СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Ю. Ермолаев. Проговорился".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: "Ю. Ермолаев. Проговорился".»

Конспект урока

Дата: 8. 05. 2018

Предмет: литература Класс: 3 «А»

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема урока:

Ю. Ермолаев «Проговорился»

Цель содержательная:

Знакомство детей с произведением Ю. Ермолаевым «Проговорился»

Цель деятельностная:

формирование умения у детей определять главную мысль рассказа, характеризовать героев.

Задачи:

Образовательные: расширить знания детей о жизни и творчестве писателя Ю. Ермолаева

Развивающие: развивать память, внимание, воображение, речь, умение связно излагать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, а также уважение к страшим, вежливость.


Основное содержание темы, термины и понятия: юмор, вежливость

Планируемые результаты:

Предметные умения: познакомятся с юмористическими произведениями Ю. Ермолаева;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста

Личностные: осознают значение юмора для отдыха, находят подтверждение этому в литературных текстах.

УУД:

познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

регулятивные: выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции

Межпредметные связи: русский язык

Формы работы

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ресурсы

Учебник, презентация, раздаточный материал.





Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

-Здравствуйте, ребята!

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться,

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.



Проверка готовности к уроку

- Здравствуйте!







Личностные: самоопределение, смыслообразование

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

- Ребята, какой мы с вами начали изучать раздел?

- Какие известные журналы вы знаете?

- С каким произведением мы познакомились?

-Кто автор — это произведение?

- Кто мне скажет, на кого учился и где работала Л. Кассиль?

- Найдите пословицы, которые выражают главную мысль рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

Была бы охота, а выучиться можно.

Знание и мудрость украшают человека.

Наука даром не дается – наука трудом берется.

- Давайте одну из них возьмём девизом урока.

«Знание и мудрость украшают человека»

Дети, скажите мне, что было задано вам, на прошлом уроке?

Прежде чем, мы начнем выразительно чтение, мы что должны провести?

Речевая разминка:

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте сердито, удивленно.

– Прочитайте скороговоркой 3 раза.

Говорит попугай попугаю:

Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

Попугай, попугай, попугай!

Проверка выразительного чтения.

  Перед тем как начнем читать, вспомним правила чтения.

  • Громкость

  • Четкость

  • Выразительность

  • соблюдение пауз и ударение.

-По страницам журнала

- Мурзилка, Свирелька, Веселые картинки, Непоседа и тд.

- Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

- учился на физико- математическим факультете, специализируясь на аэродинамическом цикле. Бал редактором и художникам журнала.

- все подходят.


-выразительное чтение рассказа


- речевую разминку
















Познавательные УУД: ориентироваться в учебном материале: определять круг своего незнания; применять ранее полученные знания.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью, развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.


III. Выявление места и причины затруднения

Выявление и фиксация места и причины затруднения

- Вернемся к нашей скороговорки, я взяла ее не просто так. О чем говорится в этой скороговорки?

- Предположите, о чем будет рассказ, который мы сегодня с вами изучим?

- Ребята, тема нашего урока, чуть не проговорилась.

- Когда так говорят: «Проговорился»?

-


- о попугае

- когда, мы говорим то, о чем не хотели говорить.

Регулятивные: постановка и формулировка проблемы

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

- Как вы думаете, тема нашего урока?

Правильно! Автор этого рассказа Ю.И. Ермолаев.

- Какова цель урока?

Мотивация: для чего нам это нужно?

Сформулируйте задачи:

1. Узнать………

2. Понять……….

3. Применить……


- «Проговорился»

- познакомится с рассказом Ермолаева « Проговорился».

Регулятивные: целеполагание, самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели

планирование

Коммуникативные: формирование умения общаться с учителем

V. Реализация построенного проекта

Построение и фиксация нового знания

- Мы продолжаем путешествия по страницам журнала. И Следующее произведение которое мы с вами изучим называется «Проговорился! Автор Ю. Ермолаев.

–Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище

им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его

не покидала мечта писать для детей. Потом работал корреспондентом на радио. Но ему хотелось создавать своих героев, передавать детям свой жизненный опыт. На радио Юрий Иванович прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. С тех пор книги Ермолаева Юрия Ивановича выходили довольно регулярно. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

- Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем.

- Свои произведения Ермолаев называл «грустными шутками, забавность которых таит в себе много важного и поучительного». Дети любят писателя за его чувство юмора, умение по - доброму посмеяться над своим героем. Читая его рассказы, можно получить много полезных советов о том, как нужно поступать.

Словарная работа.

Для чего мы проводим её?

Тренировка – систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения.

Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных.

Похвала – одобрение.

Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться.

Ребята, я прочитаю прослушиваю, а потом разделимся и прочитаем по ролям.

- О чем же проговорился попугай?




- Почему же это произошло?













- Вам нравится такое поведение девочки? А почему не нравится?

- Можно ли так общаться со взрослыми? А с друзьями или знакомыми?

- Как же была наказана Ирина за свое поведение? Д

- Какие же действующие лица в данном рассказе?

- Приготовьтесь читать выразительно по ролям.



- слушают рассказ учителя.






















- чтобы знать значение слов и правильно воспринимать текст







- Попугай «проговорился» о том, какая Ира на самом деле грубая и невоспитанная


- Ирина такими словами, как «Вот еще», «Отстань», «Мне некогда», разговаривает с бабушкой, отмахиваясь от любой работы. Поэтому попугай часто слышал эти слова и запомнил.




- Это некрасиво и плохо.


Ирина, бабушка, ученики, попугай Чико, автор.


Распределение ролей.

Чтение выразительно по ролям.


Познавательные: поиск необходимой информации из текста учебника;

построение логической цепи рассуждения, доказательство

VI. Первичное закрепление

Применение нового знания в типовых заданиях

- О самом главном в рассказе говорят слова Алеши: «Как не хочет? Он нам очень много рассказал». Как вы понимаете эти слова?


- Каждый человек должен знать и понимать то, что доброе, негрубое и понимающее отношение к старшему поколению – это одна из хороших черт воспитанного человека. Старшим (а также младшим и сверстникам) нужно помогать, уважать и понимать их.


- Благодаря попугаю дети понимают об отношении Ирины к окружающим, в особенности, к старшему поколению


Познавательные: умение излагать свое мнение и аргументировать его;

выполнение действий по алгоритму

Коммуникативные: формирование умения общаться с учителем; использование критериев для обоснования своего суждения

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях

 1. Чему учила Ирочка попугая?

2. С каким настроением Ирочка шла в школу?

3. Как ребята догадались о непослушании Иры?

4. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она?

На слайде слова: грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная

5. Найдите описание погоды.  Ответьте, почему автор включил описание погоды?

6. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы.

 

Работа в парах.

-Подумайте, какие слова, подходят к этому рассказу.



-Что же такое юмор?







- -Какова же проблема у Иры?

2. улыбалась, ожидала похвалы одноклассников.

3. попугай повторял её грубые слова.

5. чтоб помочь нам представить настроение Ирочки.

6.взъерошился, покосился, отвернулся.




грустный, юмористический, научный, поучительный


юмор – это кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и её решением.


невоспитанность, грубость, хвастовство.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Познавательные: выполнение действий по алгоритму

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Включение нового знания в систему знаний, повторения и закрепления ранее изученного

Вернёмся к девизу «Знание и мудрость украшают человека».  Помог ли урок стать вам красивее и мудрее?

В заключение, хочу прочитать вам стихотворение С. Маршака:

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.


Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.


И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.


И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы - то есть сами.


И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.


И ежели вы вежливы, -

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

- да


- Внимательно слушают стихотворение

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Познавательные: умение излагать свое мнение и аргументировать его

IX. Рефлексия учебной деятельности

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

- Какую цель ставили в начале урока?

- Вы достигли поставленной цели?

Д.з. с.179- 181 чит. по ролям.

Узнать, как умножать и делить трехзначные числа, оканчивающиеся нулями

Оценивают свою деятельность.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов действия.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей