СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению Л. Толстой "Котёнок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по литературному чтению Л.Толстой "Котёнок"- участвовал в конкурсе методических разработок, как итог-победа на муниципальном уровне

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Л. Толстой "Котёнок"»



Анкета-заявка

На участие в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

по направлению «Учитель начальных классов»

(на 2015\2016 учебный год)

1.Фамилия, имя, отчество автора Лондарь Наталья .Валентиновна.

2. Место работы МБОУ Таловская СШ

3.Должность учитель начальных классов

4. Педагогический стаж 29 лет

5. Преподаваемый предмет начальная школа

6.Класс проведения урока 2 количество детей 12

Дата заполнения 22 декабря 2015г.

































Пояснительная записка

Урок предоставлен по направлению «Учитель начальных классов».

Тема урока: «Многогранное творчество Л.Н. Толстого, быль «Котёнок», урок-проект. Класс-2, количество детей 12, из них 7 девочек и 5 мальчиков. Все девочки и один мальчик (Пронин Андрей) отличаются более высоким уровнем знаний, желанием учиться, читать. Все они посещают школьную и сельскую библиотеки, к середине второго класса имеют хорошую технику (чтения 70 слов и выше в минуту). С удовольствием готовят дополнительную информацию из интернета, детских книг и журналов, имеют достаточно хорошие навыки осознанного и выразительного чтения. Остальные четыре мальчика имеют недостаточно высокий уровень чтения, желание читать выражено очень слабо.

С целью повышения мотивации к чтению была выбрана форма проведения – урок -проект по творчеству Л.Н.Толстого.

Программа, используемая в работе - «Школа России», авторы Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Учебник «Литературное чтение», в 2-х частях. Раздел учебника «Русские писатели». Количество часов в неделю -4, год 2015\2016.

Краткое содержание проекта: Проект по литературному чтению для учащихся 2 класса по теме «Многогранное творчество Л.Н. Толстого, быль «Котёнок».

Задача проекта - вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность. Дети коллективно обсуждают задания, высказывают свои суждения, обмениваются мнениями с одноклассниками, формулируют выводы.

Цели проекта:

1) учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

2) развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

3) накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус.

4) расширять знания о жизни великого русского писателя, его многообразном творчестве.

Проект по содержанию - монопредметный

По уровню усвоения учебного материала – текущий

По формам организации – индивидуальный, групповой, общеклассный.

По доминирующей деятельности: исследовательский, творческий;

По срокам выполнения – краткосрочный, по возрасту: 8-9- лет

По результату выполнения проекта можно выделить два аспекта – практический и педагогический

Ожидаемый результат проектной деятельности:

В процессе урока школьники научатся :

  • самостоятельно работать с информацией;

• размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы;

• принимать самостоятельные аргументированные решения;

• работать в группе активно, сообща.

Продукты проектной деятельности:

Интервью, аппликация котёнка, выставка книг, копилка интересных фактов, кластер.

Среди методов обучения применяю те, которые мотивируют ребенка на самостоятельную творческую деятельность:

– метод психологической адаптации: подготовка ученика к восприятию нового материала на основе личного эмоционально и социального опыта, выработка «непосредственного отношения к явлениям жизни», требующего «полной свободы» ;



– моделирование проблемных ситуаций на основе опыта и предчувствия ребенка, их осознание, прогнозирование и решение;

– погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем многовариативности подходов к действительности;

– формирование эмоциональных опорных сигналов, способствующих воспитанию культуры памяти;





Этапы урока:

1.Организационный момент

2.Введение в тему

3.Работа в группах по презентации проекта

5.Подведение итогов. Тест по материалам урока.

6.Рефлексия





Используемая аппаратура:

1.Фотоаппарат, видеокамера.

2.Мультимедийный проектор

3.Компьютер

Анализ работы детей на уроке и результаты урока.

Данный урок является 4 уроком литературного чтения раздела «Русские писатели». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, заканчивает изучение творчества Л.Н. Толстого, предусмотренного программой 2 класса, что позволило мне провести комбинированный урок: знакомство с новым произведением и обобщение раннее полученных знаний

. В своей деятельности я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и групповые. Большая часть учащихся моего класса имеют высокий уровень техники чтения, но менее успешные дети тоже были активно задействованы в поиске нужной для урока информации. На каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного чтения.

Тип урока: комбинированный. Решение образовательных задач урока соответствует требованиям ФГОС программы по литературному чтению для 2 класса начальной школы.

Цели урока следующие:

образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, организовать деятельность учащихся по презентации проекта совместно с учителем;

развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моими основными задачами являлись создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала и обобщение раннее полученных знаний. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии , создавала проблемные ситуации, домашнее задание ученики выполняли по группам, для восприятия материала работал активный визуальный ряд, активно использовался на уроке не только учебник, но и другие детские книги. Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся общеучебных навыков. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Для эмоционального восприятия материала использовала слайды, детские книги, демонстрационный материал.

Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, мультимедийный проектор, поэтому я активно использую эти средства обучения.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. .

С целью здоровьесбережения постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке применены различные виды гимнастики для глаз, артикуляционная и дыхательная гимнастика. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

































Сценарий урока по теме «Многообразие творчества Л.Н. Толстого, быль «Котёнок»

Ход урока
1. Организационный момент.
У.- Когда мы с вами встречаемся; встречаемся, друг с другом, – какие добрые слова мы говорим? (добрый день, доброе утро)
- Закройте глаза…Доброта, есть самое великое чувство, которым может гордиться человек. Если человек добрый он несет радость другим. Скажите себе – я добрый (пауза). Добрый человек – мудрый человек. Красив человек своей мудростью.

- Откройте глаза. Садитесь.


2.Дыхательная гимнастика «Тридцать три Егорки»



3. Речевая разминка.


Та-та-та-всем нужна доброта,

Ты-ты-ты-не жалей доброты,

Ту-ту-ту-всем подарим доброту.

  • Хоровое чтение в умеренном темпе.

  • Прочитать медленно, затем с ускорением.

  • Прочитать выразительно.

2. Актуализация знаний учащихся:
У. Прочитайте 1 слайд

Д. «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» Л.Н.Толстой.

У. - Как мы понимаем эти слова?

Д. Надо учиться быть добрым, совершать добрые поступки : заботиться о людях, о животных, о красоте окружающего мира.

У. Как вы думаете произведения какого писателя мы сегодня продолжим изучать?

Д. Л.Н. Толстого. Открывается портрет Л.Н. Толстого Слайд 2-3

У: Какие вы поставите задачи на этом уроке?

Д.Узнать новое произведение Л.Н. Толстого;

Учиться читать так, чтобы тебя интересно было слушать.

Открыть что-то новое о жизни Л.Н. Толстого;

Учиться быть добрым.

У: Сегодня наш урок будет необычный, он пройдёт в форме презентации проекта, который вы готовили целую неделю. Давайте вместе с вами составим план проведения урока.

Какое задание готовила 1 группа? (в каждой группе по 3 человека)

Д. Мы дома должны были подготовить выразительное чтения нового произведения Л.Н. Толстого, а затем 1 ученик готовит для класса загадку, которая поможет угадать название произведения , 2 ученик готовит вопросы по тексту, 3ученик подбирает пословицы к предлагает выбрать нужную для текста.

У. Какой будет 1 пункт плана урока?

Д. Открытие нового произведения Л.Н.Толстого.

Запись на доске.

У. Что готовила 2 группа?

Д:Мы встречались с библиотекарями школьной библиотеки и сельской. Узнали, какие книги Л.Толстого есть в фонде, принесли их в класс , а также принесли книги из домашней библиотеки ребят нашего класса и других начальных классов.

У.Как озаглавим этот пункт плана?

Д. Книжная выставка

У.Расскажите ,3 группа, о своей работе.

Д.Мы взяли интервью у учителей русского языка в старших классах – Крайниковой С.Н . и Даниловой Н.П. Они рассказали нам о жанрах произведений Л.Н.Толстого. (приложение, видеозапись интервью)

У. Как назовём этот пункт плана?

Д. Жанры творчества Толстого.

У.Над чем работала 4 группа?

Д. Мы работали над копилкой интересных фактов из жизни Л.Н. Толстого.

У.Как назовём этот пункт?

Д .Копилка интересных фактов

У. Вспомните, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы познакомились на прошлых уроках?

Д: «Филипок», «Правда всего дороже», « Старый дед и внучек».

Слово предоставляется 1 группе.

Д. 1ученик -Читает загадку о котёнке

Мы вымыли руки и сели за стол,

А он неумытый обедать пришёл.

И с ним бесполезна любая беседа,

Он вымоет лапки, но после обеда.

(Дети отгадывают загадку и открывается название нового произведения Л.Н. Толстого «Котёнок»)

Далее группа читает вслух быль «Котёнок» ( по смысловым отрывкам)

У: Понравился вам рассказ? Какие он вызвал у вас чувства?

Можно ли считать поступок Пети подвигом? Почему?

Осуждаете ли вы поведение сестры? Почему?

Как бы поступили вы в похожей ситуации?

2 ученик ставит вопросы по содержанию были, вопросы написаны на отдельных фрагментах изображения котёнка. После ответов на вопросы, на доске конструируется изображение котёнка в белом цвете.

Откуда у детей появился котёнок?

Куда отправились брат и сестра?

Какая опасность грозила котёнку?

Какой поступок совершил Вася?

Вывод: учит ли этот рассказ быть добрым? А чему ещё учит?

У: Дома попробуйте нарисовать котёнка и раскрасить его так, чтобы он стал похож на котёнка из произведения , с которым вы сегодня познакомились.

3 ученик: читает и вывешивает три пословицы и даёт задание:

Объясните пословицы, уберите лишние две, оставьте ту, которая точно подходит к данному произведению.

Много желать – добра не видать.

Делу время, а потехе – час.

Сам погибай, а товарища выручай.

У. Слово предоставляется 2 группе.

Д. Проводят знакомство с книжной выставкой, поочерёдно читают названия книг (самая слабая группа).

У. Какие книги вам уже знакомы? А с какими хотите познакомиться поближе?

В свободное время постарайтесь прочитать как можно больше произведений Л.Н. Толстого.

Физминутка: зарядка для глаз и разминка для туловища.

У. Слово для выступления передаётся 3 группе.

Группа демонстрирует под руководством учителя видеозапись интервью с учителями русского языка.

(Вопросы из интервью: нравится ли вам творчество Л.Н. Толстого? Какие произведения вы читали в раннем детстве и что вам особенно понравилось, запомнилось?

Какие жанры присутствуют в творчестве Л.Н. Толстого?)

После просмотра ученики 3 группы задают вопросы всему классу: какие жанры запомнили? По ходу ответов дети вывешивают заранее подготовленное клише кластера с названием жанров ( на доске кармашки с названием жанров: сказка, басня, быль, загадка, пословица, рассказ, повесть, роман) и просят ребят помочь заполнить известные жанры названиями прочитанных произведений.(названия на листочках, на партах) «Три медведя», «Старый дед и внучек», Филипок», «Котёнок», «Правда всего дороже», загадки, пословицы.

У. Какие жанры для вас оказались неизвестными?

Д. Роман, повесть.

У. С этими жанрами вы обязательно познакомитесь в старших классах.

У. Завершает презентацию проекта 4 группа.

Д.Мы хотим раскрыть вам некоторые секреты из жизни Л.Н. Толстого. На доске изображение копилки. Ученики по очереди зачитывают интересные факты, которые написаны на монетках и опускают их в копилку.

  • Любил музыку, сам играл с увлечением.

  • Не любил молока и рыбы.

  • Любил вишню, поглощая её в большом количестве.

  • Был смел, но страшно боялся крыс.

  • Страстный охотник, но лая собак не переносил.

  • Легко плакал, редко смеялся (зато до слез)

  • Был артистичен и при этом застенчив.

  • Великий писатель Л.Н.Толстой до самых преклонных лет любил заниматься гимнастикой.

У: Наш урок подошёл к концу, я предлагаю проверить с помощью теста как вы его усвоили .

Тест. Слайд 5

1.Чему учат произведения Л.Н. Толстого?

а) быть добрым, б) быть злым

2.Для кого Миша делал лоханку?

а) для старого деда, б) для своих родителей

3.Зачем Филипок ушёл из дома?

а) захотел кататься на санках б) захотел учиться

4.За что отец сказал сыну «спасибо»?

а) За то, что разбил дорогую чашку б) за то, что сказал правду

5.Кто хотел схватить котёнка?

а) два волка б) две охотничьи собаки

Взаимопроверка по образцу . Слайд 6

Итог урока. Рефлексия.

Что понравилось?

Что было трудно? Легко? Чему ёще надо учиться?

Домашнее задание.1группа-пересказ, 2группа- 4 группы выразительное чтение, всем нарисовать котёнка и раскрасить.

Оцените свою работу на уроке. Вычеркните буквы, которые вам встретились дважды.

Х

Т

В

А

Н

Ж

З

О

З

Х

Ч

И

Л

А

Ж

В

Отлично! Спасибо за урок.

Рефлексия.

У. Вспомните, какие задачи вы сегодня поставили на уроке. Возьмите изображение человечка и поставьте его на ту ступеньку, которую считаете самой важной на этом уроке:

Стал чуть добрее;

Узнал новое о жизни и творчестве Л.Н. Толстого;

Запомнил новую быль;

Научился читать ещё лучше, чем раньше.






























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!