СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 9 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Система образов в пьесе. Общественный и личный конфликт в пьесе.

Цели урока:

1) Повторить теоретический материал по теме «Комедия классицизма»;

2) Приступить к анализу комедии по действиям;

3) Заинтересовать комедией, пробудить интерес к чтению;

4) Продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения.

Задачи урока:

Повторить черты классической комедии.

Начать исследование комедии с точки зрения теории классицизма и реализма.

Начать исследование сюжета комедии.

Знакомство с героями комедии и анализ 1 действия.

 

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

А теперь послушаем историю создания комедии.

- Предполагают, что план комедии начал складываться уже в 1816 году, тогда же были написаны и отдельные сцены. Существует версия рождения замысла комедии во сне.

1821 год. Тифлис. Сложился план комедии. Написаны I и II акты.

1823 год. Комедия привезена в Москву. В имении Бегичева закончена работа над последними актами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 9 классе»

Тема: А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Система образов в пьесе. Общественный и личный конфликт в пьесе.

Цели урока:

1) Повторить теоретический материал по теме «Комедия классицизма»;

2) Приступить к анализу комедии по действиям;

3) Заинтересовать комедией, пробудить интерес к чтению;

4) Продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения.

Задачи урока:

Повторить черты классической комедии.

Начать исследование комедии с точки зрения теории классицизма и реализма.

Начать исследование сюжета комедии.

Знакомство с героями комедии и анализ 1 действия.


Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

А теперь послушаем историю создания комедии.

- Предполагают, что план комедии начал складываться уже в 1816 году, тогда же были написаны и отдельные сцены. Существует версия рождения замысла комедии во сне.

1821 год. Тифлис. Сложился план комедии. Написаны I и II акты.

1823 год. Комедия привезена в Москву. В имении Бегичева закончена работа над последними актами.

Комедия распространялась в рукописях. Было сделано около 40 тысяч рукописей. Одну из таких копий получил от приехавшего в Михайловское Пущина А.С.Пушкин.

При жизни Грибоедова, в 1825 году, была опубликована только небольшая часть комедии. Впервые без цензурных искажений комедия была напечатана в России в 1862 году.

3. Целеполагание.

Чтение, изучение драматического произведения требует от вас определённой подготовки. Чтобы вам легче было приступить к изучению комедии «Горе от ума», повторим особенности комедии как литературного жанра.

Особенности комедии как жанра литературного произведения


комедия


Отсутствие авторского повествования (но: список действующих лиц и авторские ремарки существуют)

Ограничение действия пространственными и временными рамками.

Раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта)

Организация речи в форме диалогов и монологов

Этапы развития конфликта

Наличие сюжета


4. Изучение нового материала.

Комедия была написана во времена господствования классицизма. Эта ситуация сильно повлияла на определение метода создания произведения.

Вспомним черты классической комедии.

- комедия относится к низшему стилю;

- одна из особенностей сюжета – любовный треугольник: борьба двух молодых людей за руку одной девушки;

- соблюдение правила трёх единств: места, времени, действия;

- говорящие фамилии;

- литературное произведение должно воспитывать верность государству, Отечеству;

- в конце порок наказан, добродетель торжествует.


- "Горе от ума"- одно из самых загадочных произведений русской литературы, произведение парадоксальное.

Парадоксы его судьбы начались до его официального "рождения": комедия разошлась в списках и была выучена наизусть читающей Россией до ее публикации. Успех потрясающий: "Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца" (Из письма Грибоедова Бегичеву). В последующие годы страна пережила чуть ли не эпидемию пьес "Горе от ума-2", в которых "вычислялась" дальнейшая судьба ее героев.

Парадокс заключался и в жанровом своеобразии: комедия, помимо воли автора, стала восприниматься как трагикомедия, герои которой получают "миллион терзаний".

Парадоксально и то, что "Горе от ума"- эпизод из жизни самого Грибоедова (его возвращение в Москву, когда на одном из балов за смелые речи он был объявлен сумасшедшим), и сам автор в какой- то мере прототип Чацкого.

Наконец, парадокс заключен в самом названии "Горе от ума". Гельвеций, французский философ - материалист 18 века, писал: "Ум подготавливает счастье:". Но в комедии Грибоедова то, что должно подготавливать счастье, приносит только горе. Возникает вопрос: почему? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока. (Значение слова "парадокс" выписано на доске. Парадокс - это суждение, противоречащее здравому смыслу)

Учитель: Наряду с традиционными для того времени чертами, комедия имеет черты и реализма и романтизма. О них мы будем говорить и на следующих уроках и записывать в таблицу №1:


Традиции

Новаторство




Учитель: Некоторые традиционные черты классицизма вы сможете записать уже сегодня.

Учитель: Система образов драматического произведения отличается от других жанров. (презентация №2).

Учитель: Я несколько упростила эту схему и предлагаю вам заполнять в виде таблицы:


Классификация героев драматургических произведений: (табл. №2)

Главные герои

Второстепенные герои

Внесценические персонажи





Учитель: Наконец, обратимся к героям комедии «Горе от ума». Среди них есть герои с говорящими фамилиями. Эти фамилии Грибоедова отражают не сущность героев в целом, как это было у Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), но и способность их «слышать» и «говорить».

Учитель: По-вашему, какие фамилии «говорящие»?

- П.А.Фамусов – (от лат. Fama – молва.) Фамусов опасается людской молвы.

- Репетилов – (от франц. Repeter – повторять)

- Молчалин – однокоренной глагол – молчать. В первом действии он молчаливый, немногословный.

В описании Скалозуба сначала указывается, что он «полковник», ведь он главное в его образе, а потом лишь добавляется – Сергей Сергеич.

Князь Тугоуховский – тугоухий.

Старуха Хлёстова – однокоренной глагол – хлестать, бить чем-нибудь гибким. Есть выражение «хлёстко говорить».

Учитель: Чацкий Александр Андреевич – в черновом варианте Грибоедов писал эту фамилию Чадский, сократив фамилию Чаадаева. Пётр Яковлевич Чаадаев – друг Пушкина. Участвовал в войне 1812 года. В 1821 году прервал военную карьеру и вступил тайное общество. С 1823 по 1826 год путешествовал по Европе, изучал философию. После возвращения в Россию в 1828 – 1830 годах написал и издал трактат «Философские письма». Эти письма придерживались прогрессивных взглядов, противоречили порядкам России.

Указом царя Пётр Яковлевич Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В образе Чацкого Грибоедов предсказал судьбу Чаадаева (Чацкий тоже объявлен сумасшедшим).

Учитель: А теперь послушаем, о чём эта комедия? Какой исторический период отражается в ней. Расскажет профессор Скатов. (Просмотр фрагмента видеосюжета).

Учитель: Представим себе дом богатого московского барина I половины XIX века. Входим в гостиную. (просмотр фрагмента начала спектакля)

Учитель: так представил себе гостиную режиссёр Петербургского академического театра драмы имени Пушкина.

- С какими героями познакомились?

- Как относится Фамусов к окружающим? Ваши первые впечатления?

Павел Афанасьевич Фамусов – богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он управляющий в казённом месте. Действие пьесы происходит в его доме.

В этой сцене мы видим его как хозяина дома. Он властный барин. Я представил его добродушным и в то же время ворчливым, вспыльчивым человеком. В обращении к Молчалину проявляется его высокомерный тон.

5. Физминутка.

6. Закрепление материала.

- Ещё какую черту Фамусова заметили?

Фамусов – любящий отец. Он один воспитал Софью. Вот как он говорит об этом: (явление 4, стр. 108)

- Какой вам показалась Софья?

Софья умная, гордая, с сильным и независимым характером, мечтательная. Ей 17 лет. Она рано осталась без матери, поэтому чувствует себя хозяйкой дома. Отсюда её властный тон.

- В кого она влюблена? Почему?

Софья влюблена в Молчалина. По ночам она читает французскую сентиментальную литературу. Они воспитали в ней мечтательность и чувствительность. Эти романы могли заставить её обратить внимание на Молчалина – человека незнатного, бедного, скромного, не смеющего поднять на неё глаза. Вот как она говорит о Молчалине: (явление 5, стр. 113)

- Что узнали о Молчалине?

Цель жизни Молчалина – медленно, но верно продвигаться по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью. За 3 года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин стал секретарём Фамусова, получил 3 награждения, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи, незаменимым человеком в доме Фамусова.

- Какова атмосфера в доме Фамусова?

Главное, что я заметил, - это обман и лицемерие. Софья обманывает отца, Молчалин – своего начальника Фамусова и Софью. Лиза, вынужденная прикрывать Софью и Молчалина, обманывает Фамусова.

- Чем является 1-5 явления в плане развития сюжета?

Экспозицией. В ней Грибоедов знакомит с местом действия, с главными действующими лицами.

- С какого события начинается завязка?

- С появления в доме Фамусова Чацкого.

- Какой характер носит завязка?

Завязка сюжета пьесы имеет любовный характер. Главный герой Чацкий приезжает в Москву из–за своей любимой девушки Софьи.

В доме Фамусова в первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа и так ослеплён красотой Софьи, что даже не замечает её холодности, отчуждения.

Заметив холодность Софьи, Чацкий стремится узнать, кого же на самом деле любит Софья.

- Как появляется в пьесе Чацкий?

(Явление 5, стр 112)

- Что в поведении Чацкого сразу же бросается в глаза?

-Чацкий любит Софью. Его любовь искренна, как и 3 года назад. Он ждал встречи с нетерпением. В первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа.

- Как встречает его Софья?

Она встречает его холодно и отчуждённо, хотя они росли вместе в доме Фамусова. Чацкий воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров.

Учитель: Так возникает конфликт между Софьей и Чацким. А что такое конфликт?

Конфликт – столкновение, противоречие между характерами или характерами и обстоятельствами. (запись в словари)

Учитель: Бывает ещё внутренний конфликт, когда человек переживает внутренние противоречия. Каков характер конфликта между Софьей и Чацким?

Любовный.

Учитель: Но уже в 1 действии кроме личного, любовного конфликта намечается и общественный конфликт. Он угадывается в сатирических реп-ликах Чацкого о московских нравах. Прочитайте эту сцену. (Явление 6,стр115)

Учитель: За развитием общественного конфликта будем следить, опираясь на таблицу №3: (показ через проектор). Вам нужно будет выписывать цитаты из комедии.

Отношение к:

Чацкий

Фамусовское общество

Народу и у крепостному праву;

Просвещению;

Службе;

Иностранному;

Богатству, чинам;

Любви, браку;

Смыслу слова «ум»




(подбор нескольких цитат)

В 1 действии есть выражения, которые стали крылатыми. Их называют афоризмами. Запись в словарях: афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. (подбор нескольких афоризмов из 1 действия).

7. Итог урока.

Философская мысль комедии концентрируется в ее заглавии "Горе от ума"- в ней отражено противоречие, обнаруженное эпохой кризиса просветительских идей. Для "просветительской" философии понятия "ум" и "счастье" синонимичны, так как "овладение истиной и предопределяет счастье как отдельного человека, так и общества в целом". "Ум подготавливает счастье, которое добродетель завершает", - писал Гельвеций.

Во времена Грибоедова наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что силам разума предстоят тяжелые испытания. Этот парадокс положен Грибоедовым в основу комедии. То, что должно приносить счастье, приносит горе, "мильон терзаний".

Рефлексия. Заполнение листов оценивания.

Сегодня на уроке я:

Что получилось и что не получилось?

Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

Какие новые вопросы возникли в конце урока?

8. Домашнее задание. Прочитать 2 действие. Определить размер стиха. Выписывать афоризмы.



Тема А. С. Грибоедов.Комедия «Горе от ума».Фамусовская Москва.

Цели урока: проанализировать II действие комедии; определить завязку конфликта; формировать умение анализировать монолог; воспитывать человеколюбие, принципиальность, требовательность к себе.

Ход урока.

I. Повторение. Проверка домашнего задания.

— С каких событий начинается комедия?

— Как ведут себя герои до появления Чацкого?

(Все лгут, пытаясь что-либо скрыть.)

— Вспомните, что такое экспозиция в драматическом произведении?

(Экспозиция — события, происходящие в произведении до завязки действия.)

— Как вы думаете, почему у А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» такая большая экспозиция, практически все 1-е действие?

(Писателю важно показать атмосферу в доме Фамусова, особенности взаимоотношений в семье.)

— Каковы эти взаимоотношения?

II. Анализ конфликта и основных этапов развития действия в комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума».

— Что такое конфликт в драматическом произведении?

(Конфликт — столкновение противоречий, движущая сила действия в произведении.)

— Каким был конфликт в традиционной драме классицизма?

(Любовный конфликт.),

— Есть ли любовный конфликт в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? (Да.)

— Кто является основными действующими лицами в любовном конфликте комедии? (Софья, Молчалин, Чацкий.)

— Определите, когда завязывается любовный конфликт?

(Завязка конфликта: слова Софьи на нелестный отзыв Чацкого о Молчалине («Не человек— змея»)

— Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума»? Почему?

(Любовный конфликт в «Горе от ума» не является основным, так как цель написания комедии, которую поставил перед собой А.С.Грибоедов, не просто показать характер любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы, показать наметившиеся противоречия в обществе.)

— Какой конфликт в комедии «Горе от ума» является основным? Как это соотносится с произведением реализма?

(Основным в «Горе от ума» является социально-политический конфликт как отражение всех противоречий того времени.)

— Кто из героев комедии участвует в социально-политическом конфликте? (Чацкий и представители «фамусовского общества».)

Во втором действии нам необходимо понять, почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым, почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы, которое произойдет в следующем действии.

Второе действие насыщено монологами. Это понятно: перед столкновением стороны излагают свою программу.

Действие начинается монологом Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой...» (читаем).

Явление 1

Фамусов, Слуга.

Петрушка, вечно ты с обновкой,
        По моему: должна родить. —

— Чем раздражен Фамусов в начале монолога и почему он успокаивается к концу его?

(Разумеется, его волнует не разодранный локоть слуги и не манера его чтения. Приезд Чацкого Фамусова встревожил.)

— Почему Фамусова так взволновал приезд Чацкого?

(От «сорванца» жди только неприятностей, нарушений порядка.)

— Как и почему меняется настроение Фамусова, усевшегося за календарь?

(Фамусов хочет восстановить порядок, усевшись за календарь. Это для него — священнодействие. Принявшись за перечисление предстоящих дел, он приходит в самое благодушное настроение.)

— Чем же заполнен день в Фамусова?

(Предстоит обед с форелями, погребенье богатого и почтенного Кузьмы Петровича (превознося его, Фамусов ничуть не скорбит о его смерти, и это делает его одушевление комическим), крестины у докторши. Вот основы его жизни — рожденье, еда, смерть. Фамусов так ободрён этими прочными и понятными ему опорами существования, что встречает Чацкого даже любезно.)

Просмотр фрагмента из спектакля.

— Чувствует ли Чацкий отношение Фамусова?

(Чацкий проницателен, от него не укрывается внутреннее беспокойство Фамусова, спрятанное за благодушным гостеприимством)

— Понимает ли Чацкий причину беспокойства Фамусова?

— Почему Фамусова, почувствовавшего, что Чацкий хочет посвататься, так это беспокоит? Какое условие он выдвигает.

(Поняв, что Чацкий готов посвататься, Фамусов выдвигает условия: Чацкий должен служить, а главное — перестать быть «гордецом».)

— Почему Чацкий отказывается служить?

(«Служить бы рад — прислуживаться тошно»)

Далее следуют два очень важных монолога Фамусова и Чацкого.

— В чем суть конфликта, наметившегося в начале второго действия? Выявите позиции спорящих.

Чтение монологов и их обсуждение.

Монолог Фамусова.



Фамусов

Вот то-то, все вы гордецы!
Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, — ну-тка!


— Каково мировоззрение Фамусова?

(В качестве достойного образца для подражания появляется Максим Петрович, карьерист, лицемер, низкопоклонник, готовый унижаться ради собственной выгоды.)

— Каковы истинные ценности, по мнению Фамусова?

(Для Фамусова ценны размеренность и налаженность московского быта, прочность традиций, патриархальный уклад.)

— Приемлет ли взгляды на жизнь Фамусова Чацкий?

(Любя Софью, он вынужден вступить в общение с Фамусовым, а, заговаривая с ним, не может не отстаивать свои позиции, не отталкиваться от той морали, которую ему навязывают. Так появляется монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть...». Это не упражнение в красноречии, не попытка «просветить» Фамусова,— это вынужденная и страстная защита тех начал жизни, которые ему дороги и от которых он отказаться не может.)

Чтение монолога «И точно, начал свет глупеть...».

Чацкий

И точно начал свет глупеть,
Недаром жалуют их скупо государи.

- Что сравнивает Чацкий? (век нынешний и век минувший)

— Каковы же взгляды Чацкого? (Он не приемлет мир косных, консервативных правил, привычек, ему ненавистны пустота, суетливость московской жизни, отсутствие творческой свободной мысли, жестокость крепостников. Ему противны раболепство и низкопоклонство, лицемерие и чинопочитание.)

— Перед нами завязка другого конфликта (о завязке любовного конфликта мы говорили ранее). В чем суть его?

(Обозначим первоначальный конфликт между Фамусовым и Чацким как конфликт поколений. Молодое поколение, чтобы достичь чего-то в жизни, должно ориентироваться на идеалы отцов — такова позиция Фамусова; дядя Максим Петрович — образец для подражания.

Проповедь нового образа жизни в речах Чацкого, отказ от идеалов московского барства.)

— Чья позиция предпочтительнее? Есть ли своя правота в высказываниях Фамусова?

— Как меняются поведение и интонация речи героев в ходе словесного

поединка?

— Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой?

(Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).

— Во втором действии завязавшийся общественно-политический конфликт только углубляется? Покажите это на примерах из текста.

Важный момент — появление Скалозуба.

— Кто такой Скалозуб? Каковы его взгляды на жизнь? Чья жизненная позиция ему ближе? Докажите свою точку зрения.

(Скалозуб немногим старше Чацкого, но так ли велико его отличие от «века минувшего»? Он настолько ничтожен, что не в состоянии понять, на чьей он стороне в споре Фамусова и Чацкого.)

— Найдите в тексте реплики Скалозуба, которые помогают нам понять, что это за человек.

(«Мне только бы досталось в генералы…». О Москве: «дистанции огромного размера». «Довольно счастлив я в товарищах моих…»)

— Что вызвало монолог Чацкого «А судьи кто?..»?

(Слыша, что его «жалеют», Чацкий не может удержаться от негодования.

Монолог «А судьи кто?..» рождён протестом Чацкого: его отдают на суд Скалозуба!)

Чтение монолога «А судьи кто?..»

Чацкий

А судьи кто? — За древностию лет

        И в воздух чепчики бросали!


— Как произносит этот монолог Чацкий?

(Сдержанность оставляет героя, он распаляется всё больше и больше. Пылкость его не убита до конца презрением. Чацкий не понимает, что его речи в ответ вызывают лишь раздражение и испуг.)

— Каковы политические взгляды Чацкого? Что не приемлет он в современном ему обществе?

(Косность, равнодушие, подлость, крепостничество.)

СЛАЙД «Общественный конфликт»

— Говоря о социально-политическом конфликте, мы совершенно забыли о любовном конфликте. Развивается ли он?

(Да. У Чацкого возникают подозрения, не является ли Скалозуб его счастливым соперником. Падение Молчалина и обморок Софьи как будто бы окончательно должны были убедить Чацкого в её привязанности к сопернику. Чацкий забывает о Молчалине — он занят лишь заботами о Софье.)

— Как вам кажется, почему такой умный молодой человек не понимает до конца происходящего?

(Он влюблён. Сосредоточенность чувства, волнение не позволяют ему верно воспринять происходящее, хотя он старается всё подметить. Несмотря на то что Софья смеётся над участливостью Чацкого, прямо говорит ему: «На что Вы мне?», он уходит омрачённым, печальным, но не прозревшим всё ещё.)

Подведение итогов.

— Как и почему изменяется настроение Чацкого от начала к концу второго действия?

Домашнее задание.

  1. Прочитать III действие комедии «Горе от ума»

  2. Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого? (письменно)

  3. Учить «А судьи кто?...» (монолог Чацкого) – через урок




А. С. Грибоедов.Комедия «Горе от ума».Образ Чацкого.

Цели: проанализировать третье действие, вспомнить понятие кульминация, работать над выразительным чтением.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. Расскажите об отношении Века Нынешнего и Века минувшего:

к чинам, богатству, карьере,

отношение к иностранному,

отношение к московским нравам,

отношение к уму.

  1. Работа над текстом комедии.

- Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во втором действии?(«Пусть я посватаюсь»)

В третьем действии Чацкий снова оказывается в доме у Фамусова.

-Какова его цель на этот раз?(добиться признания Софии)

-Как его встречает София? Что ее отталкивает от Чацкого?

В разговоре Чацкий упоминает оМолчалине.

-Какую характеристику дает Чацкий Молчалину? Найдите в тексте.

-За что София ценит Молчалина?

-Почему Чацкий думает, что София смеется над ним, говоря, что любит Молчалина?

У Чацкого единая форма оценок для всех. По его мнению, Молчалин «жалкое созданье», значит, не достоин ничьей любви. Следовательно Софья не может его любить, а лишь смеется над ними обоими.Чацкий считает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина , а выдуманного.

-Действительно ли София любит «выдуманного» героя или видит все недостатки перечисленные Чацким?

-Почему же Софья, довольно умная девушка, независимая в своих суждениях предпочитает Молчалина? (Воспитанная на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в искренность его чувств. Молчалин беден, что еще больше возвышает его в глазах девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им. Обстановка в доме Фамусова – лицемерие, ханжество, сентиментальность – приближают ее к Веку Минувшему).

- Проследите диалог Чацкого и Молчалина, права ли Софья в оценке Молчалина?

-Что сам в себе ценит Молчалин? (умеренность и аккуратность, его тоже интересует мнение окружающих – Татьяны Юрьевны, Фомы Фомича).

-Каким вы видите Молчалина?

Молчалин – деловой, по выражению Фамусова человек, человек нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой жизненной ситуации, угодить всем. Для Чацкого, Молчалин – жалок, не хочет и не может сделать карьеру, заслуживает презрения. Чацкий не принимает Молчалина всерьез, а напрасно. Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца, услужливого и аккуратного, который переживет свое время, удобно устроившись в жизни, заняв достаточно высокое положение в обществе.

С 5 явления в доме Фамусова появляются гости.

-Кто приезжает первым? (Горичи)

-Почему Чацкий едва узнал бывшего сослуживца? Что с ним произошло? (Горич попал под каблук жены,которая изменила в нем все: привычки, суждения, взгляды. Превратила его в дряхлую развалины. Чацкому не о чем с ним поговорить).

-Появляются Тугоуховские. Что важно для родителей и их дочерей?

-Что из себя представляет графиня – внучка Хрюмина?

-Какой рисует автор свояченицу Фамусова Хлестову?

-Кто такой Загорецкий? Что о нем говорят?

С 13 явления продолжает развиваться любовная линия. Чацкий высказывает свое мнение о Молчалине, София злится.

-Кто автор сплетни о сумасшествии Чацкого?

-Нарочно ли Софья это сделала?

-Что происходит на сцене в 15-22 явления, до приезда Чацкого?

-Почему все подхватывают сплетню? (сплетня связывает любовный и социальный конфликт. С одной стороны, герой ведет себя как с ума сошедший от любви, с другой – его поведение расценивается как социальное безумие).

- Где, по-вашему мнению, кульминационный момент произведения?(Столкновение Чацкого с «больным обществом». Сам того не подозревая, герой настроил против себя всех. Он произносит страстный монолог, клеймит все общество, касается очень серьезных тем).

Чтение монолога.

-Каких тем он касается в своем монологе? (культуры, морали, воспитания, судьбы России).

-В чем заключается комизм данной ситуации?

Чацкий одновременно в комической и в трагической ситуации. Трагизм в том, что он поднимает столь важные вопросы, пытается открыть глаза московскому обществу. Комизм – никто его не слушал, «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Он зря потратил весь пыл своего красноречия.

  1. Итог урока.

Есть ли победители в споре Чацкого и Фамусова о московском обществе?

  1. Домашнее задание.

Чтение 4 действия, выписать крылатые выражения .

А.С. Грибоедов.Художественное своеобразие комедии "Горе от ума".

Цели: совершенствовать навыки анализа произведения; определить черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа; показать значение пьесы для русской литературы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение крылатых выражений.

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Действие III было кульминационным. В IV действии наступает развязка. В ходе урока подумайте: имеет ли завершение социальный конфликт?

Итак, IV действие: гости разъезжаются по домам, Фамусова бранят за скучный бал:

Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей назвать!

…И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

Но тут появляется запоздавший гость – Репетилов. Что вы можете сказать о нем? Какие мысли «бродят» в его голове? Кем его считают окружающие? (Он болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект.)

Гости, разъезжаясь, все еще обсуждают безумие «бедного» Чацкого. «Приговор» ему вынесен окончательный, и отмене не подлежит.

Теперь проследим за развязкой любовного конфликта.

2. Чтение по ролям 10–13-го явлений.

– Как вы думаете, может ли Софья со временем простить Молчалина и даже выйти за него замуж?

3. Комментированное чтение 14, 15-го явлений.

– Как вы считаете, имеет ли развязку конфликт общественный? (Нет, он слишком глубок, выходит за рамки произведения.)

– Кого и за что обличает в последнем монологе Чацкий?

– Справедлив ли он, бросая Софье обвинения в том, что она его «надеждой завлекла»?

– Что больше беспокоит московское общество: судьба Чацкого или мнение о происшедшем княгини Марьи Алексевны?

– Как вы думаете, есть ли победившие в споре между «веком нынешним» и «веком минувшим»?

4. Слово учителя.

Многими исследователями отмечалось, что образ Чацкого близок самому автору. Он равнодушен к чинам, карьерам, стремится к личной независимости; в нем отмечаются черты «политического вольнодумца», он критически относится к свету. Автор подчеркивает полную несовместимость взглядов, мировоззрений героя и патриархальной фамусовской Москвы. В сознании Чацкого произошло смешение двух мировоззрений – «французского» и «петербургского». За время отсутствия герой набрался «вольных мыслей», но совершенно утратил способность понимать окружающую действительность.

Долгое время критика единодушно уверяла, что Чацкий – будущий декабрист (если не явный, то, по крайней мере, по убеждениям). Но разве Чацкий похож на декабриста? Да, его «вольные размышления» в чем-то совпадают с идеями декабристов. Но так чувствовали многие образованные люди того времени. К тому же, разве можно назвать Чацкого героем, борцом? Ведь его приезд в Москву вовсе не имел цели обличать кого-то или пропагандировать свои взгляды. Так получилось невольно. Появление Чацкого ничего не изменило, наоборот, навредило лишь ему самому.

Итак, Чацкий не герой, да, кажется, вовсе и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он – человек активный, деятельный по натуре, преисполненный романтических чувств и порывов.

Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берет верх: оно не имеет будущего.

– Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба Чацкого?

III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.

1. Слово учителя.

Вот мы и закончили изучение комедии Грибоедова «Горе от ума». Несмотря на традиционные классицистические черты, о которых мы говорили ранее, комедия эта – первое реалистическое произведение русской литературы. Прежде всего, для реализма характерно изображение общественно-политических конфликтов. Пьесу отличает историзм в изображении действительности. Характеры героев раскрыты глубоко и многосторонне, индивидуализированы с помощью речевых портретов. В пьесе нет развязки общественного конфликта – это свидетельство новаторства Грибоедова в создании социально-политической комедии нового типа.

Комедия написана в стихотворной форме прекрасным русским народным языком. Еще в 1825 г. Пушкин предрекал, говоря о комедии: «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу…» И он оказался совершенно прав. Вы уже зачитывали афоризмы, выписанные дома.

– Попытайтесь определить размер стиха комедии. (Вольный ямб.)

2. Выступление учащегося «Сценическая история «Горя от ума».

«Комедии пишутся лишь для того, чтобы их играли». Это высказывание Ж.-Б. Мольера вполне справедливо. Специфика драматических произведений состоит именно в их предназначении для исполнения на сцене, в действии. Поэтому прежде чем поставить окончательную точку, интересно будет проследить сценическую историю комедии «Горе от ума».

Пока ученик делает сообщение, учитель обращает внимание учащихся на фотографии знаменитых артистов: Качалова, Миронова, Юрского – в роли Чацкого.

Домашнее задание:

1) подготовиться к зачету по произведению (знание текста);

2) сбор материала к сочинению:

• «Век нынешний и век минувший»;

• «А судьи кто?»;

• Чацкий и Молчалин;

• Образ Софьи Фамусовой.


Резервный урок. Подготовка к домашнему сочинению по "Горе от ума".

Цель: учить определять объем и содержание темы.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Слово учителя об объеме и содержании темы.

Любое рассуждение – это всегда мысль, отражающая наиболее существенные признаки того предмета или явления, о котором предстоит рассуждать.

Записать в тетрадь:

Объем темы – это тот круг фактов, явлений, предметов, который ею охватывается.

Содержание темы – это совокупность наиболее существенных признаков (свойств, отношений), характерных для всех фактов, явлений, предметов, составляющих объем данной темы.

II. Практическая часть.

Задание 1. Определить объем следующих тем:

1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»;

2) «Молчалин и Скалозуб»; «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума».

Объем темы 1: Молчалин.

Объем темы 2: Молчалин и Скалозуб.

Объем темы 3: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Хлестова, Софья и т. д.

Задание 2. Определить содержание темы № 1.

Формулировка темы не заключает в себе ни утверждения, ни отрицания относительно Молчалина, поэтому надо данную формулировку переделать так, чтобы выявить основную идею, которую она может в себе содержать. Чтобы легче было произвести эту операцию, нужно сначала определить задачу, которую ставит тема перед автором рассуждения, т. е. поставить вопрос, который содержит в себе тема. Прямой ответ на этот вопрос поможет сформулировать основную идею рассуждения. После этого остается только подобрать аргументы для обоснования тезиса.

1) Определим задачу первой темы (каждый определяет ее по-своему, поэтому возможны и другие вопросы):

а) Зачем Грибоедов ввел в комедию Молчалина?

б) Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина?

в) Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта комедии?

2) Дадим точные ответы на поставленные вопросы:

а) Грибоедов ввел Молчалина в комедию для того, чтобы противопоставить Молчалина Чацкому.

б) Характер Молчалина Грибоедов раскрывает главным образом в его отношениях с другими героями.

в) Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии.

3) Выделим из каждого ответа основной тезис. Формулировка должна быть четкой, ясной, краткой, иметь форму грамматически законченного предложения:

а) «Молчалины блаженствуют на свете».

б) Показ отношений Молчалина с другими героями комедии – главный прием раскрытия его характера.

в) Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии.

4) Подберем аргументы для обоснования каждого из этих тезисов.

Чтобы легче было подобрать аргументы, надо найти в основном тезисе слово или словосочетание, выражающее мысль, которую и требуется доказать. Как найти такое слово или словосочетание? Если основной тезис сформулирован в виде двусоставного предложения (с подлежащим и сказуемым), то это слово или словосочетание всегда будет находиться в группе сказуемого, так как сказуемое как раз и обозначает то, что мы утверждаем или отрицаем о предмете рассуждения.

К тезису 1:

1) Молчалин видит смысл жизни в том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить».

2) Он убежден, что связь с влиятельными лицами – лучший способ продвижения по служебной лестнице.

3) Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

К тезису 2:

1) В отношениях с кем из героев особенно ярко раскрывается характер Молчалина? С Фамусовым? С Чацким? С Софьей? С Лизой?

2) Какие черты Молчалина раскрываются в отношениях с этими героями:

а) карьеризм;

б) исполнительность, угодничество, подхалимство как средство делания карьеры;

в) умственная ограниченность, узость интересов;

г) трусость, лицемерие, подлость, цинизм.

К тезису 3:

1) Молчалин играет главную роль в сцене, изображающей обстоятельства, при которых завязался драматический узел;

2) Молчалин – главная фигура в борьбе между Софьей и Чацким;

3) Молчалин – главное лицо в сцене катастрофы.

Вывод. Разобрав три варианта содержания одной темы, мы получили три разных рассуждения, потому что по-разному определили проблему и вследствие этого – содержание темы.

Домашнее задание: написать сочинение по одной из ранее предложенных тем, откорректировав его в сочинении



Творчество А.С.  Грибоедова

Урок  1

Творческий путь и судьба А.С. Грибоедова

История создания комедии «Горе от ума»

Цели: познакомить учащихся с судьбой А.С. Грибоедова и историей создания комедии, повторить специфические черты композиции драматургического произведения и жанровые особенности комедии.

I.Творческий путь и судьба А.С. Грибоедова (1795-1829).

1.Рассказ учителя о Грибоедове

1)Детство и юность писателя

Грибоедов – выходец из старинного дворянского рода. 1803 год - обучение в Московском университетском благородном пансионе. 1806 год - студент словесного отделения Московского университета. Ранее проявление одаренности: знал основные европейские, древние, восточные языки, сочинял музыку, был пианистом – импровизатором. Военная служба – 1812-1816 года.

2) Начало литературной деятельности и гражданской карьеры

1815 год – дебют Грибоедова – драматурга (комедия «Молодые супруги»); в конце 1810-х годов – пьесы «Студент», «Притворная неверность»; 1817 год – поступление на службу в Коллегию иностранных дел в чине губернского секретаря; 1818 год – секретарь русской дипломатической миссии в Персии

3) 1812-1824 года – работа над «Горем от ума». Замысел комедии возник в 1820 году

4) 1825-1829 года – последние годы жизни. Привлечение Грибоедова к следствию после восстания декабристов.

Грибоедов на Кавказе. Роль писателя в заключении Туркманчайского мира (1828). Назначение полномочным министром – резидентом России в Персии.

30 января 1829 года Грибоедов убит во время нападения на русскую миссию в Тегеране толпы воинственно настроенных мусульман.

2.Индивидуальные сообщение учащихся:

  • Грибоедов и декабристы;

  • Грибоедов и Пушкин;

  • Грибоедов – дипломат.

3.В сильном классе – обзор романа Ю. Тынянова «Смерть Вазир - Мухтара».

II.Повторение типологических черт драматургического рода литературы, специфика композиции драматургического произведения и жанровых особенностей комедии.

III.История создания комедии.

IV.Домашнее задание

1.Прочитать первое действие комедии. Каковы экспозиция и завязка комедии?

2.Пронанализировать диалоги Чацкого и Софьи: поведение героев, их отношение друг к другу, характер высказываний.

3.Что вызывает осуждение Чацкого в нравах московского барства?


Урок 2

Анализ первого действия комедии «Горе от ума»

Цели: в ходе анализа первого действия обозначить завязку комедии, сформировать первоначальное представление о конфликте, продолжить формирование навыка анализа драматического произведения с учетом его жанровой специфики.

I.Вступительное слово учителя

В 1919 году, через век после создания «горя от ума», великий русский поэт Александр Блок писал: «XIX век создал сразу великую комедию. «Горе от ума» - до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей литературы».

Сегодня прошло уде два столетия, а грибоедовскую комедию не только продолжают ставить на сцене, но и по-прежнему о ней отчаянно спорят. казалось, о «Горе от ума» было сказано все: образы героев рассмотрены со всех сторон, мысль и пафос трактованы на разные лады, но «хрестоматийный глянец» не мешает новым читателям восхищаться мастерством Грибоедова и видеть за хрестоматийными образами живых людей. Давайте и мы вместе с Грибоедовым «войдем» в дом Фамусова.

II.Анализ первого действия.

Каковы экспозиция и завязка первого действия? В чем состоит внешний конфликт и как он развивается?

Знакомство с домом московского барина Фамусова, возникновение интриги: тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого – завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.

Диалог Чацкого и Софьи – сатирическое обличение Чацким московских нравов. Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах? Завязка общественно – политического конфликта комедии между Чацким и московским барством.

III.Обобщение

Экспозиция знакомит читателя с домом московского барина Фамусова. Его 17-летняя дочь Софья влюблена в бедного секретаря отца Молчалина. Они встречаются тайном от отца. Помогает в этом служанка Софьи Лиза. Из разговоров Лизы и Софьи узнаем, что три года назад Чацкий, который воспитывался в доме Фамусовых, уехал «ума искать» в Петербург,  затем за границу.  

Завязкой комедии является неожиданный приезд Чацкого, который пылка признается в любви Софье. Так возникает внешний конфликт: борьба за невесту, любовный треугольник-  - Софья любит Молчалина, Чацкий любит Софью. Диалог между Софьей и Чацким открывает полное равнодушие Софьи к другу детства. Конфликт осложняется тем, что отец Софьи Фамусов не был бы доволен ни тем, ни другим претендентом: Молчалин беден и безводен, Чацкий тоже небогат, вдобавок вольнодумен, дерзок.

IV.Домашнее задание

1.Подготовить устное сообщение по первому действию комедии. Где происходит действие комедии? Какое событие становиться завязкой комедии? Какая интрига движет действием? Как в первом диалоге Чацкого и Софьи раскрывается отношение героя к барской Москве?

2.Прочитать второе действие комедии. В чем суть конфликта, наметившегося между Чацким и Фамусовым? Обозначьте позиции спорящих. Как выглядит Москва в восприятии героев? Охарактеризуйте полковника Скалозуба.

3.В чем, по-вашему, состоит конфликт пьесы? Как он развивается во втором действии?

4.Проанализировать диалоги Чацкого и Молчалина. Можно ли назвать героев антиподами? Почему?


А. С. Грибоедов.Комедия «Горе от ума».Фамусовская Москва.

Цели: в ходе анализа второго действия определить неоднозначность конфликта комедии; показать столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в монологах Фамусова и Чацкого.

I.Краткое устное обобщение учащихся по первому действию (ответы на вопросы домашнего задания).

II.Анализ второго действия

1.Чтение и анализ второго действия, явления 2.

В чем суть конфликта, наметившегося в диалогах Фамусова и Чацкого? Выявите позиции спорящих.

Обозначим первоначальный конфликт между Фамусовым и Чацким как конфликт поколений. Молодое поколение, чтобы достичь чего – то в жизни, должно ориентироваться на идеалы отцов – такова позиция Фамусова; дядя Максим Петрович как образец для подражания.

Проповедь нового образа жизни в речах Чацкого, отказ от идеалов московского барства. Чья позиция предпочтительнее? Есть ли своя правота в высказываниях Фамусова.

2.Москва в восприятии героев

Для Фамусова ценны размеренность и налаженность московского быта, прочность традиций, патриархальный уклад.

Для Чацкого Москва – мир косных, консервативных правил, привычек, ему ненавистны пустота, суетливость московской жизни, отсутствие творческой свободной мысли, жестокость крепостников.

Развитие общественно – политического конфликта комедии, столкновение старого и нового поколений.

3.Характеристика полковника Скалозуба. Новый поворот любовной интриги: Скалозуб как возможный претендент на руку Софьи. Новый поворот общественного конфликта: не столько конфликт поколений, сколько конфликт передовых и консервативных взглядов, жизненных ценностей.

4.Современные интерпретации конфликта комедии, неоднозначность оценок, стремление снять классовый антагонизм.

III.Обобщение

Во втором действии развивается не столько любовный, сколько социальный конфликт комедии. В нем можно выделить несколько сторон. толкование конфликта комедии как конфликта поколений (Фамусов – Чацкий), как столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» можно расценивать как верное, но это довольно узкое толкование. Более широкое понимание конфликта – это столкновение передовых взглядов на жизнь и косного, застойного мировоззрения (барская Москва и Чацкий).

IV.Домашнее задание

1.Прочитать третье и четвертое действия комедии. Дать краткую характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана?

2.Проанализировать сцену бала как кульминационную (см. вопросы к анализу в ходе следующего урока на с. 64)

3.Репетилов и его роль в пьесе.


А. С. Грибоедов.Комедия «Горе от ума».Образ Чацкого.

Цели: в ходе анализа третьего, четвертого действий обобщить представления об образе жизни и идеалах московского барства, показать роль Репетилова в пьесе, определить кульминацию и развязку комедии.

I.Обобщение по второму действию комедии

Развитие любовного и социального конфликта комедии. Взгляды на жизнь Чацкого и Фамусова.

II.Анализ третьего действия

1.Молчалин и его роль в комедии. Диалог Софьи и Чацкого о Молчалине. Молчалин в восприятии Софьи – нравственный идеал, по сути христианский, с его смирением, любовью к ближнему, душевной чистотой, готовностью к самопожертвованию, нежелание судить и т.д..

Почему Чацкий воспринимает слова Софьи как насмешку над Молчалиным?

Молчалин в восприятии Чацкого – низкопоклонник, человек, лишенный самостоятельности, льстец, угодник, крайне не умен.

Чем страшен Молчалин?

Он лицемерит, скрывает свое истинное лицо, все время меняет свое поведение в зависимости от ситуации, для него нет ничего дорогого, это человек без принципов и чести.

Чацкий и Молчалин как антиподы.

2.Анализ сцены бала.

Дайте характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана в комедии?

В пьесе события следуют одно за другим, но вдруг как бы приостанавливаются, уступая место панорамному изображению бала в доме Фамусова. В дом съезжаются приглашенные. Бал начинается со своеобразного парада гостей, каждый из которых впервые появляется в пьесе. Но с помощью всего нескольких выразительных штрихов, прежде всего речевой характеристики, Грибоедову удается создать объемный образ, живой, полнокровный характер.

Первой в галерее гостей проходит чета Горичей. Платон Михайлович, бывший сослуживец Чацкого, теперь не просто отставной военный, а «прелестный муж», человек без воли, полностью подчинившийся жене. Его реплики однообразны и кратки, да он и не успевает отвечать Чацкому, за него это делает жена. Все, что он может сказать бывшему другу: «Теперь, брат, я не тот…».

Ему-то кажется, что он «не тот», потому что попал под каблук своей жены. Но на самом деле «не тот» он прежде всего потому, что утратил прежние идеалы. Не имея в себе воли решительно защитить Чацкого против клеветников, он в итоге предает своего приятеля. И не случайно в четвертом действии при разъезде Горич брюзжит по проводу скуки и ни словом не вспоминает своего оклеветанного  товарища.

Вереницей проходят гости перед зрителями. Князья Тугоуховские, озабоченные лишь тем, чтобы удачно выдать замуж дочерей, злая и язвительная графиня – внучка, находящая недостатки в каждом из присутствующих; «отъявленный мошенник, плут» Антон Антоныч Загорецкий, сплетник и шулер, но мастер услужить; старуха Хлестова, старая московская барыня, отличающаяся грубоватой прямотой.

Показателен спор Хлестовой с Фамусовым по поводу того, сколько крепостных душ у Чацкого. Тут все знаменательно: и точное знание состояния другого человека («Уж чужих имений мне не знать!»), и знаменитое хлестовское «Все врут календари», и то, что последнее слово оказывается за ней.

Все персонажи второго плана важны в комедии не сами по себе – в совокупности они являют собой мир дворянской Москвы, где царят свои законы и правила. В их среде особенно ярко проявляется чужеродность Чацкого. Если в столкновении с Молчалиным, Фамусовым, Скалозубом они «сходились» один на один, то сцена бала открыла полное одиночество Чацкого.

3.Кульминация пьесы

Кульминацией всей комедии является сплетня о сумасшествии героя. Как это произошло? Было ли объявление Чацкого сумасшедшим неизбежным и вытекало из всего развития действия, или это все- -таки случайность?

Почему так быстро распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?

Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого?

В чем гости и члены семьи Фамусова видят признаки и причины «безумия» Чацкого?

Первая реплика Софьи: «Он не в своем уме» - просто сорвалась у нее с языка, но светские сплетники Г.Н., потом Г.Д. увидели возможность поразвлечься, распространяя слухи. Затем Софья приняла осознанное решение, которое диктовалось обидой за Молчалина: «А, Чацкий, любите вы всех в шуту рядит, Угодно ль на себя примерить?»

Сплетня распространилась с необычной быстротой. Почему? Во-первых, с точки зрения фамусовского общества, Чацкий действительно выглядит сумасшедшим. Все хором перечисляют усомнившемуся Платону Михайловичу не совсем нормальные поступки Чацкого:

Попробуй о властях – и нивесть что скажет? (Фамусов)

Сказала что-то я  - он начал хохотать. (Хлестова)

Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах. (Молчалин)

Меня модисткою изволил величать! (Графиня – внучка)

А мужу моему совет дал жить в деревне. (Наталья Дмитриевна)

И общий вердикт – «безумен по всему».

Приехав на бал, графиня – внучка, войдя в комнату, полную людей скажет бабушке:

Ну кто рано приезжает!

Мы первые!

Трудно предположить, что она не заметила по крайней мере десятка лиц, находящихся в этот момент в комнате. Конечно, нет, в ней говорит спесь. Грибоедов показывает, что среди гостей Фамусова нет дружелюбия или душевной близости. Поразительно, как эта взаимная неприязнь обернется полным единодушием, с которым все собравшиеся, забыв о собственных распрях, обрушатся на Чацкого. И здесь уже будет не до собственных мелких обид, потому что все в равной мере почувствуют опасность, исходящую от Чацкого, для их мира.

III.Заключение

Заканчивается сцена бала знаменитым монологом Чацкого о «мильоне терзаний». Исследуя русскую культуру, Ю. Лотман писал о том, что декабристы любили «греметь на балу и в обществе», высказывать публично свои передовые взгляды. Но Чацкий произносит свой монолог в пустоту: объявив его безумным, все сразу же о нем забыли. Он с жаром говорит о «пустом, рабском, слепом подражанье», но «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Этот эпизод усиливает одиночество Чацкого и в какой-то степени демонстрирует бессмысленность его речи – стук в закрытую дверь. Здесь, на балу, он и сам начинает ощущать свое одиночество.

IV.Анализ четвертого действия

1.Чацкий и Репетилов. Саморазоблачение Репетилова.

Репетилов выдает себя за человека передовых убеждений, хотя не имеет вообще никаких убеждений. Его рассказы о «тайных собраниях» обнажают всю пошлость, мелочность, глупость этого человека. Репетилов – своего рода пародия на Чацкого. Его появление еще больше усугубляет одиночество и драматизм положение Чацкого.  

2.Развязка комедии.

V.Обобщение

В третьем действии ярко раскрылись образ жизни и идеалы московского барства – пустота и однообразие, отсутствие ярких событий, ненависть к просвещению и образованию.

Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого? И да, и нет. Конечно, его поступки алогичны с точки зрения московского барства, но во многом их стремление объявить героя безумным похоже на месть, расправу с инакомыслием. Именно так поступят не в пьесе, а в жизни с П.Я. Чаадаевым, в чем-то схожим с Чацким.

Конфликт комедии дошел  до своего логического финала на балу в доме Фамусова.

Вольнодумство Чацкого стало для его противников синонимом сумасшествия.

VI.Домашнее задание

1.Индивидуальное задание: восстановить по тексту пьесы биографию Чацкого.

2.Привести примеры из текста комедии, доказывающие неоднозначность характера Чацкого.

3.Сформулировать точку зрения Чацкого на основные проблемы времени. Подтвердить цитатами.

4.Выписать отзывы о Чацком А.С. Пушкина, И.А. Гончарова, И. Ильина прокомментировать их.

5.используя книгу М. Нечкиной «Декабристы», найти параллели между образами Чацкого и декабристов.      


Резервный урок.А.С. Грибоедов.Комедия "Горе от ума".Открытость финала пьесы

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о герое комедии, дать развернутую характеристику образа в историческом и культурном контексте, через историко – функциональный анализ показать многообразие интерпретации и оценки образа.

I.Биография Чацкого

Примерное содержание ответа

Биография героя типична для представителя передовой дворянской молодежи 1810-1820 годов.

Детство Чацкого прошло в барском доме Фамусова. В годы, «когда все мягко так, и нежно, и незрело», юное сердце его остро реагирует на впечатления от быта московского барства. Дух «века минувшего», «низкопоклонничество» и пустота жизни рано возбудили в Чацком скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с Софьей, Чацкий покидает Фамусовых.

…уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом, -

рассказывает Софья.

Началась самостоятельная жизнь. В Москве гостила тогда гвардия, только что вернувшаяся с победой из заграничных походов. Горячее патриотическое чувство и идеи вольности охватили и пылкого героя.

Все это решило его судьбу. Ни беспечная светская жизнь, ни счастливая дружба, ни даже юношеская, но глубокая и тогда еще взаимная любовь к Софье не могли удовлетворить его.

Вот о себе задумал он высоко…

Охота странствовать напала на него, -

продолжает свой рассказ о его жизни Софья.  

Чацкий попадает в Петербург как раз в ту пору, когда там зарождалось движение «либералистов», сначала еще неопределенное по программе и планам, но полное вольнолюбивых надежд и свободомыслия. В этой обстановке и сложились взгляды, стремления и ум Чацкого.

Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже в Москву до Фамусова дошли слухи, что Чацкий «славно пишет, переводит». Увлечение литературой было типичным для свободомыслящей дворянской молодежи. Многие из декабристов были литераторами.

Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает «с министром связь». Однако не надолго…  В комедии ясно сказано, что «с министрами связь» закончилась у  Чацкого разрывом («потом разрыв»).

После этого Чацкий, возможно, побывал в деревне. Он, по словам Фамусова, «наблажил». Очевидно, это «блажь», приведшая к «оплошному управлению» имением,  означала гуманное отношение к крепостному крестьянству и прогрессивные хозяйственные реформы.

Затем Чацкий отправился за границу.  На «путешествия» стали тогда смотреть косо, как на проявление либерального духа и оппозиционной независимости.

Знакомство передовых русских людей с жизнью, философией, историей Западной Европы имело несомненное значение для их идейного развития.

После трех лет отсутствия Чацкий возвращается в Москву в дом Фамусова.

II.Неоднозначность характера героя; противоречивость его натуры: смеющийся над другими, он сам бывает смешон, при этом не чувствует насмешки над собой и глубоко страдает; достаточно проницателен, а сам находится во власти самообмана» обвиняя других, никогда не чувствует себя виноватым. Неоднозначность характера героя вызывает и неоднозначность оценок: и ирония, и сострадание. Чацкий – одновременно герой – любовник, включенный в комический сюжет, и герой – резонер.  

III.Роль Чацкого в пьесе и истории литературы определяется не характером, а убеждениями. Взгляды героя характеризуют его как передового человека своего времени:

  • протест против крепостничества, гуманное отношение к крепостным;

  • борьба с невежеством, необходимость просвещения;

  • осуждение чинопочитания и карьеризма;

  • призыв к свободе мысли и высказывания против рабской морали;

  • протест против преклонения перед иностранщиной.

IV.Русская критика, начиная с А.С, Григорьева и А.Герцена, образ Чацкого стала сближать с декабристами. Этому способствовали не только взгляды героя, но и определенные биографические параллели: Чацкий не хочет служить, оставили службу Муравьев и Рылеев; путешествие по Европе как признак вольнодумства; высокий строй речи, ораторские интонации («говорит, как пишет»), свойственные декабристам.

Одиночество Чацкого смягчено тем, что у него есть единомышленники: в историческом контексте это декабристы, в пьесе – внесценические персонажи (двоюродный брат Скалозуба, князь Федор).

V.Чацкий – фигура трагикомическая. «двойной» трагизм воплощен в его судьбе: он отвергнут Софьей и обществом. Трагедия Чацкого – это трагедия умного человека, когда его ум, талант, честность не востребованы.

VI.Чацкий в зеркале критики.

А.С. Пушкин считал, что Чацкий неумен, так как «мечет бисер» перед Репетиловым, и единственный умный человек в пьесе – сам Грибоедов.

И. Гончаров в статье «Мильон терзаний» подчеркивает, что Чацкий – герой, появляющийся при смене одного века другим. Он «передовой воин, застрельщик, но всегда жертва».

И. Ильин, религиозный философ начала XX века, отмечал, что драма Чацкого состоит в том, что его ум омрачен гордыней. Ум, направленный только на критику и обличение, становится бессердечным и является страшной и пустой силой.

В современных трактовках Чацкий – личность, несомненно, яркая, человек передовой, образованный, честный, но при этом во многом заблуждающийся и совершающий промахи. Его образу присущ трагический конфликт между умом, идеями, с одной стороны, и сердцем, нравственной природой человека, с другой. Возможно, Чацкий научится жить не только умом, но и сердцем, о его способности глубоко чувствовать говорит «мильон терзаний», который         он испытывает в конце комедии.

VII.Домашнее задание

1.Какие проблемы поднимает Грибоедов в своей комедии? Как связаны заглавие комедии и ее поэтика?

2.Что значит быть умным в понимании барской Москвы?

3.Умен ли Чацкий? В чем проявляется его ум?

4.Как вы понимаете значение ставшего крылатым выражения «Ум с сердцем не в ладу»?

5.Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему «Какое значение придавалось понятию «умный» в грибоедовскую эпоху?»


А.С. Грибоедов.Художественное своеобразие комедии "Горе от ума".

Цели: обобщить и закрепить знания о конфликте и проблематике комедии, системе персонажей, раскрыть ключевые для пьесы проблему ума.

I.Вступительное слово учителя. Создание проблемной ситуации.

«А как, по-вашему? По-нашему, смышлен», - говорит Фамусов Чацкому, рассказывая о дяде, Максиме Петровиче. Что значит «смышлен» «по-нашему» и «по-вашему»?

Софья говорит о Молчалине: «Конечно, нет в не этого ума, что гений для иных, а для иных чума». Какого этого?

Читатель сразу видит, что ключевое понятие комедии «ум» трактуется героями по-разному и в целом неоднозначно. Недаром слово «ум» вынесено и в заглавие пьесы.

II.Беседа с классом.

1.Что значит быть умным в понимании барской Москвы?

Для Фамусова, Молчалина, Скалозуба понятие «ум» трактуется с житейской, практической точки зрения. Это ум, несущий процветание его обладателю: продвижение по службе, выгодный брак, полезные знакомства. С их точки зрения, «нельзя не пожелать, что с эдаким умом» Чацкий не желает для себя подобного благополучия.

Нельзя не увидеть и того, что Софья достаточно умна. При этом, хотя она и стоит на голову выше своего отца с его окружением, ее ум совершенно особого рода. Мечтательная и одновременно прагматичная, она видит свой идеал в Молчалине, поскольку он «уступчив, скромен, тих» и будет, как ей кажется, прекрасным мужем. Бунтарство и вольнолюбие Чацкого ее отпугивают: «этакий ли ум семейство осчастливит?»

2.Умен ли Чацкий? В чем проявляется его ум?

С самого начала комедии герой оценивается другими персонажами как человек умный. Ему не отказывает в уме Фамусов («он малый с головой»), Софья вынуждена признать, что Чацкий «остер, умен, красноречив». В чем же проявляется ум Чацкого? Прежде всего в высоком интеллекте, образованности, блестящей речи («говорит, как пишет»). Многие его высказывания афористичны, точны, остроумны (приведите примеры) и – уничижительны (Скалозуб – «создание маневров и мазурки», Молчалин – «на цыпочках и не богат словами» и т.д.).

Чацкий – носитель новых передовых идей, в его суждениях отражены смелость и независимость взглядов.

Но что же заставило сказать Софью: «Он не в своем уме?»

При всем своем уме Чацкий нередко совершает поступки, несовместимые с представлением об умном человеке. Всем знакомо высказывание Пушкина о том, что Чацкий неумен, ибо «мечет бисер» перед недостойными людьми, которые его просто не слышат. Кроме того, он лишен проницательности: не видит никого, кроме себя, пропускаем «мимо ушей» признание Софьи о ее любви к Молчалину, убежден, что она не могла полюбить такого ничтожного человека.

Можно ли назвать умными критические высказывания Чацкого в адрес знакомых и родных Софьи в первые же часы их встречи после долгой разлуки? Умно ли он сделал в финале пьесы, когда, став свидетелем позора и унижения Софьи, обнаружил свое присутствие, да и еще произнес очередную обличительную речь? Таким образом, ум Чацкого проявляется в комедии в его пылких речах и суждениях, он не в поведении и поступках. У Чацкого пылкое любящее сердце, но ум отвлеченный и схематичный, недаром сам он замечает, что у него «ум с сердцем не в ладу».

III.Проблема ума в контексте времени (выступление подготовленного ученика или сообщение учителя).

В демократической критике еще в XIX веке утвердилось мнение, что для Грибоедова и других передовых людей того времени понятие умный напрямую было связано со свободолюбивыми идеалами эпохи. В  грибоедовские времена сама проблема «ума» была чрезвычайно актуальна и осмыслялась очень широко, как вообще проблема интеллигентности, просвещения, карьеры. Понятиям «ум», «умный», «умник» и т.п. придавалось в ту пору, кроме обычного, еще и особое значение. Тогда с этими понятиями, как правило, ассоциировалось представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке независимых убеждений, провозвестнике новых идей.

IV.Обобщение

В комедии Грибоедова проблема ума, понимание, что значит быть умным, определяется и основной конфликт комедии между Чацким и фамусовским обществом, и поведением героев. Сам Грибоедов отмечал, что в его комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека», но в ходе пьесы становится ясно, что понятие ум неоднозначно. Ум в понимании Фамусова и его гостей связан с умением «достичь степеней известных». Ум  же Чацкого – в его образованности и передовых идеях, носителем которых он является. При этом часто в конкретных ситуациях, в общении с другими людьми Чацкому не хватает тонкости и чуткости, он не всегда владеет ситуацией и может дать объективную оценку происходящему, то есть его ум отвлеченный, по признанию самого героя, «с сердцем не в ладу».

Называя комедию «Горе от ума», Грибоедов в первую очередь имел в виду ум Чацкого как вольнодумие, свободолюбие. Горе от ума, переплетается с горем от любви, стало «движущей силой» всего комедийного действия, определило его конфликты и проблематику.    

Урок 8


"Горе от ума" в литературной критике.

Цели: обобщить знания учащихся по поэтике комедии, акцентировать внимание учащихся на мастерстве Грибоедова – юмориста и сатирика, дать образец монологической речи по литературоведческой теме; формировать навык восприятия лекции в соответствии с планом, записи основных тезисов.

Лекция учителя.

План лекции

1.Специфика комедии как жанра

2.Юмор и сатира в комедии

А) «двойной» план сцен «Горя от ума»; сочетание драматического и комического.

Б) сатирический пафос в обличении нравов московского барства. Актуальность сатиры.

В) Чацкий как «лицо комическое».

Г) язык пьесы и его роль в создании особой стихии комедийного движения.

3.Заключение

А.С. Грибоедов – автор одного произведения, но столь яркого и удивительного, что вот уже почти два века оно продолжает увлекать читателей и зрителей. Мы смеемся над героями знаменитой пьесы, сочувствуем Чацкому, не устаем следить за комедийной интригой, вновь и вновь поражаемся яркому и образному языку.

Хрестоматийной является мысль о том, что в основе «Горя от ума» - борьба главного героя с фамусовской Москвой, а роль Чацкого – «роль страдательная». Об этом писал еще И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний».  

А между тем сам Грибоедов определил свою пьесу как комедию, а комедия предполагает наличие в основе сюжета комического (то есть смешного) противоречия между персонажами, их взглядами и действиями, юмор и сатира властвуют в ней.

Смех пронизывает всю пьесу; говоря словами Гоголя, это своеобразный, положительный герой комедии. Героя, который побеждает мрачную среду, кишащую молчалиными, скалозубами, хрюмиными, тугоуховскими. Сила, ощущаемая в Чацком, разлита по всей пьесе и проявляется как раз в том сокрушительном и очистительном смехе, который воспринимается нами в качестве союзника героя.

Главные события, происходящие в «Горе от ума», по сути своей, безусловно, драматичны, и тем не менее едва ли не каждая сцена пьесы несет двойную смысловую нагрузку: помимо серьезных противоречий в ней обнажается юмористическая сущность. Так, во время столкновения главных героев Фамусов, обвиняя Чацкого в вольнодумстве, дожидаясь ответа, быстро забывает уши, «ничего не видит и не слышит», как говорится в ремарке. Тут является Скалозуб. Во всей этой сцене много смешного: Фамусов, как попугай, твердит свое «под суд», а Чацкий тщетно обращает его внимание на то, что кто-то пожаловал в гости. Фамусов же «ничего не видит и не слышит», но зато выкрикивает: «А? бунт?» Налицо комедийно – преувеличенный итог чувства и мыслей благонамеренного и верноподданного Павла Афанасьевича. Нов этой последней реплике – гипербола персонажа – заключен не только юмористический смысл, но и открывается явный страх Фамусова  перед новым образом мыслей. Юмор уступает место иной тональности, в права вступает сатира.

В изображении «века минувшего» сатирический пафос достигает своего накала. Грибоедов обличает нравы московского барства, высмеивает фамусовские  взгляды на карьеру, тупое солдафонство. Скалозуба, подобострастность и бессловесность Молчалина. Острие грибоедовской сатиры направлено против умственного и духовного застоя, против мира, где процветают «знатные негодяи» и подхалимы, отъявленные мошенники и плуты, доносчики и «зловещие старухи», объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни». К сожалению, следует признать, что пороки эти не были порождением крепостничества. Сатира Грибоедова носит общечеловеческий характер и актуально сегодня как никогда.

Это предвидел еще И.А, Гончаров, заметив, что «едва ли состарится когда – нибудь  грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

Главный герой Чацкий – «лицо страдательное», он вступает в непримиримый конфликт с фамусовским обществом, судьба его драматична. Но еще современник драматурга П.А. Вяземский заметил, что Чацкий – «лицо комическое». Он «без памяти влюблен» и поэтому делает глупости. Действительно, Грибоедов не побоялся в ряде случаев поставить героя в комическое положение. Так, недоверчивость Чацкого по поводу любви Софьи к Молчалину смешна, но за подобным изображением героя видно умение Грибоедова создать не риторическую фигуру, а живого человека. «Недоверие Чацкого… прелестно! – и как натурально!» - восхищался Пушкин. Но этот комедийный оттенок в образе Чацкого существует вместе с высоким накалом подлинного драматизма положения и поведения героя, с проникновенным лиризмом выражения его чувств.  

Стихии быстрого комедийного движения способствует, без сомнения, и сам стихотворный язык пьесы.

«Горе от ума» написано разностопным ямбом. Такой размер замечательно передает живые, разговорные интонации. Недаром строки комедии стали пословицами. Пожалуй, нет в русской литературе другого произведения, которое вместило бы в себя такое обилие фраз, искрящих юмором.

«Ах,  злые языки страшнее пистолета!», «вот то-то невзначай, за вами примечай», «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Свежо предание, а верится с трудом».

В целом вся языковая, стилистическая стихия «Горя от ума» отразила главные особенности речи, а значит, и национального характера русского человека.

Об этом очень точно написал Пушкин в связи с баснями Крылова: «… отличительная черта в наших нравах есть какое- -то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться…»

Обращаясь к грибоедовской комедии, мы всякий раз восхищаемся ее броскими, емкими фразами, бьющими точно в цель, не отрываясь, следим за неожиданными поворотами сюжета, ситуациями, полными неотразимого юмора и сатирической энергии.

Урок 9

Резервный урок.Подготовка к домашнему сочинению по "Горе от ума".

Темы сочинений по творчеству Грибоедова

1)Почему до сих пор не состарился грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?

2) Конфликт двух эпох в комедии «Горе от ума».

3) Тема просвещения в комедии «горе от ума».

4) Тема национального самосознания в комедии «Горе от ума».

5) Проблема ума в комедии «Горе от ума».

6) Анализ эпизода и его роль в композиции комедии (эпизоды: сцена бала, встреча с Репетиловым, диалог Чацкого и Молчалина).

7) Друзья Чацкого на сцене и за сценой (в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

   

оответствии с полученными знаниями; подготовиться к защите литературных газет.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!