СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету начальной школы с использованием интерактивных средств. Русский язык "Синонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету начальной школы с использованием интерактивных средств. Русский язык "Синонимы"»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент



2.Минутка чистописания

-Начнём урок с минутки чистописания.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классную работу. Сегодня 17 октября.

- Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах:

Сойка, светит, слетел.

-Что вы знаете об этом звуке?


-Какой звук является парным по звонкости?

-Какой буквой на письме обозначается звук [ с ]?

-Правильно, ребята, сегодня мы с вами будем совершенствовать навык письма строчной буквы с.

- Откройте ваши тетради.


-Ребята, внимательно посмотрите на слайд.

- Что записано на строке?

- В какой последовательности даны элементы?





- Посмотрите на первый элемент. Как вы думаете, какое тут будет соединение? 

- Теперь посмотрите на второй элемент. Обратите внимание на сочетание буквы «с» с элементом удлиненная прямая с петлей
- Как вы думаете, какое соединение у буквы «с» с данной прямой? 

- Ребята, а теперь посмотрите на последний элемент, на слог «со»
-Как вы считаете, какое соединение у данного слога?


Запишите в строчку цепочку элементов, соблюдая соединения. Пропишите цепочки до конца строчки, продолжив закономерность.



-Молодцы, ребята! Теперь посмотрите на слайд, прочтите эти слова.

- Кто такая сойка?

-Молодцы!

-Как вы думаете, что может светить?

-Хорошо, давайте придумаем предложения со словом слетел (2-3 предложения от учащихся)

-Молодцы!







-Что общего в словах?

-Где в словах находится буква с?

-Какое соединение буквы с с последующими буквами?




-Верно! Теперь запишите их в тетрадь.






-Звук [ с ]

-Этот звук глухой, парный и твёрдый.

-Звук [ з ]

-Буквой «С»


Работа в тетрадях.




-Элементы с буквой «с».

- Три строчные буквы «с», затем строчная буква «с» с удлиненной прямой с петлёй и слог «со».


-Среднее соединение.




-Среднее соединение.




-Верхнее соединение.












-Сой-ка; све-тит; сле-тел.


-Пёстрая лесная птица из отряда воробьиных.

-Солнце, фары, луна, фонарь.


-С его головы слетела шляпа

-Но попугай успел слететь с люстры и подхватить букетик на лету.

-С дерева слетела огромная птица размером с девочек.


-Все эти слова начинаются на букву «с». Слова имеют 2 слога.

-В данных слова буква «с» находится в начале слова.

- Со- верхнее соединение

Св- верхнее соединение

Сл- нижнее соединение


3.Словарная работа



















































а) предъявление нового слова учащимся













Работа над слуховым образом словарного слова








Предъявление слова с окошком






Работа над зрительным образом словарного слова





Орфографическое проговаривание. Запись слова с выделением орфограммы.


Введение нового слова в активный словарь детей



-Ребята, перед тем как познакомиться с новым словарным словом. Давайте с вами вспомним те слова, которые мы уже знаем.

С новой строки запишите слово Словарь:

-Ребята, посмотрите на слайд










-Ребята, давайте произнесём слово яблоко и определим ударный слог.

-Где можно допустить ошибку? Почему?





-Молодцы. Что изображено на 2 картинке?

-Давайте произнесём слово и определим ударный слог. Где можно допустить ошибку и почему?

-Молодцы, правильно!






-Посмотрите на слайд, что на нём изображено?

-Правильно. Давайте произнесём слово и определим ударный слог. Где можно допустить ошибку и почему?

-Молодцы, правильно!




-Ребята, теперь запишите эти слова в одну линию и подчеркните безударную гласную, которую мы не можем проверить. Первое слово с красной строки.



-Дунул ветерок немножко
В серебристые ладошки,
Задрожала ими сильно
Боязливая …


-Ребята, что такое осина?


-Верно ребята. Это словарное слово. Давайте проговорим это слово вместе.


-Давайте произнесём и определим ударный слог

-Какой слог ударный?


-Ребята, как вы думаете, где в этом слове можно сделать ошибку? Почему вы так решили?

-Ребята, посмотрите на экран.


сина



- Произнесите слово, какой первый звук мы слышим (произносим)?

-А теперь давайте узнаем, какую букву мы должны писать в слове «осина». Для этого откройте орфографический словарь (или словарь в конце учебника). Кто нашел это слово? Какую букву мы должны писать в этом слове?


Оси`на



- Ребята, давайте проговорим это слово по слогам вслух так, как будем его писать.

-Запишем это слово в словарь (ставим запятую после последнего слова лопата и записываем новое слово осина)


-Ребята, попробуем подобрать однокоренные слова к слову «осина»

Для того чтобы нам справиться с этой задачей, я задам вам несколько вопросов. Слушаем внимательно.

- Как назвать маленькую осину? (осинка)
-Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)

-Как называется лес, в котором растут осины? (осинник)

-Как называются грибы, которые растут под осиной? (подосиновик)






-Молодцы, давайте попробуем составить предложения со словом «осина».







-яблоко, берёза, лопата.

















-Яяяяяблоко.


-Во втором слоге. Потому что это безударная гласная и мы не можем её проверить, это словарное слово.

-Лопата.

-Лопааааата. Второй слог ударный. Ошибку можно допустить в первом слоге, потому что это безударная гласная и мы не можем её проверить, это словарное слово.


-Берёза.


-Второй слог ударный. Ошибку можно допустить в первом слоге, потому что это безударная гласная и мы не можем её проверить, это словарное слово.








-Осина


-Лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой.









-Дети проговаривают вместе с учителем слово осина



- Осиииииина.

-Второй слог ударный.


-В первом слоге. Так как гласная в этом слоге безударная и мы не можем её проверить.




- Мы произносим звук [а].



-Букву «о»







-О-си-на







-Осинник, осиновый, подосиновик, осинка.















-Дети составляют предложения, например:

В нашем парке росли только осины и березы.

В детстве мы всегда собирались возле старой осины.

4.Актуализация знаний учащихся













-Ребята, посмотрите на доску и определите, сколько записано предложений.


Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.



-Какие предложения вы выделили?






-Молодцы! Теперь подчеркните в 1 предложении подлежащее и сказуемое.

-Какое слово употреблено здесь в переносном значении?

- Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»?

-Что общего у этих слов?

- А кто знает, как называются эти слова?

-Хорошо. Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о словах с близким значением. Откройте учебник на станице 52 и прочитайте тему урока.

-А вы знаете, что такое синонимы? Вы слышали такое слово?

Как вы думаете, что сегодня будем делать на уроке?

-Верно, молодцы.


- Три предложения.







-Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.

Дети по очереди выходят к доске и корректируют запись.

-Пришла осень.

-Пришла.

- Наступила, настала, началась.

- Слова с близким значением.
Дети думают, предлагают варианты.




-Нет, не знаем.

- Узнаем, что такое синонимы, будем учиться находить их в тексте.

5. Открытие нового знания



Наблюдение над языковым материалом
















Самостоятельная формулировка правила


Работа с формулировкой правила






















Закрепление в практической работе способа действия, описанного в правиле









Упражнения на этапе первичного закрепления.












-Ребята, у вас на столах лежит карточка №1. Из 1 и 2 столбца найдите пары слов, которые можно назвать близкими по значению.


-Чем отличаются эти слова?

-А что общего вы заметили в этих словах?


-Ребята, давайте выполним упражнение 66 на странице 52.

Прочитайте текст и найдите в предложении слова, которые обозначают одно и тоже: источник, текущий из глубины земли.

-Ребята, эти слова одинаково или по-разному произносятся?




-Ребята, давайте с вами скажем, что же такое синонимы?




-А теперь давайте прочитаем правило в учебнике, на странице 52.


B языке есть слова, которые произносятся по-разному, a
по смыслу одинаковые или
очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться.
Такие слова называются синонимами


-Верно. Ребята, прочитайте правило ещё раз внимательно,

-Какие слова называются синонимами?




-Ребята, а сейчас еще раз внимательно прочитайте правило и попробуйте рассказать его своему соседу по парте. А затем кто-нибудь перескажет правило.

-Ребята, обратите внимание в учебнике на странице 141 помещён словарь близких по значению слов- словарь синонимов.

-Ребята, прочитайте слова про себя. Найдите синоним слова крошечный.

-Найдите синоним слова размышлять.

-Найдите синоним слова фиолетовый.



-Давайте закрепим изученное правило. На доске слова, попробуйте найти составить из них пары слов близких по значению. Какие это слова?
воин, знаменитый, крепкий, оборонять, носиться, трудиться, смелый, солдат, прочный, защищать, гигантский, обманывать, бегать, храбрый, буря, работать, большой, известный, лгать, ураган.









-Откройте учебник на странице 53 упражнение № 63. Прочитайте каждый ряд синонимов.


-Объясните в чём сходство синонимов в каждом ряду слов. Давайте объясним первый ряд вместе.

-Ребята, прочитайте 2 ряд? Давайте объясним в чём сходство данных синонимов.

-Ребята, давайте прочитаем 3 ряд. В чём сходство данных синонимов?

-Давайте прочитаем крайний ряд. В чём сходство этих синонимов?





-Ребята, у вас на столах есть карточки №2. Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, которое не подходит по смыслу.
а) огонь, осень, пламя;
б) алфавит, чистописание, азбука;
в) идти, спать, шагать;
г) бросать, кидать, прыгать; д) буря, дождь, ураган.


-Молодцы, ребята! Теперь возьмите карточку №3. Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так,чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА

Работа - 3...

Родник - И...

Холод - М...

Деятельный - А...




-Мороз - холод
пламя - огонь
печаль - грусть
блестеть - сверкать
шалун - озорник
лягушка - квакушка
золотой – желтый


-Произносятся по-разному.


-Эти слова одинаковые по смыслу.


-Родник, ключ.


-Произносятся по-разному.




- Синонимы - это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые и очень близкие.




-Чтение правила учащимися.






-Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые.



















-Маленький.


-Думать.

-Лиловый.





-Слова-синонимы.

-Воин - солдат
знаменитый - известный
крепкий - прочный
оборонять - защищать
носиться - бегать
трудиться - работать
смелый - храбрый
гигантский - большой
обманывать - лгать
буря - ураган



Перечисляют ряд синонимов.


-Родина, Отчизна, Отечество.

Родная земля, место где родился.

- Мир, дружба, согласие.

-Говорится о дружеских отношениях.

-Ловкий, шустрый, юркий.

- Говорится о быстроте.

-Разговаривать, беседовать, общаться. Говорить о чём-либо.



-осень

-чистописание

-спать

-прыгать

-дождь




-Занятие, источник, мороз, активный.

6.Обобщающая беседа



-Ребята, с какими словами мы сегодня познакомились?

-Что такое синонимы?




-Как произносятся синонимы?

-А какие они по смыслу?

-Приведите примеры синонимов.



-Ребята, с каким новым словарным словом мы с вами познакомились?


- Где в этом слове можно допустить ошибку.


-Молодцы!

-С синонимами.

-Синонимы- это слова близкие про значению, но разные по произношению.


-По-разному.

-Одинаковые.

-Горячий – тёплый

-Большой - огромный

-Радостный – высёлый

-Осина.



- В первом слоге. Так как гласная в этом слоге безударная и мы не можем её проверить.


7.Рефлексия

-Какова была цель урока?


-Достигли ли мы цели урока?



Ребята, пожалуйста продолжите фразы

1.​Мне было интересно….

2.​Было трудно….

3.​Я понял, что….

4.​У меня получилось….






- Молодцы, ребята. На улице уже осень и листья начинают желтеть. Поэтому если вы поняли тему урока. Вам было интересно и вам всё понравилось, прицепите на наше дерево жёлтый листочек. Ну, а если у вас возникли проблемы или вам было что-то непонятно, то повесьте на наше дерево зелёный листочек .

-Узнать, что же такое синонимы.

-Я думаю, что да. Мы узнали, что такое синонимы, смогли подобрать их к другим словам.


1.Мне было интересно искать синонимы к словам, работать со словарём синонимов.

2. Было трудно…

3. Я понял, что синонимы- это слова близкие по значению, но разные по произношению.

4. У меня получилось подобрать синонимы ко всем словам на уроке, поработать со словарём синонимов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!