СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 7 классе Е.Носов "Кукла"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 7 классе Е.Носов "Кукла"»

Конспект урока по литературе 7 класс

Тема: Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла».

Цель: кратко познакомить с основными фактами биографии и творчеством Е.И.Носова; показать значение нравственных проблем, поднятых в рассказе «Кукла»; совершенствовать навыки анализа произведения.

Задачи:

- раскрыть идейно-художественные особенности рассказа;

- показать, какие проблемы поднимает Е.И.Носов в рассказе;

- научить устанавливать связь событий исторически-военного времени с событиями, описываемыми в рассказе;

- развивать умение самостоятельно делать выводы, подбирать для аргументации материал;

- совершенствовать навык выразительного чтения;

- воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма,

равнодушия;

- формировать понимание поступков, мотивов поведения людей.


«…Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной несправедливости… о том, как жить и что делать…»

(И. Баскевич.)

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Целеполагание.

Сегодня у нас очень важный урок. Нам необходимо повнимательнее присмотреться к тому, что находится рядом с нами с самого детства. Мир, в котором мы живём, огромен. Мы сталкиваемся с добром и злом, хамством и цинизмом, предательством, любовью и ненавистью.

Как не потеряться в этом мире? Как остаться нравственно чистым душой человеком?

Какова тема урока?

- На какие важные вопросы мы должны ответить? («… как жить и что делать», обсудить нравственные проблемы, поднятые Е.И.Носовым в рассказе «Кукла», постараться понять поступки людей и мотивы их поведения).

Выразительное чтение учеником автобиографического рассказа Е.И.Носова.

(Одновременно идет презентация творчества писателя)

Беседа.

- Рядом с каким городом находилось село, в котором родился писатель?

- Какие события происходили в городе во время Великой Отечественной войны?

_ А чем еще знаменит Курск с давних времен?

- Сколько примерно было лет, когда он стал противотанковым артиллеристом?

- Где и кем работал писатель после окончания школы?

- Какова главная тема творчества Е.Носова?


3.   -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Кукла и человек в рассказе Носова «Кукла»)

- С чего начинается рассказ? (с описания природы)

Почему автор начинает рассказ с описания природы? (Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).

Зачитайте фрагмент пейзажной зарисовки и ответьте на вопрос: о чем повествует автор, какие использует краски и художественно-выразительные средства?

( Со слов «В природе ……….. и радости бытия».

 «Поехал и не узнал реки…..околевшую рыбину».

- Что и чему противопоставлено в этих отрывках?

Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.

- Кто виноват в трагическом состоянии природы? (люди)

- Почему люди? Какие они? (Люди стали жестокими и бессердечными).

Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.


4. Лексическая работа.

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «Кукла»?    

Кукла… Какой смысл несёт в себе это слово? Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова.

Кукла, ы. род.мн.ч. кукол, ж. Детская игрушка в виде фигурки человека, а также фигура человека или животного в специальных театральных представлениях.

- Итак, вы обратили внимание на фразу «детская игрушка в виде фигурки человека»? Значит сегодня мы будем говорить не просто о кукле – игрушке, а о кукле-фигуре человека.

- Что вы ещё можете сказать о кукле? (Нет души, красота только внешняя. А человек – разумное существо, он может быть добрым и злым, совершать различные поступки и т.п.


- Я, думаю, не ошибусь, если скажу, что мы все считаем кукол детскими игрушками. Но даже в древние времена к кукле относились по-иному. Существовало поверье, что если у куклы есть лицо, то она схожа с человеком, а это означает, что есть и душа. Их использовали в различных языческих обрядах, они были оберегами.

- Душа… Что это? Это внутренний, психический мир человека, его сознание.

- Приведите примеры выражений со словом душа. ( В доме ни души; живой души нет; душа болит,радуется; в чём только душа держится; жить душа в душу; вложить душу; души не чаять и т.п.)

Человек рождается безгрешным. Однако став взрослым, он научится зависти, жестокости. Как сохранить эту чистую душу? Как не превратиться в циничного человека? И, наконец, как остаться просто человеком? Эти вопросы должны волновать каждого из нас.

Люди противопоставлены куклам по нравственным ценностям: уважение, сострадание, милосердие – бессердечию, душевной глухоте, чёрствости. Крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих все, что их окружает, — таков лейтмотив рассказа, который предстоит нам обсудить.

- Автор начинает свой рассказ с пейзажных зарисовок потому, что он любит родную землю и в пейзажных зарисовках подчёркивает величие природы.

- А что можно сказать о современных людях? Как они относятся к окружающему их миру? ( Описывая места, где оставил «следы» своего пребывания человек, автор показывает бездушное отношение человека к природе, привлекает внимание к экологической проблеме нашего времени).

- Только ли к природе равнодушен человек в рассказе Е.Носова? (Нет. Кто-то сжёг шалаш Акимыча. Рассказчик, когда приехал и не обнаружил своего давнишнего приятеля, даже испугался, жив ли Акимыч).

- Вы обратили внимание, что на фоне сменяющейся природы рассказчик знакомит нас с Акимычем? Кто он для рассказчика? Только приятель? (Нет. Зачитать со слов «На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз…).

Однако встретившись с Акимычем, рассказчик был поражён увиденным. «Акимыч,бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя…»).

-Что же вывело из себя Акимыча? ( Чтение эпизода со слов «…Вот гляди…).

- Как вы думаете, кто и зачем так поступил с куклой? (Жестокие, равнодушные, циничные люди).

- Можно ли сказать, что такие случаи единичны? Докажите.

- Как воспринимает Акимыч глумление над куклой? ( Как серьёзную трагедию, потому что кукла имеет человеческий облик).

« Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмётся… Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик – то человеческий».

Зачитайте описание куклы.


- Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы.  Назовите, кто?

А главное – учителя: «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха…»

- Почему же эти люди остались безучастными к случившемуся?

- А вы знаете, что такое равнодушие?

- Как характеризуют душевное состояние Акимыча эпитеты «сутуло, согбенно»?

- Зачем Акимыч хоронит куклу? Возможно, это выглядит как-то странно.

- Какую гуманистическую идею утверждает в своём рассказе Е.И.Носов?

- Рассказ заканчивается такими словами: «Всего не закопать…». Как вы понимаете их?- Сначала рассказ назывался «Акимыч», а позднее «Кукла». Почему автор изменил название?


Сравнение рассказа Е.И.Носова «Кукла» и стихотворения К.Случевского «Кукла».

Кукла

- Какой мы можем сделать вывод?

5. Рефлексия.

Итак, ребята, давайте сделаем выводы: какой урок преподаёт Е.И.Носов своим рассказом «Кукла»?

Закончите предложения:

Рассказ заставил меня задуматься…

Смысл жизни…

Я люблю природу…

Окружающий меня мир – это не только…

6. Домашнее задание:

1) написать письмо-обращение от имени куклы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!