СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку, 6 класс. Тема урока "Сжатое изложение. Витькина гайка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока содержит материалы по организации самостоятельной работы учащихся по написанию сжатого изложения.  В первой части даются необходимые теоретические сведения и разбираются приемы сжатия текста.  Практическая часть содержит конкретные задания  по написанию сжатого изложения.  В случае необходимости, обучающиеся  с низким уровнем подготовки могут воспользоваться подсказками, которые помогут им успешно справиться с работой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку, 6 класс. Тема урока "Сжатое изложение. Витькина гайка"»

Русский язык

6 класс

Тема урока «Сжатое изложение «Витькина гайка»

Цель урока

Развитие навыков письменной речи, обучение приемам сжатия текста, формирование представления о написании сжатого изложения.

Тип урока: урок самостоятельного приобретения знаний по развитию речи.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

уметь создавать сжатый текст в устной и письменной форме;

знать приемы сжатия текста и уметь ими пользоваться

Метапредметные:

умение извлекать информацию, применять её на практике;

развитие умений по извлечению и применению нужной информации,;

планирование собственной деятельности;

развитие навыков выделения главного в тексте и пересказа.

Личностные:

знание и соблюдение правил этикета, понимание их значимости; оценка собственной деятельности.

Используемые образовательные технологии:

Информационно- коммуникационные

Здоровьесберегающие;

Проблемные;

Разноуровнего обучения

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний: проверка домашнего задания (беседа по тексту упражнения):

  •  В чём заключается основная мысль текста?

  • Предложите свои варианты названия текста. Аргументируйте свой ответ.

  1. Постановка учебной задачи.

Вам предстоит написать сжатое изложение

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я хочу научиться

Сегодня на уроке я должен научиться

Сегодня на уроке я попробую

Сегодня на уроке я буду

  1. Выполнение самостоятельной работы по предложенному алгоритму.



Просмотр отрывка видеоролика (от начала посмотреть 3минуты 40 секунд).

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6940/main/258529/

Изучите теоретический материал

Написать сжатое изложение – это значит выбрать самое главное, сократить текст,  не искажая смысла.

Чтобы написать сжатое изложение, нужно уметь разграничивать существенную информацию, то есть ту, в которой заключена главная мысль текста, то, что хотел сказал автор, и дополнительную информацию, второстепенную, не особо важную для понимания идеи текста.

Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана).

Как определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого).

Справочный материал

Абзац – часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.

Идея, основная мысль текста – ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения.

Микротема это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью (главная мысль абзаца).

Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.

  1. Работа с текстом изложения

2.1.Прочитайте текст упражнения 541

2.2. Выделите в тексте три абзаца.

2.3. Устно сформулируйте микротему каждого из них и озаглавьте каждую часть.

2.4. План запишите.

2.5. Внимательно изучите материал «Приёмы сжатия текста и разберите примеры.

Приёмы сжатия текста

Исключение подробностей и деталей

Необходимо сначала выделить главную информацию с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать второстепенные детали, объединить важное и составить текст.

Обобщение однородных явлений

Нужно выделить те действия, предметы, признаки, которые можно объединить, затем подобрать к ним слова, помогающие обобщить информацию, и составляем новый текст.

Упрощение сложных форм

Если несколько простых предложений рассказывают об одном и том же, их можно соединить в одно сложное предложение



Примеры использования приёмов сжатия текста

Текст до сжатия

Текст после сжатия

Какой приём применяется

На траве лежали жёлтые, красные, бурые листья.

В музее ребята видели старинную посуду, мебель, одежду.

На траве лежали разноцветные листья.

В музее ребята видели различные предметы быта.

Обобщение однородных явлений

Осенью в лесу появляется много грибов. Под деревьями тут и там увидишь красноголовые подосиновики, разноцветные сыроежки, крепкие подосиновики.

Осень в лесу под деревьями увидишь много разных грибов.

Исключение подробностей и деталей Обобщение однородных явлений.

На спортивной площадке собрались ребята из разных классов. Скоро начнётся футбольный матч на первенство школы. Болельщики ждут выхода команда на поле.

На спортивной площадке собрались болельщики и ждут начала футбольного матча.

Упрощение сложных форм.



  1. Запишите текст упражнения 541 сжато.

Не забудьте обозначить абзацы.

Текст должен быть не более 40- 50 слов.

  1. Проверьте свою работу.

Запишите в конце работы получившееся количество слов.

При необходимости по ходу работы учащиеся обращаются за консультацией к учителю.

Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я понял…

Домашнее задание: упражнение по выбору




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!