СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему "Нравственные уроки повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

К конспекту "Нравственные уроки повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель" прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 7 классе на тему "Нравственные уроки повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 4 им. В. Коробкова г. Феодосии Республики Крым»













Конспект урока по литературе в 7 классе на тему

«Нравственные уроки повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»











Владыкина Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы













Цели: формировать умение анализировать текст литературного произведения; учить анализу текста; помочь почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека», воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:  обучающиеся познакомятся с произведением А. С. Пушкина, главными героями повести.

Метапредметные:

 познавательные: учатся ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте повести;

 регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

 коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей, нравственных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению литературы.


Оформление, оборудование урока:

Компьютер, проектор, презентация. Тексты «Притча о блудном сыне», повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Запись на доске: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле».


Ход урока:

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы обратимся к книге, в которой можно найти ответ почти на каждый вопрос. Эта книга помогает нам разобраться в разных явлениях, раскрыть их причину, найти ответы на вопросы, которые нас волнуют.

У каждого народа есть книги, которые называют вечными, священными. Как называется эта книга у христиан?

Ученик: У христиан вечной книгой является Библия.

Учитель: Да, это Библия. Ее создавало множество людей на протяжении продолжительного времени. Как вы думаете, что значит быть нравственным человеком? (Ответы учащихся).

Учитель: Нравственный человек - человек, живущий в согласии со своей совестью.

На уроке мы обратимся к произведениям устного народного творчества, к повести А.С. Пушкина, к высказываниям академика Дмитрия Лихачева. И мы увидим, как заповеди Божьи нашли отражения в произведениях разных эпох. Поговорим о нравственных уроках повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Слайд 1

Через пророка Моисея Бог передал людям 10 заповедей: 4 первые из них – обязанности человека по отношению к Богу, остальные 6 – обязанности людей по отношению людей друг к другу. Учащиеся называют заповеди.

Слайд 2:

  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.

  • Не убивай.

  • Не кради.

  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

  • Не желай … ничего, что у ближнего твоего (не завидуй)


Учитель: Как вы понимаете заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле»?

Ответ ученика.

Учитель: В книге «Домострой», которая была издана в 16 веке, содержался свод житейских наставлений и правил, в котором говорилось о взаимоотношениях детей и родителей. Прочтем некоторые из них. Чтение учащегося.

Слайд 3. «…любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле.

Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят…

Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда».

Учитель: В православных русских семьях всегда свято чтилось благословение родителей. Исполнение его считалось залогом благоденствия и всякого успеха в жизни.

Слайд 4. (На доске репродукция с изображением Серафима Саровского)

Изучая жития святых, можно найти множество примеров полного послушания детей родителям. Так, преподобный Серафим Саровский, прежде чем поступить в монастырь, куда стремилась его душа, просил для этого благословения матери.

Слайд 5. (На доске репродукция с изображением Сергия Радонежского)

А преподобный Сергий Радонежский, имея горячее желание уйти в пустынь, откладывает исполнение желания ради просьбы родителей не покидать их до смерти.

Слайд 6. (На доске репродукция с изображением Ильи Муромца)

Много можно найти примеров и в устном народном творчестве. Илья Муромец – богатырь русский обращался к родителям с просьбой дать ему благословение. Подтверждение этому находим в былине «Первые подвиги Ильи Муромца».

(Чтение отрывка учащимся)

Не сырой дуб к земле клонится, Не бумажные листочки расстилаются: Расстилается сын перед батюшкой, Он и просит себе благословеньица: «Ох, ты гой еси, родимый, милый батюшка! Дай ты мне свое благословеньице, Я поеду в славный, стольный Киев град, Помолиться чудотворцам Киевским, Заложиться за князя Владимира, Послужить ему верой-правдою, Постоять за веру христианскую». Отвечает старый крестьянин Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела тебе благословенье дам, А на худые дела благословенья нет»

Что означает слово благословение? (Ответы учеников.)

Учитель: Благословение – одобрение, поощрение.

А сейчас обратимся к библейской притче, в которой показаны отношения между отцом и сыном. Как называется эта притча.

Ученик: «Притча о блудном сыне».

Учитель: Вспомним содержание этой притчи. (Ответы учеников).

Учитель: Эта притча чрезвычайно богата содержанием. Она лежит в самой сердцевине христианской духовности; в ней молодой человек изображен в тот самый момент, когда он оставляет родительский дом, чтобы следовать собственным путем в "землю чуждую", где надеется найти полноту, преизбыток жизни. Отделавшись от отцовской опеки, от всех моральных ограничений, он теперь может безраздельно отдаться всем прихотям своенравного сердца. Но вот наступает время, когда иссякает богатство. Он терпит голод, холод и жажду. Его бросили на произвол судьбы друзья, как сам он бросил своего отца.

Притча также описывает и завершение пути обратно в отчий дом, когда сын, в сокрушении сердца, избирает послушание.

Отец простил сына, потому что в его сердце всегда жила любовь к нему. «Отец издали увидел его, подбежал навстречу, обнял и поцеловал его». Значит в его душе всегда жила надежда на то, что сын вернется. Он устроил праздник по его возвращению, потому что сын, который был «как бы мертв и ожил». Он, потерявшийся в земле чуждой, вернулся домой.

Блудный сын возвращается домой, потому что память об отце придает ему силу вернуться. Его исповедь мужественна и совершенна: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Он осужден собственной совестью, для себя у него нет оправдания. но в прощении есть тайна смирения, который мы должны учиться снова и снова. Блудный сын открыл отцу свое сердце - и значит, был готов принять прощение.

Это возвращение изгладило пропасть, отрезавшую его от отчего дома.

Библия уже много столетий является неисчерпаемым источником вдохновения для художников, поэтов, писателей. Несколько художников преломили в кристалле своего творчества одну и ту же притчу.

Слайд 7. (На доске репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»)

Но более трогательно тема отцовского горя прослеживается в картине Рембрандта «Возвращение блудного сына». Картина хранится в Эрмитаже, музее Санкт-Петербурга.

Это последняя картина голландского художника, написанная им около 1669 года. Тема отцовского горя ему была близка. В 1668 году неожиданно умирает сын Рембрандта Титус. Огромным душевным усилием художник заставляет себя стать к мольберту для создания художественного памятника сыну.

Рембрандт работал долго… Картина все время менялась, и никто из домочадцев так и не узнал Титуса в фигуре, покаянно упавшей перед стариком. Остриженная голова, лохмотья, запыленные босые ноги, смятенное, но выражающее блаженное чувство отрешенное лицо…

Фигура отца, склонившаяся над блудным сыном, отличается безмолвной и высокой торжественностью. Свет сияет на его бороде, на искаженных жалостью губах, на руках «узнавших» обретенного сына. Сострадание, прощение, заботливость – все, что один любящий человек может чувствовать к другому.

Учитель: Притча о блудном сыне рассказана евангелистами Лукой, Марком, Иоанном в «Евангелие», которое является частью «Нового Завета».

Учитель: К «Евангелию» обращался А.С.Пушкин.

Слайд 8. (на доске слова А.С.Пушкина)

«…книга сия называется «Евангелием»,- и такова ее вечно новая прелесть, что если мы … случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному влечению», - писал А.С. Пушкин.

Земное, почти бытовое воплощение притчи о блудном сыне находим в пушкинской повести «Станционный смотритель». В повести писатель размышляет об отдалении человека от семьи, о милосердии родительской души, о мудрой и просветляющей силе прощения.

Слайд 9.

- Как выглядело жилище станционного смотрителя Самсона Вырина?

-Какой предстает перед читателями дочь смотрителя, Дуня?

- Как складывается ее судьба?

И только дочь-красавица согревает душу, "питает отцовскую его гордость: "...кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит"... Мысли Самсона Вырина неотделимы от мыслей о Дуне. Она смысл его существования.

- Каким увидел рассказчик Самсона Вырина через три года?

Ответы: Через три года рассказчик не узнал станционного смотрителя. Самсон Вырин сник, сгорбился, стал “хилым стариком”.     Сердечность, доверчивость, любовь к дочери делают Вырина беззащитным перед горем. Роковое происшествие разрушило счастливую жизнь "маленького человека": Проезжий гусар Минский увез Дуню. Жизнь без дочери потеряла для Самсона Вырина всякий смысл.

Слайд 10.

- Состоялась ли третья встреча рассказчика с Самсоном Выриным? Почему?

- О чем узнал заезжий литератор, посетив бывшую станцию?

Учитель: Прочтем отрывок из повести, где описывается посещение могилы отца Дуней.

Слайд 11. ( на доске иллюстрация А.В. Венециана «Станционный смотритель»)

- Почему “прекрасная барыня” плакала на могиле смотрителя?

- Чью судьбу из Библейской притчи напоминает судьба Дуни? В чем разница?

Слайд 12. (На доске две репродукции)

Своеобразное преломление в “Станционном смотрителе” получила заповедь “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле”.

В повести творчески обработана евангельская притча о блудном сыне.     Но несчастье обрушилось не на "заблудшую овечку", как это происходит в притче о блудном сыне, картинки которой висят на стене дома, а на отца. Все оказалось не так, как предсказывала библейская история.
Судьба Дуни напоминает нам судьбу блудного сына, но с раскаянием более мучительным, ибо застала вместо отца могилу, и некому сказать “прости”, и до конца жизни нести ей этот тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти.

- Как вы относитесь к поступку Дуни? (Ответы учеников)

Учитель: Юности всегда свойственно стремление к новому в большой мир. Но цена этого стремления - одиночество родителей. И самое страшное - смерть родителей. Часто и путь детей в большом мире нелегкий.
Будьте внимательны вовремя к своим родным и близким.

Сейчас, кто желает, может рассказать о том, как выполняет эту заповедь: «Чти отца твоего и мать твою…»

Слайд 13. (На доске фотография из семейного альбома Беловой Д.)

Ответы учащихся…

Учитель: Очень важно знать своих родных и близких, заботиться о живых и помнить о тех, кого уже нет.

Учитель: Много мудрых слов сказано о родителях.

Прочтем некоторые из них. Слайд 14.

«Любовь к родителям — основа всех добродетелей», - говорил Цицерон.

«Будь правдив с матерью и отцом. Спрашивай у них разрешения и позволения на то, что без их одобрения делать нельзя. Подлинная свобода сына и дочери — быть послушными детьми»,- писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.

"Люби людей – и ближних, и дальних", – обращался к молодежи академик Дмитрий Лихачев.

Учитель: Как вы понимаете высказывание "Люби людей – и ближних, и дальних"?

Ответы учеников.

Учитель: Любовь каждого человека к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к своему народу, к другим народам и странам, считал Дмитрий Сергеевич, составляет неотъемлемую часть общей культуры человека: "Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое".

Учитель: Запишите одно из высказываний. Подведение итогов урока:

О чем заставил задуматься вас сегодняшний урок?

Ответы учеников.

Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Любовь к родителям — основа всех добродетелей».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!