Тема: Экономика как наука.
План
2
Обществознание. Базовый уровень. 11 класс.
Конспект лекции №1
Тема: «Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики.
Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов»
Цели урока:
Записывается план урока на доске и в тетрадях:
1. Экономика как наука и хозяйство
2. Потребности и ресурсы
3. Главные вопросы экономики, выбор и альтернативная стоимость
4. Ограниченность ресурсов и производственные возможности
В тетрадях учащиеся записывают конспект по вопросам, обозначенным
в лекции. Примерная информация, которая должна быть отражена в
конспектах:
Вопрос 1. «Экономика как наука и хозяйство»
Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) - это
наука о ведении домашнего хозяйства.
Теоретическая часть
4
Экономика
Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) - это наука о ведении домашнего хозяйства. Система хозяйствования, обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами. Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
Субъект экономики – тот, кто осуществляет хозяйственную деятельность (домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство)
Объект экономики – хозяйственная деятельность человека по удовлетворению его потребностей
Экономика как система хозяйствования (общественного производства):
1. Экономическая деятельность – это производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.
производство (процесс создания экономических благ и услуг);
распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве);
обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт);
потребление (стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта).
2. Производство:
Материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание))
Нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т. д.)
Экономика как наука
основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей);
предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг);
В современной экономической теории используются два уровня анализа: микроэкономический и макроэкономический.
Микроэкономика (гр. mikros — малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство
Макроэкономика (гр. mak-ros — длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство
Экономика лежит в основе жизнедеятельности общества, каждого его члена и тесно связана с другими науками: социологией, культурологией, политологией, историей, правоведением.
Вопрос 2. «Потребности и ресурсы»
Конечной целью функционирования любой экономики является удовлетворение потребностей общества и индивида. Производство благ, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей, происходит в условиях ограниченности ресурсов, что порождает проблему выбора в экономике. Поэтому в экономической науке такие понятия, как экономические потребности, ресурсы, выбор являются базовыми экономическими понятиями.
Экономические потребности традиционно рассматриваются как недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Экономические потребности также можно определить как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.
Потребности – необходимость человека в чем-либо, обеспечивающая его существование
Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные – могут.
Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами
Одни из них имеются почти в неограниченных масштабах (воздух), другие – в ограниченном размере и называются экономическими благами (вещи, услуги).
Экономические блага делятся на:
долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.д.);
взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы). К субститутам относят многие потребительские товары и производственные ресурсы, услуги транспорта (поезд – самолет – автомобиль), сферы досуга (кино-театр-цирк);
настоящие и будущие;
прямые (потребительские) и косвенные (производственные).
Человек как биосоциальное существо находится в постоянном развитии и в ходе общения у него формируются новые желания.
В экономическом смысле человек обладает неограниченными потребностями в материальных благах и услугах.
Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов
Вопрос 3. «Главные вопросы экономики, выбор и альтернативная стоимость»
Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов порождает проблему экономического выбора – выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах
(Пример: вам необходимо уехать в Москву. Вы можете поехать поездом 8 часов за 200 рублей, либо самолетом 2 часа за 350 рублей. В зависимости от того сколько денежных средств у вас имеется и как быстро вам необходимо оказаться в Москве, вы выберете лучший для вас вариант).
Перед каждым человеком, фирмой и государством в целом возникают проблемы: что, как и для кого производить. Три основных вопроса экономики:
1. Что должно производиться - т.е. какие товары и в каком количестве;
2. Как будут производиться товары, т.е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть воспроизведены;
3. Для кого предназначаются товары, т.е. кто должен потреблять товары и извлекать из них пользу.
)
В экономической теории предполагается, что хозяйствующий субъект стремится к максимизации: потребитель – удовлетворения своих потребностей, фирма – прибыли, государство – уровня народного благосостояния.
В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от другого. Рациональный человек должен не только подсчитать будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей.
Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (пожертвовать), называются альтернативными издержками, издержками упущенных возможностей (неполученный доход) (учащиеся записывают определение в тетради).
Пример: выпускник школы выбрал учёбу в институте вместо работы. Значит, в данном случае альтернативной стоимостью будет работа. Студент платит за обучение 45$ в месяц. Если бы он пошёл на работу, то получал бы 100$ в месяц. Какова альтернативная стоимость и упущенная выгода выбора студента? (альтернативная стоимость – это величина зарплаты, которую не получит студент, т.е. 100$ в месяц; упущенная выгода равна 100 + 45 = 145$).
Вопрос 4. «Ограниченность ресурсов и производственные возможности»
Ресурсы — это элементы, которыми потенциально обладает человек. Одна часть из них имеется в неограниченном количестве (их невозможно подсчитать) и не используется в производстве (например, воздух, вода мирового океана и др.). Такие ресурсы считают не экономическими. Другая часть ресурсов используется в производстве и имеется в определенном, ограниченном количестве (например, нефть, газ, оборудование и т.д). Такие ресурсы называют экономическими.
Экономические ресурсы – это средства, которые используются для производства экономических благ и имеются в ограниченном количестве (учащиеся записывают определение в тетради).
домашнее задание:
Учить основные термины и понятия по теме.
найти классификацию потребностей и их представителей (классификация потребностей по Маслоу) и продемонстрировать.
Учебник параграф 1-2 читать(во втором параграфе читать только первый пункт)
Система хозяйствования,
обеспечивающая общество матери-
альными и нематериальными
благами.
Наука, которая исследует, как
люди в условиях ограниченности
ресурсов удовлетворяют постоянно
растущие потребности Субъект экономики – тот, кто осуществляет хозяйственную деятельность
(домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство) (учащиеся записывают
определение в тетради).
Объект экономики – хозяйственная деятельность человека по удовлетворению
его потребностей (учащиеся записывают определение в тетради).
Экономика как система хозяйствования (общественного производства):
4