на завод.., ты стерп..шь

А2. В каком словосочетании выделенное слово является зависимым?

1) интересный рассказ
2) вставать утром
3) говорить быстро
4) прекрасные цветы

А3. Укажите побудительное предложение

1) Пойди поклонись рыбке.
2) Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
3) Жил старик со старухой у самого синего моря.
4) Раз в крещенский вечерок девушки гадали.

А4. Укажите сложное предложение

1) Солнце уже стояло довольно высоко, но поля ещё блестели росой.
2) Тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полянами.
3) Кое-где висят ещё на деревьях жёлтые листья, кивают нам с верхних веток. 4) Солнце стояло высоко и озарило всю окрестность.

А5. Укажите слово с ошибкой

1) в поле
2) они борятся
3) ты скажешь
4) в весеннем

Прочитайте предложение и выполните задания: B1, В2.
Роняет лес багряный свой убор. (А. Пушкин)

В1. Выпишите грамматическую основу предложения.

В2. Объясните написание окончания глагола. Определите спряжение глагола.



Тест по русскому языку Орфограммы в окончаниях слов 6 класс

Тест по русскому языку Орфограммы в окончаниях слов.

Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 8 заданий (в части А — 5 заданий, в части В — 2 задания).

2 вариант

A1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) на сирен.., в зимн..м лесу
2) они дыш..т, они скач..т
3) на репетици.., он пил..т
4) отвеча..шь, ранн..м утром

А2. В каком словосочетании выделенное слово является главным?

1) красивый вид
2) спеть песню
3) пойти направо
4) сладкий запах

А3. Укажите повествовательное предложение

1) Пойди поклонись рыбке.
2) Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
3) Жил старик со старухой у самого синего моря.
4) Посмотри, как красиво вокруг.

А4. Укажите простое предложение

1) Когда ночь опустилась на село, поднялся на небо месяц.
2) Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле.
3) Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую музыку.
4) На траве, кустах, цветах заблестела роса, а птицы запели ещё громче.

А5. Укажите слово с ошибкой

1) в тетраде
2) в тетради
3) в утреннем
4) они лают

Прочитайте предложение и выполните задания: B1, В2.
Люблю я пышное природы увяданье… (А. Пушкин)

B1. Выпишите грамматическую основу предложения.

В2. Определите спряжение глагола.



Карточка для первого варианта:

1) из книг..

2) в книг..

3) к башн..

1) утренн..м ветерком

2) с огромн.. силой

3) в мрачн..м раздумье

1) реша..т

2) загора..т

3) держ..т



Карточка для второго варианта:

1) на конференци..

2) на машин..

3) с башн..

1) свеж..м сеном

2) в неглубок..м овраге

3) о голуб..м небе

1) пиш..т

2) дыш..т

3) люб..т



Карточка для первого варианта:

1) из книг..

2) в книг..

3) к башн..

1) утренн..м ветерком

2) с огромн.. силой

3) в мрачн..м раздумье

1) реша..т

2) загора..т

3) держ..т



Карточка для второго варианта:

1) на конференци..

2) на машин..

3) с башн..

1) свеж..м сеном

2) в неглубок..м овраге

3) о голуб..м небе

1) пиш..т

2) дыш..т

3) люб..т



Карточка для первого варианта:

1) из книг..

2) в книг..

3) к башн..

1) утренн..м ветерком

2) с огромн.. силой

3) в мрачн..м раздумье

1) реша..т

2) загора..т

3) держ..т



Карточка для второго варианта:

1) на конференци..

2) на машин..

3) с башн..

1) свеж..м сеном

2) в неглубок..м овраге

3) о голуб..м небе

1) пиш..т

2) дыш..т

3) люб..т



Поурочные разработки по русскому языку 6 класс

Орфограммы в окончаниях слов - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В

5 классе

Цели: закреплять навыки правописания слов с орфограммами в окончаниях; повторить типы речи; подготовить к домашнему сочинению.

Планируемые результаты: умения обнаруживать и объяснять орфограммы в окончаниях слов, объяснять языковые явления; владение элементами анализа текста; развитие мотивации к исследовательской деятельности.

Ход урока

  1. I. Организационный момент

  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 33 - выразительное чтение текста, обсуждение, морфо­логический и синтаксический разбор на доске.) Комментарии

Варианты заглавия текста: “Прелесть поздней осени”, “В осеннем лесу”.

Основная мысль текста выражена в словах: “Есть прелесть и в самой поздней осени...”

В переносном значении употреблены слова в безнадёжном дожде, в острых запахах, на ссохшихся беретиках.

III. Актуализация знаний

Словарный диктант

Со всеми удобствами, спортивная ходьба, друг детства, молодые дуб­ки, замёрзший пруд, ледяной душ, длина отрезка, лёгкая походка, меткая стрельба, мягкая травка, древко флажка.

Грамматическое задание: подчеркнуть орфограммы - гласные и согласные в корнях слов, в скобках записать проверочные слова.

  1. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте словосочетания.

Купается в озере, в русской печке, помнят о дочери, напишешь в со­чинении, поздней осени.

— Чем похожи все слова? (Во всех словах есть орфограмма в окончании.)

— Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании окон­чания слова?

— Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить правила правописания окончаний слов разных частей речи.)

  1. Работа по теме урока

  2. Работа по учебнику

(Обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятель­ных наблюдений (с. 22).)

  1. Практическое задание

- Определите части речи по окончаниям.

1) -его, -ый, -ому (прилагательные);

2) -ет, -ишь, -ют (глаголы);

3) -ами, -е, -у (существительные).

  1. Объяснительный диктант

В задании по математике, зачерпывает ковшом, к синему морю, го­нится за зайцем, покрывается инеем, хорошего настроения, побываешь и Софии, отливает глянцем, в зимнем уборе, танцуешь на палубе, на эти­кетке шампуня, вертится на языке, открывает ключом.

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

  1. Упр. 34 — самостоятельное выполнение.

  2. Упр. 35 — выразительное чтение текста, обсуждение вопросов и заданий, комментированное письмо, морфологический разбор (устно).

Комментарии

Варианты заглавия текста: “От корней до плодов”, “Как живёт дерево”.

В первом предложении слово корни — подлежащее, в четвер­гом — дополнение; слово сучья — дополнение. Вариант простого плана текста:

Зачем дереву корни?

Для чего служит дереву ствол?

Какое значение в жизни дерева имеют сучья и ветви?

  1. Упр. 36 — коллективное выполнение с комментированием.

Упр. 37 — выразительное чтение текста, обсуждение, само­стоятельное выполнение письменного задания.

Упр. 38 — подготовка к домашнему сочинению: обсуждение темы, выбор типа текста, формы сочинения, составление плана консультации учителя.

— Какие встречи изображены на рисунках? О какой встрече вы хотели бы написать?

План сочинения должен состоять из трёх основных частей: I) вступление (введение); 2) основная часть; 3) заключение.

Во вступлении надо кратко написать, почему выбрана эта тема, чем она интересна. Если выбрана форма письма, необ­ходимо начать с обращения к адресату, сказать о теме письма. Сочинение-сказку можно начать с традиционного сказочного зачина.

Основная часть небольшого сочинения состоит из двух-трёх подпунктов (микротем), каждый из которых выражает закончен­ную мысль.

В заключительной части следует сделать вывод, подвести итог написанному, высказать своё отношение к тому, о чём написали.

VII. Подведение итогов урока

— Как можно проверить написание окончаний в существи­тельных, прилагательных, глаголах?

— Какие типы речи вы знаете?

— Из каких частей должно состоять сочинение?

Домашнее задание

Написать сочинение (по заданию упр. 38).

Подготовиться к тестовой работе по теме “Части речи”.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!