1.Этап самоопределения к деятельности Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. -Улыбнитесь друг другу и с таким настроением начнём наш урок. Всем удачи! Тихо сели. - Покажите смайликом ваше настроение в начале урока. Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть новые знания по русскому языку. Будем работать как всегда активно, старательно и дружно. - У каждого из вас есть солнышко, его лучики вы будете раскрашивать после выполнения каждого задания. Какими цветами: (оранжевым – справились безошибочно, зелёным – были небольшие затруднения, синим – надо ещё раз разобраться в этом задании) 2. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности - Начнем с небольшой разминки: Если высказывание истинное – поднимают руки, ложное – скрещивают. - в русском языке звуки бывают гласные и согласные, -слова могут состоять из 1, 2 и более слогов. -сколько в слове звуков , столько и слогов - гласные звуки всегда ударные, -ударными бывают согласные звуки - ударный гласный произносится сильнее - в русском языке ударение падает только на первый слог - ударный слог в слове может быть только один - в слове лучи безударный гласный в 1 слоге -Солнышко предлагает вам прочитать слова, написанные на лучиках: К[а]пуста, ст[и]на, г[а]рох , п[и]тух,р[и]сунок. -Что в них необычного? - Какие звуки не обозначены буквами? -Прочитайте еще раз слова. Какое слово лишнее? - Запишем словарные слова. Вспомним как мы работаем со словарными словами? - Проверяем. [а] / [а] / [и] / [и] / капуста, горох, петух, рисунок - Какие звуки не были обозначены буквами? - Какими буквами обозначен звук а? - Какими буквами обозначен звук и? - Почему безударный гласный звук и буква совпадают не во всех словах? - Назовите в словах гласные звуки, которые обозначены такой же буквой. - Как узнать какие безударные гласные писать в словарных словах? - Назовите гласные звуки, которые обозначены такими же буквами. Почему у них произношение и написание совпадает? - А какое следующее задание я вам предложу? - С какой целью вы будете работать с пробным заданием? - Запишите «лишнее» слов. -Кто смог правильно написать данное слово? - Каким правилом вы воспользовались? - Кто объяснит как проверял безударную гласную? -Какой следующий шаг вы должны будете сделать? . 3. Этап постановки учебной задачи -Какое задание вы должны были выполнить? - Какой звук не обозначен буквой? -В чем затруднение? -Почему же возникло затруднение? -Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Алгоритм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя, для достижения результата решения задачи за конечное время).- Сформулируйте тему урока Запись темы на доске. 4. Этап построения проекта выхода из затруднения -Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю прослушать одну историю: На поляночке в лесу повстречали мы … (изображение козы) Пришла учиться в школу я. Решила написать как зовут меня, Но вот не знаю а иль о Может из вас поможет кто? На выручку пришла наша Мудрая… (изображение совы) Когда одна, то я сова, А встретятся подружки- Попасть мы сможем в класс, Тогда совы – назовут нас. Поняла я как писать! (изображение козы) Когда нас много-козы, если одна, то я – коза! - Я предлагаю вам исследовать пары слов совы-сова, козы-коза, объяснить как коза поняла какой буквой обозначить безударную гласную в слове и составить алгоритм проверки безударной гласной в слове. -Я предлагаю вам работать в группах. Вспомните что надо делать, если при работе у вас возникли вопросы? (Ответственный поднимает руку и задает вопрос учителю). Учитель организует представление результатов.. _ Сравните ваши алгоритмы с моим. Справились мы с заданием? На доске появляется Алгоритм проверки безударной гласной в слове 1 Поставить в слове ударение. 2 Найти букву безударного гласного звука .3 Подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный является ударным. 4. Написать слово правильно. 5. Подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук. Эталон выделения орфограммы: / _____________ - - В слове совы ударение падает на гласную О, а в слове сова ударение падает на гласную А, О – безударная гласная. Безударный гласный обозначен такой же буквой, как и под ударением. - Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал под ударением. Какая буква стоит под ударением, такая пишется и в безударном слоге. Вывод: Безударный гласный в словах обозначается той же буквой, что и под ударением). На доске вывешивается проверочное, проверяемое. - Кто догадается какое слово является проверочным, а какое проверяемым? совы сова, козы коза -Как проверить свое открытие? -Откройте учебники на странице 93.Проверьте. -Итак, сделайте вывод. -Смогли вы преодолеть затруднения? Если буква гласная Вызвала сомнение – Ты её немедленно Ставь под ударение ФИЗМИНУТКА 5.Этап первичного закрепления во внешней речи -Какой следующий шаг на уроке? - Вернёмся к нашему «лишнему» слову ст[и]на - Каким правилом воспользовались? Выполняем Упр. 140 с.92 - Какое задание нам предстоит выполнить? 1-й абзац - Прочитайте слова, которые записаны.. Это проверяемые лил проверочные слова? - Почему? - Как будем выполнять задание? Далее подбираем проверочные слова устно - Прочитайте проверяемые слова. Что у них общего? Сколько предметов они обозначают? - Прочитайте проверочные слова. Что у них общего? - Назовите способ подбора проверочных слов? на доске много-один - Устно фронтально подбираем проверочные слова: хлеба,сады, стада,, озёра, шаги, тазы. 2-й абзац - Прочитайте слова, которые записаны.. Это проверяемые лил проверочные слова? - Почему? - Как будем выполнять задание? Далее подбираем проверочные слова устно Прочитайте проверяемые и проверочные слова. - Назовите способ подбора проверочных слов на доске один- много - Устно подбираем проверочные слова. страна, вода, доска, нора, - Каким правилом пользовались при подборе проверочных слов - Следующее задание выполняем в парах - Как будете выполнять задание?. - Что поможет правильно вставить букву? - Проверяем. Проверка - Оцениваем себя. 6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Выполним задание по карточке. - Как будем выполнять работу? - Проверим 7 Этап включения в систему знаний и повторения Исправь текст. _Как будем выполнять работу Она жывёт в наре. У неё рыжая шерст, пушыстый хвост, рыжая мордочька. проверка 8.Этап рефлексии деятельности – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? - Вот и подошёл к концу наш урок. Что нового вы на нём узнали? Достигли ли мы цели нашего урока? - Покажите солнышки, которые у вас получились на конец урока. - Как бы вы себя оценили. (оранжевый кружок) - Всё понял, могу объяснить товарищу (зелёный кружок) - Многое понял, но мне ещё нужна помощь (синий кружок)- Мне трудно было на уроке Спасибо за урок! |