Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе.
Тема урока: «Склонение имён существительных».
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока: закрепить знания о типах склонения имён существительных, повторить алгоритм определения склонения имён существительных.
Цель как деятельность учеников:
1.Развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, преобразовывать информацию из одной формы в другую, выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
2. Овладение умениями устной монологической и диалогической речи.
3. Развитие умений работать в группе, договариваться о совместной работе, слушать других, проверять и оценивать друг друга.
4. Развитие умения находить в тексте имена существительные, определять у них морфологические признаки и роли существительных в предложении.
5. Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой безударного гласного в окончании существительного, графически её обозначать и объяснять написание с опорой на алгоритм.
6. Формирование уважения, интереса к языку как части национальной культуры.
Оборудование: электронная доска, флипчарт к уроку, учебник «Русский язык», 4 класс (1 часть), авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку для 4 класса, карточки с заданиями, таблица: алгоритм определения склонения имени существительного.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Для того, чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка, пожелаем друг другу успехов в учении. Мы начинаем работу. Посмотрите, всё ли готово к уроку?
2. Актуализация знаний и мотивация.
- Запись под диктовку.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
- Объясните постановку знаков препинания, составьте схему предложения, произведите его синтаксический разбор, обозначьте орфограммы в словах и между словами в данном предложении.
- Много слов в русском языке. «Для всего, что существует в мире…в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Чтобы вспомнить, что мы изучали на протяжении последних уроков, я загадаю вам загадку.
«Давно живу я в мире этом
Даю название предметам» (Это имена существительные).
3. Формулирование темы урока.
Задание: дополните ключевые слова и на их основе сформулируйте тему нашего урока (Слайд №1).
Имя существительное – это ------------------------, которая обозначает --------------- и отвечает на вопросы ------------ ? ------------?
Постоянные признаки имени существительного – это -----------------, --------- .
Непостоянные признаки имени существительного – это -----------, ------------.
Начальная форма имени существительного – это ---------------------.
Изменение существительных по падежам называется - ---------------------------.
Какие цели поставим? (будем продолжать учиться определять склонение имени существительного. Повторим алгоритм определения склонения имени существительного).
4. Словарная работа.
Задание: заполните кроссворд (Слайд №2) словарными словами и вы узнаете на какой остров мы сегодня поплывём на нашем кораблике. Учитель читает значение слов, а обучающиеся его отгадывают и записывают в тетрадь.
Словарный диктант.
1. Китайское яблоко (апельсин);
2. Здание для обслуживания пассажиров (вокзал);
3. Книгохранилище (библиотека);
4. Мореходное судно (корабль);
5. День недели (пятница);
6. Узкая полоса между сушей и водоёмом (берег);
7. Способ счисления дней в году (календарь);
8. Тот, кто совершает поездку на транспорте (пассажир);
9. Кругосветное …. (путешествие).
По вертикали в кроссворде открывается название острова, на который они отправятся («Склонение»).
(Самопроверку дети выполняют с помощью слайда №3, на котором открываются слова из кроссворда)
5. Актуализация изученного материала по теме «Имя существительное».
5.1. Учитель: Итак, мы отправляемся на остров «Склонение», поэтому все должны занять свои места на кораблях. Задание: распределить слова по родам (парус, поле, дочь, лето, ремень, солнце, карамель, метель, ягода, неделя, Коля.) Слайд №4
5.2. Учитель: Сейчас мы узнаем, чей корабль продвигается по волнам быстрее?
Задание: ответить на вопросы марафона, работая в группах (Слайд №5)
1. В русском языке 6 падежей? (да или нет);
2. Слова в дательном падеже отвечают на вопросы Кем? Чем? (да или нет);
3. Слова «вода» и «воды» являются однокоренными? (да или нет);
4. Определи падеж: пойти в школу (Д.п. или В.п.);
5. В предложении подлежащее всегда в Им.п. (да или нет);
5.3. Учитель: Итак, мы с вами прибыли на остров «Склонение». Здесь мы должны расселить имена существительные в соответствующие домики (Слайд №6).
Дедушка, камыш, банка, площадь, ладья, молодёжь, дело, мышь, сапог.
5.4. Учитель: Сейчас у нас с вами минутка отдыха. Можно погулять по острову «Склонение» и полюбоваться его красотами. (Слайд №7) Обучающиеся распределяют слова по склонениям, если правильно, то рыбка на картине окрашивается в соответствующий цвет.
6. Обобщение и систематизация знаний.
6.1. Учитель: Наше путешествие подходит к концу, поэтому хочется вспомнить строки из лирического стихотворения С.А.Есенина (Слайд №8)
«Усталый день клонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывёт задумчиво луна».
Задание: Подчеркнуть все имена существительные. Определить их склонение. Разобрать одно из них морфологически.
Итак, давайте составим алгоритм наших действий: «Как определить к какому склонению относятся имена существительные».
1. Поставить имя существительное в начальную форму.
2. Определить род
3. Выделить окончание
4. По роду и окончанию определить склонение.
6.2.Учитель: А сейчас мы закрепим все те знания об имени существительном, которые повторили во время нашего путешествия и закрепим умения распределять имена существительные по склонениям с опорой на алгоритм. Для этого выполним упражнение №133 на странице 57 (в рабочей тетради). Выполняется самостоятельно.
7. Итог урока:
Учитель: Вернёмся к тем целям, которые мы ставили в начале урока. Как вы считаете, смогли ли мы их достичь? Что нам в этом помогло? Что нового узнали?
8. Рефлексия.
Карта отслеживания эффективности урока (оценка ученика)
Твоё отношение к уроку.
а) отличный, интересный, захватывающий;
в) нормальный, обычный;
г) скучный, работа без интереса;
2. Вспомни (как можно точнее тему урока)______________________________
3. Какая цель стояла перед тобой на уроке: ____________________________
4. Что нового ты узнал на уроке._______________________________________
__________________________________________________________________
5. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке._____________
__________________________________________________________________
9. Домашнее задание.
Упр.179 на стр.101 (в учебнике).