Тема урока: Словообразование и словоизменение.
Цель урока: познакомить с понятием «словообразование» и «словоизменение» слов, учить различать формы одного и того же слова и однокоренные слова.
Развитие речи, расширение кругозора, обогащение лексического запаса языка. Воспитание бережного отношения к языку.
Оборудование: мультимедийная система, виды календарей (карманный, отрывной и т.д.)
Ход урока:
I Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас очень необычный и интересный урок, на котором мы узнаем о секретах русского языка.
II Словарно-орфографическая работа.
1)- Посмотрите на экран. Сегодня у нас в гостях мудрая сова. Она приготовила для вас задание.
(на экране слова с пропущенными непроверяемыми безударными гласными)
_нварь, ф_враль, _прель,
_ктябрь, н_ябрь, д_кабрь
- Посмотрите на доску. На какую орфограмму записаны эти слова?
- Вставьте в слова пропущенные буквы и запишите в тетрадь.
(работа в тетрадях)
- А теперь проверим себя.
(на доске высвечиваются слова с вставленными пропущенными буквами и слово - Молодцы!)
- Сова довольна вами, она говорит вам что вы – Молодцы!
-А сейчас, посмотрите внимательно на слова, что вы еще можете о них рассказать?
(все эти слова обозначают названия месяцев)
- А что они составляют?
(календарь)
- Правильно, а как пишется это слово?
- Правильно!
(ответ высвечивается на экране)
2) Познавательная страничка.
- А кто знает, откуда появилось слово КАЛЕНДАРЬ?
- Давайте обратимся к этимологическому словарю и узнаем происхождение этого слова.
(На экране – материал о календарях. Дети читают информацию смотрят иллюстрации)
- Итак, что вы узнали о календаре?
- Верно, календарь – это система счисления времени. Произошло оно от римского слова КАЛЕНДЫ, так назывались первые дни каждого месяца. Существовал Юлианский календарь и Григорианский. Второе значение этого слова – это численник. Он бывает отрывной, карманный перекидной ит.д.
(показ календарей)
III Новая тема.
1)
на экране слова:
календарный, календарь, календарю, календаря, календарик, календарище.
- Посмотрите на экран. Прочитайте слова.
- Что вы о них можете сказать? От какого слова они образованы?
- Разберите их по составу.
(устная работа)
- Можно ли эти слова разделить на две группы? Почему?
Календарь календарик
календарю календарный
календаря календарище
(В первом столбике в словах основы одинаковые, отличаются только окончания. Во втором столбике и основы и окончания разные.)
- Посмотрите на слова первого столбика Какие они? Эти слова обозначают один предмет или разные предметы.
- А что можно сказать о словах второго столбика? (, образовались новые слова, они однокоренные)
-Каким образом получили новые слова?
-Что скажете об основе этих слов? (разные)
- Что обозначает слово календарик, а календарище? Можно сказать, что это одно и тоже слово?
- Давайте сделаем вывод. Слова, где меняются только окончания, называются формами одного и того же слова. Это - словоизменение. А если в слове меняется основа, то это однокоренные слова.
(на экране высвечиваются термины: словоизменение и словообразование)
2)Закрепление пройденного.
- Откройте учебник. Выполним упражнение 253.
- Запишите словосочетания во множественном числе.
(самостоятельная работа)
- - Что мы сейчас записали?
(формы одного и того же слова)
Музыкальная пауза
3) Музыкальная пауза. Физминутка.
4)Словообразование.
- Посмотрите на экран.
(на экране цветок )
- У нас в классе вырос цветок.
-ник--------ник
,
,
- От заданных слов при помощи суффиксов образуйте новые слова.
Осенний
Зверек
Звериный
кленовый
солнышко
красненький
вазочка
- Что это словообразование или словоизменение?
5)Образуйте однокоренные глаголы с подходящими по смыслу приставками и запишите их в тетради.
(на экране слова и приставки)
По- у- с- до- об-
_водить _рисовать
_водить _рисовать
_водить _рисовать
_водить _рисовать
_водить _рисовать
- Со всеми приставками можно образовать глаголы? Почему?
- Какие фразеологизмы с глаголом водить вы знаете?
(водить за нос, обводить вокруг пальца, и др.)
-Что они означают?
- Попробуйте составить предложения с этими фразеологическими оборотами.
IV Итог урока.
- Что нового сегодня узнали? Чему научились?
V Домашнее задание.