Класс: 4
Номер урока и четверть: 1:1
Тема раздела: “Россия-Родина моя”.
Тема урока: «Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»».
Цель урока: – воспитание-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников на примере знакомства с творчеством С.В. Рахманинова.
Задачи - Образовательная:
Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, высказывать мнение о его содержании.
Знакомство с музыкальной мелодией, как средством музыкальной выразительности на примере концерта для фортепиано с оркестром № 3 С.В. Рахманинова
Знакомство с биографией и творчеством С.В. Рахманинова
Обогащение словаря музыкальных эмоций.
Воспитательная:
Воспитание умения работать в коллективе.
Воспитание уважения друг к другу.
Воспитания любви и интереса к музыке.
Развивающая:
Развитие музыкальной отзывчивости.
Развитие музыкальных способностей (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма)
Развитие творческого отношения к музыке.
Тип урока: Вводный
Музыкальный материал:
Музыкальное приветствие «Музыка здравствуй».
Фрагмент Чайковского симфония №4,
Фрагмент Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»
«Концерт №3 для фортепиано с оркестром» С.В. Рахманинова.
Музыкальная переменка. Чунга-чанга.
«Ты река ль, моя реченька» р.н.п.
«Песня о России» В. Локтев.
«Вокализ» С. Рахманинова
«Мы эту землю Родиной зовем» Ю. Чичкова
Методы: Прием новизны, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный.
Оборудование:
Инструмент-синтезатор;
магнитофон, колонки,
Наглядный материал-ноты мелодий Чайковского, Мусоргского, Рахманинова.
Портреты композиторов,
портрет А.В. Неждановой.
Ход урока.
1 этап. Организационный момент.
Музыкальное приветствие. Музыка здравствуй.
-Ребята расскажите о летних встречах с музыкой?
-Какие песни о России, о Родине помните из 3 класса?
Исполняем 1 песню по желанию учеников.
2 этап. Подготовка к новому материалу.
-Ребята, давайте прочитаем и подумаем над эпиграфом «Вся Россия проситься в песню…» как вы понимаете эти слова? (рассуждаем).
-Ребята, замечали ли вы, что среди песен, которые вы пели, одни назывались народными, а другие носили имя какого-нибудь композитора?
(Показываю ноты, и указываю, где пишется имя автора и композитора).
-А какое же различие между песнями народными и композиторскими?
Многие народные песни слагались в то далекое от нас время, когда музыке никого не учили, когда не было музыкальных инструментов, музыкальных школ. В то время песни сочиняли самоучки, любители петь и играть на музыкальных инструментах, которое тоже сочиняли сами. Народные песни не записывались, а передавались от поколения к поколению. Позже, когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни нотами, а авторы народных песен так и остались неизвестными.
-Ребята, какие народные песни вы знаете. (Вспоминают «Во поле береза стояла», «Ой блины», «Калинка» и т.д.)
Исполняем по желанию детей любую песню.
А композиторские песни сочиняли и сочиняются профессиональными музыкантами. Авторы этих песен сами их записывали и подписывали своими именами. Поэтому мы всегда знаем, кто сочинил стихи и музыку. (Показываю ноты, у нее есть автор, это композиторское произведение).
-Чтоб нам дальше окунуться в мир музыки и узнать что-то новое нам нужно узнать тему урока. Давайте с вами отгадаем кроссворд и откроем тему урока. (Отгадываем кроссворд)
3 этап. Изучение нового материала.
-Давайте вспомним, что такое мелодия? (ответ детей)
-Мелодия - последовательность звуков, которые образуют напев, песню.
-Музыка обладает своим особенным языком-языком звуков. У нее тоже есть свои выразительные средства. Главное из них- мелодия. Она является основой всякого музыкального произведения.
-Сегодня мы познакомимся с композитором, пианистом, дирижером С.В. Рахманиновым. (Показываю портрет).
- Родился под Новгородом, на родине былинного героя Садко. Также как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней. Ведь в 1917году в расцвете творческих сил он навсегда покинул Россию. Множество удивительных мелодий рассыпано в концертах, сюитах, прелюдиях и романсах С. Рахманинова. Многие из них, по выражению русского поэта А. Блока, звучат как «тихий гимн» красоте родной природы. Современники С. Рахманинова предполагали, что в концерте №3 для фортепиано с оркестром он использовал народную песню или церковную мелодию. Однако это не так. «Первая тема моего 3 концерта, - писал Рахманинов, - ни из народных, ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалось»! Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как ее поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это «пение» сопровождение. Вот и все!»)
(обращаю внимание детей на нотную запись рядом с портретом).
-Обратите внимание на нотную строчку. Это начало «Концерта №3 для фортепиано с оркестром» С.В. Рахманинова. Послушайте, как она звучит на фортепиано.
(исполняю строчку на фортепиано)
(Обращаем внимание на небольшой диапазон, постепенное движение, минорный лад, остановки на длинных звуках в конце фраз, на широту, певучесть.)
-Давайте пропоем ее на слог «лю» (пропеваем вместе на слог)
-Давайте с вами споем эту мелодию a`cappella - что это значит (без музыки. Поем)
-А теперь споем под аккомпанемент. Будьте внимательны, я буду играть только аккомпанемент, а вы поете мелодию. (Поем)
-Давайте сядем все как слушатели и прослушаем «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» Проследите за мелодией как она будет развиваться (Раздаю словарь эстетических эмоций)
Слушаем «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» С.В. Рахманинов
-главная мелодия звучит сначала у солиста – пианиста, а затем её «подхватывает» и «распевает» весь оркестр. Солист, соревнуясь с оркестром, в то же время согласует с ним свою игру. В этом – особенность жанра концерта.
-Какой характер у произведения? (ответ детей)
-А кто мне скажет, что такое концерт? (в переводе с латинского означает – состязаться, а с итальянского – согласие.)
-Ребята, давайте вспомним мелодии русских композиторов Чайковского «Симфония №4, 2 часть» и Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»
Вспоминаем, пропеваем мелодии
-Давайте сравним их с мелодией Рахманинова, что у них общего? (отвечают дети)
-Они похожи на народные? (делаем вывод, что все три мелодии интонационно схожие и похожи на народные).
Музыкальная переменка. Чунга-чанга.
-Сегодня мы познакомимся и разучим песню «Песня о России». Послушайте и скажите в чем сходство мелодии этой песни с мелодией концерта С. Рахманинова.
Слушаем, учим 1 куплет «Песня о России» В. Локтев.
(необходимо стремиться к кантилене, устремленности каждой фразы к кульминации, мягкому нефорсированному звучанию высоких звуков.)
-В вокальной музыке передать разнообразные чувства человека может не только пение со словами, но и пение без слов.
Слушаем «Вокализ» Рахманинова
Читаем текст на с. 12. (В мелодии-душе музыки-выражены самые сокровенные чувства, которые не всегда передаешь словами. Не случайно возникли произведения для пения без слов – вокализы. Слово это означает гласный звук, звучащий, поющий. Певческий голос можно назвать самым одухотворенным и совершенным музыкальным инструментом.
С. Рахманинов написал свой «Вокализ» для голоса и фортепиано и посвятил его А. Неждановой –великой русской певице, обладательнице чудесного сопрано. «Вы своим голосом и исполнением, -сказал он певце, - сможете выразить все лучшее и значительно больше, чем кто-нибудь словами».)
-Давайте с вами пропоем мелодию вокализа на слог «лё» следя по нотной записи.
-А теперь давайте вслушаемся в сопровождение. (Исполняем группами класса мелодию на воображаемых скрипках, подголосок – на виолончели, аккорды – на «немой» клавиатуре воображаемого пианино.) Слушаем «Вокализ» Рахманинова
-Какие чувства передает эта музыка? (печаль и радость, покой и взволнованность, тревога и умиротворение).
-В чём красота этого сочинения?
-В какой части «Вокализа» слышен диалог между голосом и фортепиано?
-Чем жанр вокализа отличается от жанров песни и романса?
Просматриваем портреты Неждановой и Рахманинова (одухотворенность, сосредоточенность на своём творчестве, погружённость в мир человеческих чувств и эмоций).
-Ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ «Русь», а вы мне скажите, какое по характеру произведение могло бы завершить этот рассказ. Читаем рассказ «Русь» (тетрадь с. 3) на фоне звучания I ч. Концерта № 3(ответы детей)
4 этап. Подведение итогов урока.
-С каким композитором вы сегодня познакомились?
-С каким его произведением вы познакомились?
-Что такое мелодия?
Что такое концерт?
-Что такое вокализ?
5 этап. Домашнее задание. Выполнить задания в тетради на развороте «Мелодия – душа музыки» (с. 4-5).