СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему "Согласные звуки [х], [х'], буквы X, х"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с согласными глухими звуками [х], [х′], буквой Х х

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему "Согласные звуки [х], [х'], буквы X, х"»

Номер урока:50

Дата проведения урока:29.11.21г

Предмет: Литературное чтение

Класс:1-А

ФИО учителя: Гафарова М.Ю.

Тема урока: Согласные звуки [х], [х'], буквы X, х

Цель урока: познакомить учащихся с согласными глухими звуками [х], [х′], буквой Х х

Формируемые универсальные учебные действия:
Предметные : давать характеристику согласных звуков; безошибочно узнавать буквы Х,х среди других букв; совершенствовать навыки чтения слов с буквами Х, х; проводить звуко-буквенный анализ слов; объяснять лексическое значение слова; прогнозировать содержание текста по заголовку.
Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; целью деятельности и её результатом; определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
Регулятивные: (способность организовать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Воспитательная цель: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труда.

Тип урока: усвоения новых знаний

Оборудование, информационное обеспечение: учебник, тетрадь, Интернет - ресурсы

Ход урока

  1. Организационный момент. СЛАЙД 1

Долгожданный дан звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

  1. Актуализация знаний.

- Ребята, мы продолжаем с вами изучать буквы и звуки. А для чего нам нужно учиться читать? (ответы детей)

-Правильно. Об этом говорится и в стихотворении В.Берестова. Послушайте его.

(Подготовленная ученица читает стихотворение)

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и почитать!

- Посмотрите на нашу ленту букв и звуков. Давайте вспомним, что интересного мы узнали. СЛАЙД 2

  • Назовите гласные буквы, которые указывают на твердость предыдущего согласного звука

  • Назовите гласные буквы, которые указывают на мягкость предыдущего согласного звука

  • Назовите гласные буквы, которые могут обозначать два звука. Когда это происходит?

  • Назовите парные звонкие и глухие согласные звуки

  • Назовите звуки, которые всегда твердые(всегда мягкие)

Назовите букву, которая не обозначает звуков.

- Отгадайте загадки. СЛАЙД 3

  • За дверкой этой лед и иней,

Здесь даже летом холод зимний. (Холодильник)

  • Что за будильник:

Живой, с гребешком,

Крыльями машет,

А ходит пешком. (Петух)

  • Кто со всеми говорит, а его не видно? (Эхо)

  • - Посмотрите внимательно на эти слова. Какая новая буква появилась в них? Какое место в слове она занимает? (Ответы детей)

  • -Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока.

  • -Правильно. Тема урока – согласные звуки [х], [х'], буквы X, х. СЛАЙД 4

III. Целеполагание (определение темы урока, постановка целей и задач урока).

- Какие цели поставим перед собой ? Чему должны научиться на уроке?

Мы познакомимся…

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь …

Мы сможем поразмышлять…

(1)Познакомиться с новой буквой и звуками, которые она обозначает.

2) давать характеристику звукам, которые они обозначают.

3) Упражняться в чтении слов с изученными буквами и текста.

4) Составление схем- слов.)

IV. Мотивация учебной деятельности.

Для чего нужно изучать данную тему?


V. Изучение нового материала.

  1. Знакомство со звуками [х], [х'].

Фонетическая зарядка.

– Как мы смеемся? (Ха-ха-ха!)

- Как называется человек, который пасёт животных? (Пастух)

Дети рассматривают предметный рисунок и составляют схему слова – пастух.

- Как будет звучать это слово во множественном числе? (Пастухи)

Один ученик составляет у доски, а остальные - в тетради.

-Назовите последний звук в слове – пастух.

- Назовите шестой звук в слове – пастухи.

- [х], [х'].

-Давайте их произнесём и послушаем. [х-х-х], [х'-х'-х']. Корень языка-преграда.

- Какие это звуки? [х] - твёрдый; [х'] - мягкий.

Почему их два?

-Закройте ушки. Послушайте [х], [х'].

Мы произносим с голосом или без голоса?

(Без голоса, с помощью шума. Значит, эти звуки глухие.)


- Итак, давайте посмотрим на ленту букв и звуков и дадим полную характеристику звуку, который буква Х обозначает.

(На слайдах появляются характеристики: гласный - согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий. Учащиеся совместно с учителем находят нужные характеристики) СЛАЙД 5

- Правильно, ребята. Звук х согласный, глухой непарный, может быть твердым и мягким. А теперь давайте прочитаем слоги с этим звуком. СЛАЙД 6

( Дети читают слоги и слова на на интерактивной доске сначала хором, а затем по цепочке и определяют, какой звук обозначает буква Х -твердый или мягкий)

ха

ху

хи

хо

хе


ах

ух

их

ох

ех

уха

уход

химия

хор

хлеб

хирург

- Мы хорошо потрудились, пришло время отдохнут с Хомкой - хомячком.

  1. Физминутка. СЛАЙД 7

Хома, Хома, хомячок,

Полосатенький бочок.
Хома рано встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет Хома сильным стать.

3.Работа на тему «Хлеб – наше богатство». Работа с учебником.

- А сейчас рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 38.Что изображено в центре? (каравай хлеба и солонка)

- Кого принято встречать хлебом – солью?

-Для чего это делают?

- Где выращивают хлеб?

- Почему центральное место на рисунке отведено солнышку и месяцу?

- Что за инструмент нарисован в нижнем углу?

-Прочитайте пословицы под картинкой. Чему они нас учат? (Читают пословицы хорошо читающие ученики, объясняем смысл коллективно)

- Как вы думаете, нужно ли беречь хлеб и почему?

-Почему говорят «Хлеб – наше богатство»? СЛАЙД 8

Без хлеба не может быть человек сыт, хлеб даётся очень большим трудом. Сначала трудится ХЛЕБОРОБ, потом пекарь, потом водитель, который развозит хлеб по магазинам, а затем продавец, который рано встаёт, чтобы с самого утра мы могли купить свежий хлеб.

- Давайте прочитаем предложения на доске. СЛАЙД 9

Хорошие выросли хлеба.

На столе много хлеба.

-Сравните словосочетания: хорошие хлеба, много хлеб

-А сейчас обсудите в парах и скажите, почему пшеничное поле называют золотым? (Обсуждение в парах. Ответы.)

- Вы правильно решили и сейчас посмотрите на иллюстрацию на стр. 39

-Что вы видите?

-Кто управляет комбайном?

-Так кто же убирает хлеб?

- А кто знает, как сто лет назад убирали и выращивали хлеб?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте над картинкой?

- Давайте прочтем его и придумаем заголовок ( чтение учителем, чтение по цепочке)

Гимнастика для глаз

Первичное чтение текста (страница 39)

- Обсудите в парах и предложите свой вариант заголовка данного текста.(Работа в парах)

Проверка восприятия

- А сейчас ответьте на мои вопросы предложениями из текста.

-Что дрожит от холода?

- Что появилось в мелких озерах?

- Что нужно успеть сделать до холодов?

- Какая техника выходит на поля?

- Выделите главную мысль каждого предложения.

Игра"Кто быстрее?" Физминутка.


- А сейчас немного отдохнем и поиграем.

Я вам буду называть слова. Если вы услышали твёрдый звук [х] - приседаете; если услышали мягкий звук [х'] - хлопаете в ладоши 1 раз. Если звука нет - молча стоите. Запомнили?

Халва, смех, хитрец, хобби, холодильник, хобот, слухи, ваза, химия, хоккей, остров, стихи, холод, хлопушка, игрушка, хирург, хомяк.

Молодцы! Кто ни разу не ошибся? Молодцы! У кого не всё получилось, не переживайте, дома потренируйтесь.

Работа с учебником.

Словарная работа

Скирда́скирд — плотно сложенная, сужающаяся кверху масса сена, соломы или снопов зерновых культур, которой придана продолговатая прямоугольная двускатная форма...

Чтение рассказа «Страх и смелость» (страница 40)

-Как вы поняли смысл рассказа? Объясните.

VI. Закрепление материала


Чтение по ролям рассказа «Страх и смелость»

Выполнение заданий на электронном носителе к учебнику

Работа в тетрадях (Печатание заглавной и строчной букв Х х)

VII . Рефлексия.

Сегодня я узнал(а)...

Было трудно…

Я понял(а), что…

Я научился(лась)…

Было интересно узнать, что…

Мне захотелось…

VIII. Итог урока

– Каким звукам, какой букве был посвящен урок?

– Чему учились на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!