СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 7 классе по произведению А. Платонова "Юшка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 7 классе по произведению А. Платонова "Юшка"»

Конспект урока по литературе в 7 классе

«Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе А. Платонова «Юшка»» (учебник Коровиной)

Цели урока: закрепить понятие жанра рассказа; развивать навыки анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта; развитие личностных качеств учащихся.

Дидактическая цель: анализ литературного произведения

Задачи:

Обучающие: - формировать навыки анализа художественного текста; - учить понимать и оценивать поступки героев; - находить изобразительно-выразительные средства языка;

Развивающие: - способствовать развитию умений и навыков работы с художественным текстом; - содействовать развитию критического и творческого потенциала учащихся средствами творческих заданий; - развивать навыки чтения, пересказа, память, наблюдательность, умение пользоваться справочной литературой.

Воспитательные: - способствовать формированию морально-нравственных ценностей; - прививать доброе отношение к окружающим людям; - уметь сочувствовать и сопереживать, откликаться на чужую беду; - совершать добрые поступки.

Развитие у учащихся универсальных учебных действий:

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственное мнение.

Регулятивные УУД: уметь ставить цели, планировать, контролировать учебную деятельность на уроке.

Личностные УУД: иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами, мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь работать в группе и индивидуально.

Тип урока: обобщение

Методы: проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная


Ход урока:

1. Организационный момент, актуализация знаний учащихся:

Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Я всем желаю хорошего настроения на сегодняшний день, думаю, что мы с вами хорошо поработаем.

2. Вступление (звучит музыка, учитель читает стихотворение):

Однажды я видел картину,

И сердце сжалось в груди,

Старушка споткнулась, упала,

Никто не подал ей руки.

А все лишь только смеялись,

Мальчишки кричали: « Смотри,

Старуха в лужу упала,

И морда у ней вся в грязи!»

Старушка тихонечко встала

И, молча пальто отряхнув,

Она им лишь вслед улыбалась,

Пускай себе мимо идут.

Увидев эту картину,

Хочу я людям сказать:

«Сочувствуйте и любите,

И к вам придёт благодать».

Сегодняшний урок я начала стихами.

Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворения? Какие ассоциации? (ответы учащихся)

2. Эксперимент:

(У каждого ученика на столе камушек. Прошу взять в руку.)

Ребята, у каждого из вас в руке камень. Скажите, можете ли вы бросить его в человека? В больное животное? (вопрос нескольким ученикам). Почему вы не сможете этого сделать? (ответы)

К сожалению, в нашем сегодняшнем мире очень много жестокости, зла, есть такие люди, которые, не задумываясь, могут причинить боль и страдание другому человеку, беззащитному животному. В наших с вами силах сделать так, чтобы таких людей стало меньше, т.е. каждому задуматься над своим поведением. Мы должны быть милосердными, сочувствующими, любящими природу.

Постановка цели и задач урока

Слайд 2. С какими словами у вас ассоциируется слово «Сострадание»? Откройте свои тетради и попробуйте составить ассоциативный ряд.

(Ответ: сочувствие, милосердие, сожаление, жалость).

Итак, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о сострадании, сочувствии)

Этой теме посвящены многие произведения. В каких произведения авторы призывают к состраданию? Какие вы знаете произведения? («Хорошее отношение к лошадям», «Кусака», «Юшка»)

А вы считаете, что рассказ «Юшка» это тоже рассказ о сострадании? Давайте попробуем это доказать.

Слайд 3. Тема нашего урока «Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе А. Платонова «Юшка»».

А какова же цель нашего урока?

Слайд 4. Цель: Найти доказательства того, что рассказ «Юшка» и есть призыв к состраданию и уважению к человеку.

- Молодцы! А как мы сможем это доказать?

-Проанализировав произведение. А что входит в анализ? (портрет главного героя, отношения с окружающими, выводы)

Слайд 5. Значит, чтобы доказать, мы:….(Задачи!)

  1. «нарисуем» портрет главного героя

  2. Проанализируем отношения главного героя с окружающими

  3. Сделаем выводы

Первичное восприятие текста

Слайд 6. Прежде чем начать анализировать произведение, мы узнаем, какие же впечатления остались у вас после прочтения рассказа Платонова «Юшка». Используя эмоционально-оценочную лексику на экране, передайте свои первые впечатления, которые у вас возникли после прочтения рассказа «Юшка».
Высказывания учащихся:

Читая его, я испытывал….
Особенно меня тронуло…
Меня взволновало….
Я недоумевал….
Никогда не забуду….
Мое отношение к ….
Приятные чувства от….
Я представил себе, что…
Порадовался тому, что…

Итак, давайте проанализируем рассказ. Как вы думаете, почему рассказ называется «Юшка»?

(Ответ: по имени главного героя)

Найдите его описание в тексте. («Давно, в старинное время……, в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы») с.137 учебника

Какую деталь во внешности особенно выделяет автор? (его глаза).

А почему? (глаза это зеркало души). Почему в глазах Юшки стояла влага, похожая на слёзы? (это от обиды на людей, т.к. он терпел унижение, оскорбление от них)

Слайд 7. Давайте подробнее узнаем, что это за человек.

Ф.М. Достоевский писал: «Человек есть тайна, и её надо разгадать». В чем же тайна Юшки? Ответ на поставленный вопрос может дать А.П. Платонов, но для этого надо всмотреться в каждую строчку его рассказа. Предлагаю вам составить литературный портрет главного героя.

Слайд 8. У каждого из вас на столах ноутбук с открытым документом. Сейчас вы познакомитесь с таким видом работы на уроке, как инфографика и попробуете самостоятельно сделать ее. Предлагаю вам поработать индивидуально, заполнив инфографику, отвечая на вопросы.

Вопросы инфокарты

Примерные ответы

1. Назовите настоящее имя героя.


2. Кто такой был Юшка?






3. Какая внешность была у Юшки?







4. В какой одежде он ходил?













5. Где Юшка жил и чем питался?








6. Как Юшка работал?










1. Ефим Дмитриевич.


2. Юшка был «старый на вид человек. Работал подручным помощником у главного кузнеца. Он носил в кузницу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн… делал всякую другую работу, которую надо было делать».

3. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы».

4. «..Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой; зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару».

5. «Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар... У Юшки были свои: он их должен покупать на свое жалованье - 7 рублей и 60 копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, а пил воду...»

6. Он работал с утра до ночи. «Утром он шел в кузницу. А вечером шел обратно на ночлег. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон Юшка уж спать пошел»


(Посмотреть у каждого, нескольких попросить зачитать, что получилось)

Молодцы! У нас получился литературный портрет героя.

Ребята, а какое впечатление производит на вас портрет Юшки? Попробуйте охарактеризовать его одним словом.

Возможные ответы:

  • жалкий;

  • слабый;

  • невзрачный;

  • тихий;

  • скромный;

  • незаметный.

- т.е. такой, который должен вызывать сочувствие и сострадание у тех, кто находится рядом. А что же происходит на самом деле? (его не уважают, обзывают)

Почему Платонов избрал главным героем своего рассказа такого непривлекательного внешне человека? Можно ли судить о человеке по внешнему виду? (Ответ: внешне некрасивый, Юшка обладает богатым внутренним миром, Юшка добр, но внешне непривлекателен, нельзя судить о человеке по его внешности).

Слайд 9. А теперь мы посмотрим, как окружающие относились к Юшке. Я предлагаю вам поработать в группах. Но чтобы начать работу, вы должны распределить роли.

Роли в группе:

Организатор – командует, отвечает за работу в группе, вовлекает

Спикер – докладчик, выступает

Секретарь – пишет, оформляет решение группы

Хронометрист – следит за соблюдением регламента (5-6 минут на работу)

Дети - Юшка

Вопросы 1 группе

Примерные ответы

1. Как относились к Юшке дети и подростки?







2. Как вёл себя Юшка?





3.А что делали дети?






4.Почему они бросали в него комья земли?







5.Почему Юшка не сердился на детей, а даже радовался?







6.Любили ли Юшку дети на самом деле?


7.А почему дети не умеют любить человека?

1. «Увидев тихо бредущего старого Юшку, дети переставали играть на улице и бежали за Юшкой и кричали:

Вон Юшка идет! Вон Юшка! Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку».


2. Он не обижался на детей и даже не закрывал своего лица.

3.Они снова бросали в него комья земли, толкали, ударяли его.


4.Потому что он был не такой, как все взрослые, которые погнались бы за ними с хворостиной. Потому что детям нужно было,

«чтоб он отозвался им злом и развеселил их», потому что им было скучно.

        

5.«Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви и поэтому терзают его».


6.Нет.



7. Их никто не учил любить. И с Юшкой они обращались так потому, что взрослые относились к нему жестоко. Они и детям говорили: «Вот ты будешь такой же, как Юшка! Вырастешь и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»

Дети—Юшка

  • «…ветки, камешки, сор …бросали в Юшку»

  • «…удивлялись, что живой, а не серчает…»

  • «…хотели, чтобы отозвался злом и развеселил их…»

  • «…радовались, что можно делать, что хочешь…»

Вывод: Отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Дети ждут естественной реакции в подобной ситуации («как все большие делают») - зла в ответ на зло. Зло для детей – источник радости и веселья, игра; им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злобой и развеселил их». К тому же дети повторяют поступки взрослых…

Вывод:

«Сердце в людях бывает слепое».

Взрослые – Юшка

Вопросы ко 2 группе

Примерные ответы

1.Как относились взрослые к Юшке?







2.Почему люди мучили Юшку, «потешались над ним и терзали его?»




3.Почему Юшка так кротко переносил все побои и никогда не возражал своим мучителям?


4. Любил ли его народ?
















5.Был ли прав взрослый человек, называя Юшку юродом? Чем похож Юшка на юродивых?










6.Каким предстаёт Юшка в эпизодах истязания людьми?

1.Взрослые относились к Юшке еще хуже, чем дети. Если детские сердца были наполнены злом, то сердца взрослых - лютой яростью. Лютая ярость - это гнев, причиняющий мучения.


2.Взрослые мучили и били Юшку потому, что считали, что он виноват в том, что им плохо. Они вымещали на Юшке свое горе и обиду.

3.Он был уверен, что народ его любит. «Он меня без понятия любит», - говорил Юшка.


4.Нет. Люди «не разрешали ему ходить улицей и тело калечили». Потому что Юшка был не такой, как все. Он был незлобный, терпеливый, кроткий. Людей раздражало, что он не был похож на них. «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное? Ты живи просто и ясно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь жить, как надо? - говорил взрослый человек Юшке. Взрослый же человек называл Юшку «животное такое», «Божье чучело», «юрод негодный».


5.Выступление подготовленного ученика.

У Юшки, как и у юродивых, была некрасивая внешность, старая одежда и изношенная обувь. Он с кротостью сносил издевательства над собой и так же любил тех, кто над ним издевался. И он так же отказывал себе в еде и одежде. Он отказывал себе в еде и одежде для того, чтобы его приемная дочь могла учиться и пить чай с сахаром.

6.Кроткий, безропотный, безответный, беззлобный, покорный

Вывод: Какие ассоциации вызывает у вас образ Юшки?

Юшка - воплощенное добро.

Юшка – люди

Вопросы 3 группе

Примерные ответы

1. Почему осерчал Юшка?

2.Подберите синонимы к слову «осерчал».





3.Почему ни один из этих синонимов не подходит?

4.Что отвечает Юшка на слова «весёлого прохожего»?




5.Как вы понимаете слова Юшки?



6.А.Платонов пишет: «Без Юшки жить людям стало хуже». Почему?







7.Неужели только в этом предназначение Юшки, предназначение Добра? Ведь у Юшки была какая-то тайна.Стали бы когда-нибудь уважать Юшку, если бы он не умер от удара веселого человека?




1.От отношения окружающих к себе.

Подберите синонимы:

  • Рассердился

  • Разозлился

  • Разгневался

  • Возмутился

  • Вознегодовал

3.«Осерчал» - это по-детски, как любящий дедушка на внука…

4. «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…А по надобности все равны».

5.Все имеют право на жизнь. Она дана нам свыше, и никто не имеет право отнять ее.

6.Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство». Таким образом, Зло, сталкиваясь с Добром, «гасилось» им.

7.Наверное, стали бы, потому что он вырастил хорошую дочь. Она и внешне была похожа на Юшку: «Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно. Словно они готовы были вот-вот наполниться слезами».

Когда Юшка уходил из города, люди думали, что «в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как и отец». Но оказалось, что она стала самым необходимым человеком в городе. «Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь облегчать страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Она лечила людей и любила их, так же, как Юшка. Но Юшку она любила «всем теплом и светом своего сердца». С ней в городе стало лучше. И с Юшкой в городе тоже было лучше, потому что когда он умер, «.. .вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними...» Люди не понимали, что надо жить любя Друг друга, как любили друг друга Юшка и его приемная дочь - «больше всего на свете и всем теплом и светом своего сердца...»

  Вывод:

На доске слова А. Платонова:

«Человечество - одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному - больно всем. Умирает один - мертвеют все».

Слайд 10. (Обсуждение полученных данных).

Минута релаксации.

Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

(Расслабляющая мелодия)

Слайд 11. Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх, потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись?  Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

Беседа по вопросам. Выводы по таблицам.

Нравственные заповеди А.П. Платонова.

Слайд 12. Когда Юшка уходил из города, люди думали, что в дальней деревне живёт Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как и отец. Но оказалось, что она стала самым необходимым человеком в городе. Почему так?

Платонов пишет: (зачитать последний абзац).

«С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Этот рассказ - последний рассказ писателя, который он писал уже будучи больным. Он подарил его девочке Маше Платоновой. Получилось своеобразное завещание. Это завещание всем нам, потомкам А.П. Платонова. Он завещает нам нравственные заповеди, по которым должен жить каждый из нас.

Давайте обратимся к ним и возьмём с собой в жизнь:

  • Дари окружающим добро и любовь. (образ Юшки)

  • Люби бескорыстно. (отношения Юшки и девушки)

  • Будь добр к тем, кто вас окружает. (отношения Юшки к окружающим)

  • Будь отзывчив на чужое горе. (Девушка)

  • Умей прощать. (Юшка)

  • Уважай каждого человека. (Юшка)

Рефлексия.

Слайд 13. А.П. Платонов писал: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…»

Подумайте, как соотносятся с текстом рассказа слова Платонова?

Эта самая главная заповедь, которую несёт нам Платонов. Мы доказали, что любой человек достоин самого глубоко уважения и искренней любви и сострадания. Писатель учит нас жалости и состраданию, любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему, видеть в каждом равного себе, понимать и любить его. Юшка умер. Это случится с каждым. Но важно то, что человек оставит после себя. А Юшка передал все свои силы и любовь девочке, которая видит свой долг в том, чтобы увеличивать добро на Земле.

Вывод

Вот мы и разгадали тайну, которая хранилась в сердце Юшки.

А в вашем сердце живёт любовь к чему?

Запишите ответ на сердечке, которые мы подарим друг другу в память о нашем уроке.

Пусть ваши маленькие сердечки сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.

Итог урока.

Слайд 14. (Цель урока).

Удалось ли нам раскрыть тему урока? Достигли ли мы цели?

Нужно ли сострадать и уважать человека? (Ответ: да, мы доказали, что рассказ Платонова - это и есть призыв к состраданию и уважению к человеку).

Чему научились на уроке? (Ответы учащихся).

Слайд 15. Наш урок хочется закончить пословицей «Жизнь дана на добрые дела». Будьте добры к тем, кто вас окружает. Пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта.

Никогда не забывайте о том, что каждый человек нуждается в сочувствии, в сострадании, в сопереживании, в вашей любви. На этом наш урок окончен, благодарю за работу!

Домашнее задание. Выставление оценок за работу на уроке.

Слайд 16. Написать мини-сочинение (по выбору):

«Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь» А. де Сент-Экзюпери;

«Какие чувства вызвал у меня рассказ А. Платонова «Юшка».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!