Номер урока:50
Дата проведения урока:29.11.21г
Предмет: Литературное чтение
Класс:1-А
ФИО учителя: Гафарова М.Ю.
Тема урока: Согласные звуки [х], [х'], буквы X, х
Цель урока: познакомить учащихся с согласными глухими звуками [х], [х′], буквой Х х
Формируемые универсальные учебные действия:
Предметные : давать характеристику согласных звуков; безошибочно узнавать буквы Х,х среди других букв; совершенствовать навыки чтения слов с буквами Х, х; проводить звуко-буквенный анализ слов; объяснять лексическое значение слова; прогнозировать содержание текста по заголовку.
Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; целью деятельности и её результатом; определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
Регулятивные: (способность организовать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Воспитательная цель: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труда.
Тип урока: усвоения новых знаний
Оборудование, информационное обеспечение: учебник, тетрадь, Интернет - ресурсы
Ход урока
Организационный момент. СЛАЙД 1
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Актуализация знаний.
- Ребята, мы продолжаем с вами изучать буквы и звуки. А для чего нам нужно учиться читать? (ответы детей)
-Правильно. Об этом говорится и в стихотворении В.Берестова. Послушайте его.
(Подготовленная ученица читает стихотворение)
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и почитать!
- Посмотрите на нашу ленту букв и звуков. Давайте вспомним, что интересного мы узнали. СЛАЙД 2
Назовите гласные буквы, которые указывают на твердость предыдущего согласного звука
Назовите гласные буквы, которые указывают на мягкость предыдущего согласного звука
Назовите гласные буквы, которые могут обозначать два звука. Когда это происходит?
Назовите парные звонкие и глухие согласные звуки
Назовите звуки, которые всегда твердые(всегда мягкие)
Назовите букву, которая не обозначает звуков.
- Отгадайте загадки. СЛАЙД 3
За дверкой этой лед и иней,
Здесь даже летом холод зимний. (Холодильник)
Живой, с гребешком,
Крыльями машет,
А ходит пешком. (Петух)
Кто со всеми говорит, а его не видно? (Эхо)
- Посмотрите внимательно на эти слова. Какая новая буква появилась в них? Какое место в слове она занимает? (Ответы детей)
-Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока.
-Правильно. Тема урока – согласные звуки [х], [х'], буквы X, х. СЛАЙД 4
III. Целеполагание (определение темы урока, постановка целей и задач урока).
- Какие цели поставим перед собой ? Чему должны научиться на уроке?
Мы познакомимся…
Мы узнаем…
Мы вспомним…
Мы будем уметь …
Мы сможем поразмышлять…
(1)Познакомиться с новой буквой и звуками, которые она обозначает.
2) давать характеристику звукам, которые они обозначают.
3) Упражняться в чтении слов с изученными буквами и текста.
4) Составление схем- слов.)
IV. Мотивация учебной деятельности.
Для чего нужно изучать данную тему?
V. Изучение нового материала.
Знакомство со звуками [х], [х'].
Фонетическая зарядка.
– Как мы смеемся? (Ха-ха-ха!)
- Как называется человек, который пасёт животных? (Пастух)
Дети рассматривают предметный рисунок и составляют схему слова – пастух.
- Как будет звучать это слово во множественном числе? (Пастухи)
Один ученик составляет у доски, а остальные - в тетради.
-Назовите последний звук в слове – пастух.
- Назовите шестой звук в слове – пастухи.
- [х], [х'].
-Давайте их произнесём и послушаем. [х-х-х], [х'-х'-х']. Корень языка-преграда.
- Какие это звуки? [х] - твёрдый; [х'] - мягкий.
Почему их два?
-Закройте ушки. Послушайте [х], [х'].
Мы произносим с голосом или без голоса?
(Без голоса, с помощью шума. Значит, эти звуки глухие.)
- Итак, давайте посмотрим на ленту букв и звуков и дадим полную характеристику звуку, который буква Х обозначает.
(На слайдах появляются характеристики: гласный - согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий. Учащиеся совместно с учителем находят нужные характеристики) СЛАЙД 5
- Правильно, ребята. Звук х согласный, глухой непарный, может быть твердым и мягким. А теперь давайте прочитаем слоги с этим звуком. СЛАЙД 6
( Дети читают слоги и слова на на интерактивной доске сначала хором, а затем по цепочке и определяют, какой звук обозначает буква Х -твердый или мягкий)
ха
ху
хи
хо
хе
ах
ух
их
ох
ех
уха
уход
химия
хор
хлеб
хирург
- Мы хорошо потрудились, пришло время отдохнут с Хомкой - хомячком.
Физминутка. СЛАЙД 7
Хома, Хома, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хома рано встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Хочет Хома сильным стать.
3.Работа на тему «Хлеб – наше богатство». Работа с учебником.
- А сейчас рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 38.Что изображено в центре? (каравай хлеба и солонка)
- Кого принято встречать хлебом – солью?
-Для чего это делают?
- Где выращивают хлеб?
- Почему центральное место на рисунке отведено солнышку и месяцу?
- Что за инструмент нарисован в нижнем углу?
-Прочитайте пословицы под картинкой. Чему они нас учат? (Читают пословицы хорошо читающие ученики, объясняем смысл коллективно)
- Как вы думаете, нужно ли беречь хлеб и почему?
-Почему говорят «Хлеб – наше богатство»? СЛАЙД 8
Без хлеба не может быть человек сыт, хлеб даётся очень большим трудом. Сначала трудится ХЛЕБОРОБ, потом пекарь, потом водитель, который развозит хлеб по магазинам, а затем продавец, который рано встаёт, чтобы с самого утра мы могли купить свежий хлеб.
- Давайте прочитаем предложения на доске. СЛАЙД 9
Хорошие выросли хлеба.
На столе много хлеба.
-Сравните словосочетания: хорошие хлеба, много хлеб
-А сейчас обсудите в парах и скажите, почему пшеничное поле называют золотым? (Обсуждение в парах. Ответы.)
- Вы правильно решили и сейчас посмотрите на иллюстрацию на стр. 39
-Что вы видите?
-Кто управляет комбайном?
-Так кто же убирает хлеб?
- А кто знает, как сто лет назад убирали и выращивали хлеб?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте над картинкой?
- Давайте прочтем его и придумаем заголовок ( чтение учителем, чтение по цепочке)
Гимнастика для глаз
Первичное чтение текста (страница 39)
- Обсудите в парах и предложите свой вариант заголовка данного текста.(Работа в парах)
Проверка восприятия
- А сейчас ответьте на мои вопросы предложениями из текста.
-Что дрожит от холода?
- Что появилось в мелких озерах?
- Что нужно успеть сделать до холодов?
- Какая техника выходит на поля?
- Выделите главную мысль каждого предложения.
Игра"Кто быстрее?" Физминутка.
- А сейчас немного отдохнем и поиграем.
Я вам буду называть слова. Если вы услышали твёрдый звук [х] - приседаете; если услышали мягкий звук [х'] - хлопаете в ладоши 1 раз. Если звука нет - молча стоите. Запомнили?
Халва, смех, хитрец, хобби, холодильник, хобот, слухи, ваза, химия, хоккей, остров, стихи, холод, хлопушка, игрушка, хирург, хомяк.
Молодцы! Кто ни разу не ошибся? Молодцы! У кого не всё получилось, не переживайте, дома потренируйтесь.
Работа с учебником.
Словарная работа
Скирда́, скирд — плотно сложенная, сужающаяся кверху масса сена, соломы или снопов зерновых культур, которой придана продолговатая прямоугольная двускатная форма...
Чтение рассказа «Страх и смелость» (страница 40)
-Как вы поняли смысл рассказа? Объясните.
VI. Закрепление материала
Чтение по ролям рассказа «Страх и смелость»
Выполнение заданий на электронном носителе к учебнику
Работа в тетрадях (Печатание заглавной и строчной букв Х х)
VII . Рефлексия.
Сегодня я узнал(а)...
Было трудно…
Я понял(а), что…
Я научился(лась)…
Было интересно узнать, что…
Мне захотелось…
VIII. Итог урока
– Каким звукам, какой букве был посвящен урок?
– Чему учились на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?