Конспект урока по литературе 7 класс
Тема: Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла».
Цель: кратко познакомить с основными фактами биографии и творчеством Е.И.Носова; показать значение нравственных проблем, поднятых в рассказе «Кукла»; совершенствовать навыки анализа произведения.
Задачи:
- раскрыть идейно-художественные особенности рассказа;
- показать, какие проблемы поднимает Е.И.Носов в рассказе;
- научить устанавливать связь событий исторически-военного времени с событиями, описываемыми в рассказе;
- развивать умение самостоятельно делать выводы, подбирать для аргументации материал;
- совершенствовать навык выразительного чтения;
- воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма,
равнодушия;
- формировать понимание поступков, мотивов поведения людей.
«…Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной несправедливости… о том, как жить и что делать…»
(И. Баскевич.)
Ход урока
Оргмомент.
Целеполагание.
Сегодня у нас очень важный урок. Нам необходимо повнимательнее присмотреться к тому, что находится рядом с нами с самого детства. Мир, в котором мы живём, огромен. Мы сталкиваемся с добром и злом, хамством и цинизмом, предательством, любовью и ненавистью.
Как не потеряться в этом мире? Как остаться нравственно чистым душой человеком?
- Какова тема урока?
- На какие важные вопросы мы должны ответить? («… как жить и что делать», обсудить нравственные проблемы, поднятые Е.И.Носовым в рассказе «Кукла», постараться понять поступки людей и мотивы их поведения).
Выразительное чтение учеником автобиографического рассказа Е.И.Носова.
(Одновременно идет презентация творчества писателя)
Беседа.
- Рядом с каким городом находилось село, в котором родился писатель?
- Какие события происходили в городе во время Великой Отечественной войны?
_ А чем еще знаменит Курск с давних времен?
- Сколько примерно было лет, когда он стал противотанковым артиллеристом?
- Где и кем работал писатель после окончания школы?
- Какова главная тема творчества Е.Носова?
3. -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Кукла и человек в рассказе Носова «Кукла»)
- С чего начинается рассказ? (с описания природы)
- Почему автор начинает рассказ с описания природы? (Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).
Зачитайте фрагмент пейзажной зарисовки и ответьте на вопрос: о чем повествует автор, какие использует краски и художественно-выразительные средства?
( Со слов «В природе ……….. и радости бытия».
«Поехал и не узнал реки…..околевшую рыбину».
- Что и чему противопоставлено в этих отрывках?
Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.
- Кто виноват в трагическом состоянии природы? (люди)
- Почему люди? Какие они? (Люди стали жестокими и бессердечными).
Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.
4. Лексическая работа.
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «Кукла»?
Кукла… Какой смысл несёт в себе это слово? Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова.
Кукла, ы. род.мн.ч. кукол, ж. Детская игрушка в виде фигурки человека, а также фигура человека или животного в специальных театральных представлениях.
- Итак, вы обратили внимание на фразу «детская игрушка в виде фигурки человека»? Значит сегодня мы будем говорить не просто о кукле – игрушке, а о кукле-фигуре человека.
- Что вы ещё можете сказать о кукле? (Нет души, красота только внешняя. А человек – разумное существо, он может быть добрым и злым, совершать различные поступки и т.п.
- Я, думаю, не ошибусь, если скажу, что мы все считаем кукол детскими игрушками. Но даже в древние времена к кукле относились по-иному. Существовало поверье, что если у куклы есть лицо, то она схожа с человеком, а это означает, что есть и душа. Их использовали в различных языческих обрядах, они были оберегами.
- Душа… Что это? Это внутренний, психический мир человека, его сознание.
- Приведите примеры выражений со словом душа. ( В доме ни души; живой души нет; душа болит,радуется; в чём только душа держится; жить душа в душу; вложить душу; души не чаять и т.п.)
Человек рождается безгрешным. Однако став взрослым, он научится зависти, жестокости. Как сохранить эту чистую душу? Как не превратиться в циничного человека? И, наконец, как остаться просто человеком? Эти вопросы должны волновать каждого из нас.
Люди противопоставлены куклам по нравственным ценностям: уважение, сострадание, милосердие – бессердечию, душевной глухоте, чёрствости. Крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих все, что их окружает, — таков лейтмотив рассказа, который предстоит нам обсудить.
- Автор начинает свой рассказ с пейзажных зарисовок потому, что он любит родную землю и в пейзажных зарисовках подчёркивает величие природы.
- А что можно сказать о современных людях? Как они относятся к окружающему их миру? ( Описывая места, где оставил «следы» своего пребывания человек, автор показывает бездушное отношение человека к природе, привлекает внимание к экологической проблеме нашего времени).
- Только ли к природе равнодушен человек в рассказе Е.Носова? (Нет. Кто-то сжёг шалаш Акимыча. Рассказчик, когда приехал и не обнаружил своего давнишнего приятеля, даже испугался, жив ли Акимыч).
- Вы обратили внимание, что на фоне сменяющейся природы рассказчик знакомит нас с Акимычем? Кто он для рассказчика? Только приятель? (Нет. Зачитать со слов «На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз…).
Однако встретившись с Акимычем, рассказчик был поражён увиденным. «Акимыч,бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя…»).
-Что же вывело из себя Акимыча? ( Чтение эпизода со слов «…Вот гляди…).
- Как вы думаете, кто и зачем так поступил с куклой? (Жестокие, равнодушные, циничные люди).
- Можно ли сказать, что такие случаи единичны? Докажите.
- Как воспринимает Акимыч глумление над куклой? ( Как серьёзную трагедию, потому что кукла имеет человеческий облик).
« Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмётся… Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик – то человеческий».
Зачитайте описание куклы.
- Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы. Назовите, кто?
А главное – учителя: «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха…»
- Почему же эти люди остались безучастными к случившемуся?
- А вы знаете, что такое равнодушие?
- Как характеризуют душевное состояние Акимыча эпитеты «сутуло, согбенно»?
- Зачем Акимыч хоронит куклу? Возможно, это выглядит как-то странно.
- Какую гуманистическую идею утверждает в своём рассказе Е.И.Носов?
- Рассказ заканчивается такими словами: «Всего не закопать…». Как вы понимаете их?- Сначала рассказ назывался «Акимыч», а позднее «Кукла». Почему автор изменил название?
Сравнение рассказа Е.И.Носова «Кукла» и стихотворения К.Случевского «Кукла».
Кукла
- Какой мы можем сделать вывод?
5. Рефлексия.
Итак, ребята, давайте сделаем выводы: какой урок преподаёт Е.И.Носов своим рассказом «Кукла»?
Закончите предложения:
Рассказ заставил меня задуматься…
Смысл жизни…
Я люблю природу…
Окружающий меня мир – это не только…
6. Домашнее задание:
1) написать письмо-обращение от имени куклы.