1. Организационный момент. Учитель: Что в гору не вкатить, В решете не удержать И в руках не унести? Учитель: Правильно! Вода – это полезное ископаемое. Как вы думаете, ребята, много ли воды на земле? Давайте посмотрим на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро его вращать, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что это краски на нём больше всего., больше. чем белой, зелёной, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша. На доске иллюстрации: Водопад в Крыму. Туман в низине. Лёд и снег на берегу водоема. Учитель: Что объединяет эти три иллюстрации? Учитель: Все верно! Вода может иметь три состояния: твердое жидкое газообразное. Учитель: От чего зависит различное состояние воды? Учитель: Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? Учитель: При какой температуре вода из жидкого состояния переходит в твердое? Учитель: Молодцы ребята! Вы уже знаете, что при охлаждении вода сжимается. Казалось бы, превращаясь в лед, она должна особенно сильно сжиматься. На самом деле происходит всё наоборот превращаясь в лед вода расширяется. Из-за этого могут лопнуть зимой водопроводные трубы. Вода в них замерзает и может так сильно давить на трубы, что они разрываются. Если положить бутылку с газированной воды в морозильную камеру, пытаясь ее охладить, то бутылка может лопнуть, т.к. превращаясь в лед, вода расширяется и ей становится мало места в бутылке. Учитель: Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? Учитель: Потерли тряпкой доску. Уже через несколько минут она стала сухой. Вода с нее испарилась и превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. Учитель: А что значит вода для всего живого, для вас? 2. Практическая работа. Учитель: Какова форма воды? Учитель: Давайте выполним опыт. - Опусти шарик в стакан с водой. Изменилась ли его форма? - Сравни форму воды в своём стакане с водой у учителя. - Что можно сказать о форме воды? - Какой ты сделаешь вывод о форме воды? - Достань из конверта с надписью «Ключ» полоску № 1. Прочти вывод: «Вода не имеет формы» Учитель: Какого цвета вода? Учитель: На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода синяя? Голубая? Серая? Зелёная? Жёлтая? Красная? Белая? Учитель: Как мы с вами видим, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды? Проверь свой вывод по «ключу» (№ 2). Вода бесцветна Учитель: Какова прозрачность воды? Учитель: Подумайте, как можно проверить прозрачность воды. Какой можно поставить опыт? Учитель: Давайте определим прозрачность воды. Какой вы сделали вывод? Учитель: Каков вкус воды? Учитель: Знаете ли вы вкус соли? Сахара? Лимона? Можно ли назвать воду сладкой, солёной, кислой, горькой? Ни один из знакомых тебе вкусов нельзя отнести к воде. Сделай вывод о вкусе воды. Учитель: Достань из «ключа» вывод № 4 и прочти его. Учитель: Отлично! Сделали правильный вывод. Учитель: Каков запах воды? Учитель: Когда мама печёт пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. Учитель: А чем пахнет вода? Понюхай её и сделай вывод. Сравни свой вывод с выводом «ключа» № 5. Учитель: Знание этого свойства воды и её бесцветность помогут вам избежать употребления в пищу воды, которая имеет какой-то привкус или оттенок по цвету. Такая вода нанесёт вред вашему организму. Учитель: Сейчас в ваши стаканы с водой я насыплю несколько кристаллов. Наблюдайте, что будет происходить. Учитель: Какого цвета была вода в ваших стаканах сначала? Учитель: А какого цвета стала теперь? Учитель: О чём это говорит? Учитель: Таким образом, мы получили вещество, нужное человеку для опрыскивания кустов от вредителей. Это вещество растворилось у вас полностью. Учитель: А теперь я добавлю в другой стакан с водой толчёный мел. Размешайте. Что вы заметили? Учитель: Какой же вывод мы можем сделать? Проверь свой вывод по «ключу» № 6. Учитель: Вода универсальный растворитель. Растворяет почти всё. Даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Учитель: Можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка? Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр. Фильтр – это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Учитель: Возьмите из лотка бумажный круг. Сложите пополам и ещё раз пополам. Какая это часть круга? Учитель: Сколько таких долей в круге? Учитель: Определите три четвёртых части в одну сторону, а одну часть – в другую. Так вставьте в воронку. По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте её на прозрачность. Нерастворённые вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. 3. Закрепление урока. Учитель: Как очищается вода в природе? Учитель: О каких ещё свойствах воды вы узнали сегодня на уроке? Учитель: Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А какая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для здоровья человека. Поэтому воду – наше главное богатств – её надо беречь! |