СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему природному миру "Сравнение растений. Части растений."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 3 классе СКОШИ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему природному миру "Сравнение растений. Части растений."»

Сравнение растений. Части растений

Автор: Соктоева Майя Шагдаржаповна

Организация: ГБОУ «Закаменская СКОШИ»

Населенный пункт: Республика Бурятия, город Закаменск

Класс: 3

Программа: Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22.12.2015 года по предмету «Мир природы и человека» ориентирована на учебник: Мир природы и человека. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы. В 2 ч. Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.П.Попова, Т.О.Куртова. – 2–е изд.- М.: "Просвещение", 2019.

Тема урока: Сравнение растений. Части растений.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о делении растений на группы: деревья, кустарники, травы, об отличительных признаках этих групп и частей растений.

Задачи: Образовательные задачи:

- обобщить знания учащихся о неживой природе;

- познакомить учащихся с группами и частями растений: деревья, кустарники, травы.

Развивающие задачи:

- развивать представления учащихся о явлениях живой природы;

- развивать умение учащихся выделять в явлении основной признак и умение классифицировать явления по признакам.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь и бережное отношение к растениям; уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны, признательность за их жертвы во имя мира на нашей Земле.

Планируемые результаты:

Предметные: учить детей приводить примеры названий деревьев, кустарников и травянистых растений; научить выделять во внешнем строении растений признаки, указывающие на принадлежность к той или иной группе, а также частей растений.

Личностные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; учить детей ценить мир и осознавать свою роль в сохранении мира на Земле.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать свои результаты.

Познавательные: осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные:

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; отвечать на вопросы других;

- осуществлять совместную деятельность в группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Средства обучения: презентация, проектор, компьютер, учебник, рабочая тетрадь, модели, гербарий.

Методы:
• по источникам знаний: 
словесные, наглядные;
• по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, фронтальный опрос;
• относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, проектная деятельность.

Организация деятельности учащихся на уроке:
- самостоятельно решают проблему, определяют тему, цели урока;
- работают с алгоритмом при выполнении заданий;
- проектная деятельность;
- отвечают на вопросы;
- решают самостоятельно задачи;
- оценивают себя и друг друга;
- рефлексируют.

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Виды заданий

Деятельность педагога

Деятельность ученика

Универсальные действия

  1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока.

 

Включение в деловой ритм и игровую деятельность.

Добрый день! Всем добрый день!
И работать нам не лень,
Мы друг к другу повернемся
И друг другу улыбнемся.
Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать только лишь оценку “5.”

Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями? Так давайте же будем трудиться все вместе и дружно.

Организация рабочего места под руководством учителя; эмоциональный настрой;

проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу.

 

Проверяют готовность рабочего места.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Повторение пройденного– проверка домашнего задания.

О чем мы говорили на прошлом уроке? Какую изучали тему? Что мы умеем делать?

Давайте, подуем на ладошки и сделаем сначала ветер холодный, а затем теплый.

Если “ветерок” холодный, “зимний”, значит звук [с] произносится правильно. Сделаем «улыбочку». При произнесении звука [ш] “ветерок” тёплый, “летний”, ладошки греются. Сделаем губы «трубочкой».

Как нам известно, природа разделена на живую и неживую.

До сих пор мы говорили о мире неживой природы. Давайте вспомним, что относится к ней.

Игры первого этапа, направленные на формирование диафрагмального дыхания. Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков.

Говорили о ветре.

Можем сделать ветер.

 

 

 

 

Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения.

 

 

 

 

К этому миру относится Солнце, Земля, воздух и вода и, конечно же, ветер.

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

3. Вступительная часть.

- А сегодня на уроке мы будем говорить о живой природе. А чтобы узнать тему урока, я вам предлагаю игру «Угадай - ка». У каждого на столе лежат картинки. Вы должны произнести что изображено и прикрепить на доске.

- К какой группе относятся все отгадки? К живой или неживой природе?

- Кто лишний и почему?

- Убираем ёжика и остаются……?

Настраивает учащихся на учебную деятельность

 

 

(мак, брусника, мать-мачеха, ель, лещина, роза, крапива, клевер, сирень, лютик, клен, дуб, рябина, калина, берёза, ёжик)

Настраиваются на работу на уроке.

 

 

 

Озвучивают предметы и вывешивают картинки.

- Живая природа.

- Ёжик.

- Растения.

Мотивация учебной деятельности учащихся

 

 

 

 

4. Тема и цель урока.

1. Обсуждение затруднения.

2. Определение

темы и целей урока.

 

Вот мы и угадали название темы урока «Растения».

- Правильно.

-Что является главной задачей урока?

-Можете ли вы распределить растения на группы, опираясь на уже имеющиеся знания?

“Почему возникли затруднения?”,

“Чего мы ещё не знаем?”

Сегодня мы будем знакомиться с растениями, узнаем много интересного о них, узнаем, чем они похожи и как отличаются друг от друга. А так же из каких частей они состоят.

Запись темы на доске.

 

 

 

Знакомиться с растениями.

Нет.

Узнать:

  • группы растений;

  • отличительные и схожие особенности;

  • название растений разных групп.

Дети записывают в тетрадь тему урока.

Коммуникативные:

высказывают свои предположения, выражают свои мысли.

Регулятивные:

совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

5. Новая тема.

5.1 Сравнение растений, нахождение отличий.

-Посмотрите внимательно, на какие группы можно разделить растения?

- Все растения делятся на сколько групп?

- Как они называются?

- Почему их разделили на 3 группы?

- Чем они отличаются друг от друга? Выше, ниже, у самой земли.

 

 

Давайте, посмотрим ролик про растения.

Работа с карточками на доске.

Работа по слайдам 1-4.

 

 

  

   

 

 

Просмотр ролика про разновидность растений.

И слайд 5

Учащиеся делят растения на три группы: деревья, кустарники, травы.

Дерево имеет один крепкий ствол, от которого отходят боковые ветки. Он покрыт корой. Кустарники имеют несколько тонких стволов. Тоже покрыты корой. Мы хорошо знаем такие кустарники как сирень, смородина, малина, шиповник и многие другие. У трав есть стебель. Некоторые травы имеют достаточно крепкий стебель. В основном стебли мягкие и гибкие. Коры нет.

Учащиеся делают вывод.

Планируемый результат: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств.

5.2 Сравнение растений, сходство растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Растения бывают самые разные, но у них есть несколько общих свойств. А теперь найдем общее между растениями.

Во – первых, все живое движется. Не обязательно летает или быстро бегает, а хотя бы просто шевелит листочками, как дерево. Во – вторых, все живое питается. Потому что для поддержания жизни организма нужна пища. В – третьих, все живое растет и развивается. В – четвертых, организмы, к сожалению, стареют и умирают. А в – пятых, они, к счастью, размножаются. Поэтому и не кончается жизнь на Земле.

Т.е. сделаем вывод: Растения- это…

Растения можно увидеть везде. Есть такое выражение «Растения – это зеленая одежда Земли». Везде есть растения: и в лесу, и на полях, и в безводных пустынях, и в горах, и в морях и озерах.

1. Постановка познавательного вопроса.

Беседа с элементами рассказа учителя, презентация.

слайд 5

    1. Движется.

    2. Питается.

    3. Развивается.

    4. Стареют и умирают.

    5. Размножаются.

На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке.

 

 

 

 

 

 

Растения- живые существа, которые дышат, размножаются, растут и развиваются.

Личностные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;

Регулятивные:

осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте;

Познавательные:

формулировать собственное мнение и позицию;

Коммуникативные:

умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).

6. Первичное закрепление полученных знаний.

Цель: усвоение нового материала.

 

Выполним задание. Распределим растения по группам.

На экране задание 2.

Учитель помогает детям распределить на группы растения, отслеживает понимание информации и осуществляет контроль за выполнением задания.

Выполняют задание на слайдах. Делают выводы.

 

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в группах.

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы, делать выводы.

7.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Направлена на снятие или предупреждение физической и эмоциональной усталости.

Релаксация

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

 

Выполняют упражнения.

Профилактика утомления, психоэмоциональная разрядка.

8. Проект «Гвоздика- символ Победы».

А сейчас послушаем стихотворение и рассказ, которые подготовили наши одноклассники: Г. Наташа, Г. Андрей и А. Сергей.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

А теперь к какой группе растений мы отнесем гвоздику?

Слайды 6-9

Стихи Л. Ошанина

Взгляни, мой друг,

земля в расцвете. Живет, живет цветок огня

- Тот, что дороже всех на свете

И для тебя, и для меня.

Как весть мечты,

как знак свободы

Друзей к друзьям она звала.

И сквозь расстрелянные годы

Улыбкой ленинской прошла.

В тылу врага, под душным небом,

Когда ждала повсюду смерть

- Кругом штыки, цветок под снегом,

– Лишь можно было тихо спеть…

Любовь, и смерть, и кровь, и пламя

Переплелись в цветке отцов.

И вместе с нами, вместе с нами

Он в добрый, в трудный путь готов.

Л. Ошанин

Рассказ учащихся:

История цветка, который считается «мужским» и является символом отваги, храбрости и победы, началась ещё в третьем веке до нашей эры. Именно тогда древнегреческий философ Теофраст, основатель ботаники и географии растений, даёт подробное описание, гвоздику «цветком Зевса». Издревле в мире встречались различные виды гвоздик, но одно свойство объединяло их: гвоздика чаще, чем другие цветы, считалась талисманом и охранителем.

В древнем Риме гвоздики были известны как цветы для победителей. Во Франции гвоздики вручали своим мужьям, отправляющимся на войну и приговаривали «Я люблю тебя, возвращайся с победой!». Гвоздика стала считаться символом борцов погибших во имя идеи, символом революционной страсти, преданности революции. Лента почетного ордена Французского легиона также имеет цвета красной гвоздики. Именно Наполеоновские солдаты признавали красную гвоздику талисманом, вызывающую храбрость на поле боя. К нам же красная гвоздика перекочевала уже
как символ мужества и торжества правого дела. Она символизирует свободу, честь, верность и пролитую кровь. Это цветок солдата победителя. Гвоздика - декоративное растение, с мужественным внешним видом. Преподнесение такого цветка ветерану, это проявление уважения и признания его храбрым и сильным человеком, что для наших немногочисленных ветеранов, значит гораздо больше, чем мы себе можем это представить. На Могилу Неизвестного Солдата обычно приносятдве или четыре алые гвоздики в знак скорби и благодарности. Ветеранам обычно дарят пять-семь цветков гвоздики, но намного красивее и праздничнее выглядит букет из нескольких десятков этих нежных, как будто махровых бутонов. Вот такой он цветок - гвоздика! Цветок Победы! Цветок Победителя!

Травы.

Регулятивные: планировать свои действия, оценивать свои результаты.

Познавательные: осуществлять операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные:

использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания;

- осуществлять совместную деятельность в группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

 

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону «Сходство растений».

Цель:

каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет;

тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы;

повторение знаний об охране природы.

 

 

Исследование в малых группах

- Если присмотреться к растениям внимательно, то можно заметить, что они состоят из разных частей.

- Ребята, на столах у вас лежат фотографии, гербарии представителей растений. Вы должны определить, из каких частей состоит каждое представленное вам растение.

Эти части называются органами, и всего их 5:

  1. Корень

  2. Стебель

  3. Лист

  4. Цветок

  5. Плод с семенами

Корень находится в земле. Его почти не видно. Но без него растение никак не может жить. Корень удерживает растение в земле. Причем удерживает очень прочно – попробуй выдернуть из земли с корнем не то что сосну или березу, а хотя бы крошечный кустик. Сразу вспомнишь давно, казалось бы, забытую сказку про репку. В почве находится большое количество корней. Корни деревьев живут долго – от 50 до 500 лет, кустарников – от 10 до 20 лет, а трав от года до 20 лет. Корни растут в течение всей жизни растения. Чем больше растение, тем больше корень.

Стебель придает растению форму. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня. По стеблю обычно определяют возраст растения. Листья есть у каждого растения. Через листья получают из воздуха углекислый газ. А при этом листья наполняют воздух кислородом, без которого мы не можем жить.

Цветок тоже очень нужен растениям. У цветка обычно красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Потому что насекомые слетаются на сладкий нектар сначала с одного цветка, потом другого, и при этом они переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опыленных цветков образуются плоды с семенами.

Плод - это, что люди ценят больше всего в растениях. Плоды бывают вкусные и очень вкусные. Яблоки, груши, сливы, персики и абрикосы – все это, да и многое другое – плоды. И внутри этих плодов обычно бывают семечки или косточки. Это семена растений. Из них вырастают новые растения. Но для этого семена должны попасть в землю. Каждое растение решает эту проблему по – своему.

Еще раз повторим, какие части есть у растений?

Дифференцированная самостоятельная работа. Выбирает уровень по своим «силам».

Взаимопроверка с пошаговым сравнением с эталоном.

Слайды 9 - 14

Составление плана работы.

1.Рассмотреть гербарий, фотографии.

2.Отметить, какие части (органы) имеют растения - представители этой группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

В том, как дети выполняют простое задание. Видны первые результаты работы учителя развивающего обучения- дети дают правильные ответы. Выражают и обосновывают свое несогласие с ответом одноклассников. В ходе этого этапа урока развиваются мотивация к учёбе, интерес к новому учебному материалу. Способность к самооценке

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

Познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке, формулировать своё мнение.

10.Включение в систему знаний и повторение

(если останется время).

Нужно заполнить рабочие листы «Разнообразие растений». Можете взять любое растение и сделать записи (Из приложения).

Для чего нужны растения?

Разукрасить гвоздику или растения.

Учитель осуществляет контроль за выполнением задания.

Самостоятельная работа.

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (в учебнике).

  1. Рефлексия деятельности

Цель:

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей работы и работы всего класса.

 

Вам было интересно?

Что было самым интересным?

Что нового для себя вы узнали?

Что полезного для себя вы узнали на уроке?

Кто остался доволен своим результатом?

Что было самым трудным?

Что помогало вам справиться с заданиями?

  • помогли вам полученные знания на уроке в дальнейшем? Выставление отметок за работу на уроке. Мне хотелось услышать ваше мнение. Кто из класса был самым активным?

Какую оценку он заслужил?

Слайд 15

ОБУЧАЮЩИМИСЯ проводится:

  • самооценка своих результатов

  • оценка деятельности группы

  • «Жестом» показывают своё отношение к занятию и изучаемой теме.

  • Дети показывают солнце или тучу.

Личностные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль, оценивать свои действия, понимать значение знаний для человека и принимать его.

  1. Домашнее задание

Творческое домашнее задание: повторить, что такое растение и подготовить доклад о любой группе растений (возможна работа в парах).

Вот и кончился урок,

Он пошёл, надеюсь, впрок.

 

 

 

Используемая литература:

  1. Учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение", 2019

  2. 2.Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007. 3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.

  3. 4. Наглядные пособия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!