СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению 4 класс по теме : В В. Голявкин " Никакой я горчицы не ел"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  построена на основе групповой работы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 4 класс по теме : В В. Голявкин " Никакой я горчицы не ел"»

Конспект урока по литературному чтению

Классный руководитель : 4-б класса Жданова И.В.

Тема урока: Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Тип урока: Освоение новых знаний.

Оборудование : сообщения учащихся об авторе, портрет автора, на столах циферблат (часы), карточки с пословицами, презентация, конверты с заданием.

Цель урока:

- формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте;

-формировать навык осознанного чтения.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас гости , поздоровайтесь с ними. ( ребята поворачиваются и кланяются)

Инструктаж: Посмотрите глазками всё ли у вас готово к уроку? Нам понадобятся учебники, пеналы, карандаши 3 цветов, светофорчики. ( у учителя на столе песочные часы)

У кого на столах все в наличие могут тихо сесть.



- Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Инструктаж: Сегодня мы будем работать в группах. ( распределение групп по номерам) У вас на столах лежат оценочные циферблаты. Сверьте номер в середине с номером вашей группы Распределите обязанности в группе) (Определите командира, секретаря) /время 30 сек/

( 4 группы) ( Командиры, секретари на месте. Продолжаем работу.)

  1. Актуализация знаний.

Посмотрите на экран.

На экране : иллюстрация к из книги «Сказка о потерянном времени» , часы, На прошлых уроках мы изучали сказку о потерянном времени. Вспомним произведение.

Проведём блиц-опрос. Приготовьте светофорчики.

Не забываем. Что обозначает каждый цвет. ( Зелёный – правильный ответ,красный- ответ неверен, не справился с заданием)

Как звали главного героя:

  1. а) Петя Зубов +

  2. б) Дима Гвоздичкин

  3. в) Коля Ушков

  1. В каком классе учился главный герой сказки:

а) в 5 классе

б) в 3 классе +

в) в 4 классе

  1. Что делали с людьми злые волшебники:

а) забирали у них время, которое тратилось понапрасну +

б) пугали их страшными заклинаниями

в) похищали их и держали запертыми в сарае

  1. Сколько ребят заколдовали злые волшебники?

а) 8

б) 4+

в) 2

  1. Что делал последний из четырёх школьников, которого ребята так долго искали:

а) играл с собаками

б) рыбачил

в) катался на трамвае +

  1. Что сделали злые волшебники с детьми:

а) превратили в гномов

б) превратили в стариков +

в) превратили в животных

  1. Что происходит с человеком, который теряет время напрасно:
    а) его забывают все друзья
    б) он не замечает, как стареет +
    в) он забывает о том, кем он был

  2. Сказка учит, что время – это:

  3. а) бесплатный дар

  4. б) бесценный дар +

  5. в) ненужная вещь

- Ребята, запомните чему учит эта сказка. Найдите сектор блиц- опрос. Оцените свою работу. Определите цветом как поработали.

На экране часы.

У.: Почему опять часы?

  1. Постановка цели и задач урока.

На экране /доске появляется картина горчицы ( горчица), потом мальчик и часы.

У.: У меня для вас есть ещё задачка. Какие ассоциации у вас возникают при слове горчица? ( ответы детей) Какое лицо у человека, который попробовал горчицы? А когда еще у человека может быть «горькое» выражение лица? ( чёрный экран. Работа у доски) ( скучно, недоволен)

На доске часы, портрет Галявкина Виктора Владимировича

( закрытый проблемный вопрос, задачи урока / часть открыта)

Что может связать эти две картины? Будем читать произведение Виктора Владимировича Галявкина.

Сегодня мы впервые знакомимся с биографией В.В, узнаем о ком пишет автор.

В этом нам помогут ребята ( Подготовленные ученики ( 4 человека) говорят несколько слов о Галявкине).

- О чём может быть наш рассказ? ( о мальчике, …)

Как вы считаете, может ли человек позволить себе зря терять время?

Д. : Предположения детей.

Проблемный вопрос нашего сегодняшнего урока :

Может ли человек позволить себе зря терять время?

Ведь не зря существует пословица : «Всему своё время»



Какие задачи поставим перед собой? Возьмите конверт № 1

В конверте деформированный текст. Определите наши задачи.

Время на раздумья вам даю 1 мин

( задачи на выбор:

- познакомиться с произведением Голявкина

В.В.;

- узнать лексическое значение новых слов;

- анализировать нравственные качества

героя и его отношение ко времени;

- ответить на главный вопрос

( ребята выбирают задачи / на доске начало предложения каждой задачи.

Каждая группа читает свою задачу.



У.: Оцените свою работу. Найдите на оценочном циферблате сектор № 2 .

-Секретари, закрасьте соответствующим цветом цветом.

- Глазки на меня произведением. Работаем с первой задачей. Откройте учебник на стр. 29. Текст будет читать мастер художественного слова, а вы внимательно следите по тексту. Какую задачу мы должны решить после ознакомления с произведением?

( найти слова- незнакомцы/. Где можно найти лексическое значение слов? ( в толковом словаре, у учителя , у одноклассников)

Послушайте аудиозапись.

На доске надпись : слова – незнакомцы.

Какие незнакомые слова встретились? ( тебе.., тебе …)

Откройте конверт № 2. В конверте необходимо соединить слово с его лексическим значением. Время на работу 1 мин.

Экран: Слова- незнакомцы и лексическое значение слов.

( Ребята выходят и соединяют стрелками слова и их лексические значения. )

Сверяем результаты (работа со светофорчиками).

Ученики читают слова. Соединяют с его лексическим значением . ( на доске от каждой пары) Остальные учащиеся оценивают результат.

Значение слов: проспект / длинная широкая улица, строительные леса/ временное вспомогательное сооружение для размещения рабочих и материалов при выполнении строительных и других работ; штукатурить/ Покрывать стены, потолки для образования гладкой поверхности, удобной для окраски, оклейки; кондукторша / тот кто продаёт билеты в транспорте; прогульщик/ тот кто прогуливает ( а если болеет?) без уважительной причины.

- Все ли слова вам понятны? Если мы справились с этой задачей- отметьте, секретари, на нашем циферблате сектор 3 (Слова –незнакомцы) нужным цветом.

  1. Первичное закрепление.

У.: Какую задачу предстоит решить?

Чтобы приступить к следующему этапу мне необходимо узнать, что вы узнали из текста. У меня для вас корзинка с вопросами. Мы с вами поиграем в игру «Верю-не верю. Приготовьте светофорчики. Вы отвечаете на вопросы и подтверждаете свои слова словами из текста. Ответить может другая группа. В конце игры отметим ваши достижения.

Класс! Критерии оценивания: группа ответила и подтвердила словами з текста- зелёный цвет, ответила, не подтвердила- жёлтый, не ответила- красный.



Игра «Верю- не верю» Корзина вопросов. Достаём вопросы

«Верите ли вы, что…» ( У остальных учащихся «светофор



  1. На улице была зима, было холодно ( не верю) / Весна. Солнышко.

  2. Мальчик не пошёл в школу, потому что не выучил уроки ( не верю) /неохота как-то..

  3. Свой портфель герой носил с собой ( не верю) /сумку я спрятал под лестницу

  4. На улице мальчик громко пел. ( верю)/ во весь голос пою

  5. Шофёр предложил мальчику починить машину ( верю)/ Ну давай чинить вместе

  6. Дворник разрешил взять метлу мальчику ( не верю)/не тронь метлу..

  7. Гл. герой залез на строительные леса и любовался городом. ( не верю)/ Слезай!

  8. На трамвае мальчик доехал до кольца, потому что устал ( верю)/ до кольца доехал

Отметьте сектор «корзина вопросов» цветом, соответствующим вашей работе.

  1. Физическая пауза

  2. Закрепление. Проверка понимания текста.

У.: Вернёмся к нашим задачам. ( Глазки на меня) Какой главный вопрос мы поставили на уроке?

Может ли человек позволить себе зря терять время? Мы с вами будем анализировать нравственные качества героя и его отношение ко времени. Для этого мы будем, заполнять таблицу. В этом нам помогут карточки – помощники. Откройте карточки № 3 Что вы видите в карточке? ( таблица) Перед заполнением таблицы прочитаем названия столбцов.

Герои

Какие чувства испытывал мальчик после встречи?

Как меняется отношение мальчика ко времени после встречи с героями рассказа?




На экране появляется таблица. ( верхняя часть)

У.: Будем продолжать работать в группе.

У каждой группы только часть таблицы. Совместными усилиями мы соберём с вами целую.

Чтобы составить красивую таблицу , вы можете пользоваться помощником. Это словарик чувств. Не забывайте о нём.



На экране появляется таблица с героями.

Группы

1

Герои

Какие чувства испытывал мальчик после встречи?

Как меняется отношение мальчика ко времени после встречи с героями рассказа?



Мальчик




Шофер (стр 29)





Группы

2

Герои

Какие чувства испытывал мальчик после встречи?

Как меняется отношение мальчика ко времени после встречи с героями рассказа?



Изобретатели( стр 30)




Дворник ( стр 31)





Группы

3

Герои

Какие чувства испытывал мальчик после встречи?

Как меняется отношение мальчика ко времени после встречи с героями рассказа?



Строители( стр 31)




Кондуктор( стр 32)





Группы

4

Герои

Какие чувства испытывал мальчик после встречи?

Как меняется отношение мальчика ко времени после встречи с героями рассказа?



Экскаваторщик( стр 33-34)





На эту ответственную работу вам даётся 5 мин.

После окончания работы каждая группа представляет героя. На экране строки таблицы добавляются.



Словарик чувств

вздохнул, хорошо ходить, ничего не делать, нечего делать, дальше пошёл, хотел петь.


Словарик чувств

хотелось узнать о новых словах, удивление, скучно, обидно, думал чем бы заняться.

Словарик чувств

Интерес ( «головой верчу во все стороны»),идти некуда, устал ходить, было неудобно, обратил внимание, что все куда-то спешат.

Словарик чувств

Желание работать, притворялся, что не скучно, понимает, что никто не хочет с ним разговаривать.

У.: Как вы ответите на вопрос: Может ли человек позволить себе зря терять время? ( полный ответ)

  1. Закрепление.

  2. У.: Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали?

  3. Рефлексия.

Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. И поэтому каждый из нас должен ценить это время, использовать каждую минуту с пользой, не растрачивать его напрасно.

Поставьте оценку работе групп. Сектор № 5 ( циферблат)

На вопрос : может ли человек позволить себе зря терять время? Люди давно ответили пословицами.

На конверт № 4 выберите подходящую пословицу. (?)



Вывесите подходящую пословицу на доску.

Покажите ваши циферблаты. Что у вас сегодня получилось.







Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

Знания о том, что время это…. ( все хором) бесценный дар.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше- поаплодировали себе.

Физминутка тик-так.

Тик-так. Тик-так кто умеет в доме так.

Это маятник в часах отбивает время так.

А внутри сидит кукушка. У неё своя избушка.

Прокукует птичка время. Снова спрячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга.

Повернёмся мы с тобой. Против стрелки часовой.

А часы идут, идут, и бывают отстают,

А бывают и спешат всё сбежать хотят,

Если их не заведут,

То они совсем встают.

Вот и кончилась игра. Нам за парту сесть пора.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!