1. Организационный | | -Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. -Здравствуйте, дети, кто напомнит, какой сейчас урок? -Правильно, поэтому нужно убрать всё лишнее со стола. На партах должны лежать: учебник по литературному чтению, ручка и цветные карандаши, сигнальные карточки красного и зелёного цвета. -Ребята, сегодня у нас будет увлекательный, но непростой урок, поэтому будьте внимательны. | Настраиваются на урок -Урок литературного чтения | Р.: саморегуляция | Презентация 1 слайд |
2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала | Демонстрация слайдов презентации Игра «Найди пропажу» | -Посмотрите на доску. Что вы видите? Поговорка: Кошка с собакой дружно не живут. -Ребята, а как вы думаете, почему это так? -Какое животное чаще всего нападает: собака или кошка? -Что нужно делать, если собака нападает на кошку? -Правильно, молодцы ребята. Есть ли у вас дома собака или кошка? – Как его/её зовут? – Как вы за ним/ней ухаживаете? – Какую пользу приносят собаки и кошки? - Какие книги о собаках или о кошках вы читали? -Что мы обычно делаем на уроке литературного чтения? -Правильно! Сегодня мы тоже должны были прочитать одно произведение, но кусочки его названия разлетелись по классу. Только внимательные ребята смогут собрать его в единое целое. Кот и пёс знают, где находятся эти кусочки, они согласились помочь нам. (на презентации: Собака: «1 кусочек лежит в укромном месте). Отгадайте загадку. -Ребята, ну-ка проверьте, не под вашей ли партой находится частичка? (на презентации: Кошка: «2 кусочек лежит там, откуда здорово наблюдать за птичками) -Как вы думаете, что это за место такое? (на презентации: Кошка: «3 кусочек лежит на высокой мебели, с которой мне нравится наблюдать за теми, кто ходит внизу) -Что это за мебель такая? -Какое название у нас получилось? -Отлично. Теперь нам нужно узнать фамилию автора данного произведения. Собака: «Вы узнаете фамилию автора, если перевернёте обратной стороной свою находку». -Что же это значит? -Какая фамилия у автора? -Имя и отчество автора – Валентина Александровна -Знаком нам этот автор? -Как вы думаете, какова цель нашего урока? -Попробуйте сформулировать 2 пункта плана изучения новой темы. -Давайте проверим, такие ли они. - 3 пунктом плана будет – научиться пересказывать текст по плану и иллюстрации. Физминутка | -Поговорку -У них разные повадки, они борются за внимание хозяина и за еду. -Собака -Отогнать её Ответы детей -Знакомимся с новыми авторами, читаем их произведения. Находят 1 часть - Подоконник. Находят 2 часть. -Шкаф Находят 3 часть -Собака яростно лаяла -Осеева -Нет -познакомиться с биографией Осеевой Валентины Александровны, прочитать её произведение «Собака яростно лаяла». 1. Познакомиться с биографией Осеевой Валентины Александровны; 2. Прочитать произведение «Собака яростно лаяла» | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р.: целеполагание Р.: планирование | Презентация 2 слайд Части произведения 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд |
3. Усвоение новых знаний | Демонстрация видеоролика Приём «Подними карточку» Игра Демонстрация слайдов презентации Игра «Угадай знак препинания» | -Давайте познакомимся с биографией автора, посмотрев видеоролик. -Сейчас я проверю, на сколько внимательно вы смотрели видео. Я буду говорить разные факты. Если они связаны с жизнью Осеевой – поднимите зелёную карточку, если не связаны – красную. Высказывания Фамилия, имя, отчество писательницы – Осеева Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве, а затем переехала в Солнечногорск. Осеева всегда хотела быть писательницей. - А кем она хотела быть? 4. Валентина Осеева не любила писать рассказы для детей. 5. Осеева стала известной писательницей отчасти благодаря детям из коммуны. 6. Свой первый рассказ Осеева отнесла в редакцию в 1940 году. -А в каком году? 7. Первый рассказ Осеевой назывался «Гришка» 8. Первая книга Осеевой вышла в 1940 году. 9. Первая книга Валентины Александровны называлась «Рыжий» -Как правильно называлась первая книга? 10. Для написания повести «Динка» Осеева взяла героев и истории из своей жизни. 11. Повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи» не понравилась обычным людям и правительству. -Кто помнит, что за это произведение получила Осеева Валентина? -Отлично поработали! Теперь откройте учебник на странице 60. -Я прочитаю вам произведение «Собака яростно лаяла». Слушайте внимательно. Эмоционально-оценочная беседа Какой момент рассказа вам понравился больше всего? Почему? Какую картинку вы наиболее ярко представили, слушая рассказ? Кто из героев вам понравился? Что привлекло в этом герое? Какие эмоции вы испытывали, когда котёнку грозила опасность? Дыхательная гимнастика -Прежде чем вы начнёте читать произведение сами, давайте выполним разминку. -Поиграем в собак охранников. Представьте, что на дворе ночь, вы сторожи, которые очень чутко спят. Я буду вором, который хочет попасть в место, охраняемое вами. Закройте глаза. Когда услышите шум, вы должны открыть глазки, через носик набрать воздух и на одном выдохе начать лаять сколько сможете (только не очень громко). Таким образом, вы сможете прогнать вора с территории (повторить 2-3 раза). -Пора поработать над правильностью речи. В тексте попадались сложные слова. Давайте разберём их. Прочитай слова сначала по слогам, а затем полностью я-ро-стно – яростно жа-ло-бно – жалобно -гне-вно - гневно при-па-да-я – припадая взъе-ро-ше-нный – взъерошенный по-спе-шно – поспешно -Кто мне скажет, что нужно делать, чтобы научиться читать текст выразительно? -Какие основные знаки препинания мы знаем, которые ставятся в конце предложения? -Давайте потренируемся. Один ученик читает предложение с карточки, другие должны угадать, какой знак препинания стоит в конце предложения, которое прочитали и поднять карточку с этим знаком. Сосед по парте в карточку не смотрит! (карточки раздаются по одному комплекту на парту). -Решение принимайте вместе. Определитесь, кто в вашей паре будет поднимать карточки. Предложения: - Сегодня хороший день? -Какая красивая игрушка! - Пришла зима. -У вас хорошее настроение? -Дети учатся в школе. - Молодцы! - Ну, ребята, перейдём к самому интересному. - Читать будет тот, к кому прыгнет котёнок. Не забывайте соблюдать знаки препинания. Физминутка | Смотрят видеоролик. Поднимают карточки. Зелёная карточка Зелёная карточка Красная карточка -Актрисой Красная карточка Зелёная карточка Красная карточка -В 1937 Зелёная карточка Зелёная карточка Красная карточка -Рыжий кот Зелёная карточка Красная карточка -Государственную премию Открывают учебник Слушают -Когда женщина заступилась за котёнка. Мне нравятся храбрые люди. -Как собака лает на котёнка. -Женщина. Её доброта. -Мы боялись, что с ним произойдёт что-то плохое. Разминка. Выполняют задание. -Нужно соблюдать знаки препинания. Интонацией показывать настроение героев. -Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. - ? - ! - . - ? - . - ! Читают текст. | Р.: контроль К.: управление поведением партнёра Р.: контроль П.: смысловое чтение | Видеоролик «Биография Осеевой В.А.» Сигнальные карточки Учебник по литературному чтению Презентация 9 слайд Карточки со знаками препинания (?, !, . ) Учебник по литературному чтению Игрушка «Котёнок» |
4.Проверка понимания нового материала | Игра | -Ребята, как вы думаете, что спрятано за разноцветными квадратиками? -Если вы правильно ответите на все вопросы квадратики исчезнут, и мы узнаем, что за ними находится. -На сколько вопросов вы должны ответить? -Начнём. Отвечает тот, к кому прыгнул котёнок. Вопросы Кто напал на котёнка? Что делала собака? Найдите в тексте. Каким автор описывает котёнка? Найдите в тексте. Кто наблюдал за этим и ничего не делал? Кто помог котёнку? Что сделала женщина? Найдите в тексте. Чему удивились мальчики? Как вы думаете, почему мальчики не помогли котёнку? Как надо было поступить? -Что же было спрятано за квадратиками? | -Рисунок. -На 8. -Собака - Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы - Маленький, взъерошенный. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. - Мальчишки. - Женщина. -Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчишкам: «Как вам не стыдно!» - Тому, что на них накричали. Не они ведь нападали на котёнка. -Из-за любопытства, может быть из-за плохого воспитания. Надо было прогнать собаку. -Рисунок из произведения «Собака яростно лаяла». | Р.: прогнозирование П.: умение искать нужную информацию в тексте П.: умение строить речевое высказывание в устной форме | Презентация Игрушка «Котёнок» 10 слайд |
5. Закрепление нового материала | Демонстрация слайдов презентации | - Ребята, что нужно для того, чтобы пересказать текст? -Сейчас вам нужно будет восстановить последовательность пунктов плана к произведению «Собака яростно лаяла». -Что было сначала? Что потом? План Собака яростно лаяла Котёнок жалобно мяукал Мальчики стояли рядом и ничего не делали Женщина отогнала собаку «Как вам не стыдно!» «Вот это и плохо!» -Кто попробует пересказать рассказ, опираясь на составленный план и иллюстрацию? | -Составить план Восстанавливают последовательность пунктов плана. Пересказывают рассказ | П.: анализ и синтез | Презентация 11 слайд 12 слайд |
6. Подведение итогов | | - С каким произведением мы познакомились сегодня? - Кто автор? Что вы запомнили из биографии Осеевой? -На ваших партах лежат линеечки, на которых написаны цифры от 1 до 5, закрасьте отметку, которую бы вы поставили себе за урок. -Сегодня очень активна на уроке была…, … верно отвечал на все вопросы, интересные предположения выдвигала …, справились с пересказом по плану и иллюстрации … . | -С произведением «Собака яростно лаяла» -Осеева В. Ответы детей. Оценивают свою работу на уроке. | Р.: самооценка | Оценочные линеечки |