СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Словообразование и словоизменение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему "Словообразование и словоизменение"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Словообразование и словоизменение"»


Тема урока: Словообразование и словоизменение.


Цель урока: познакомить с понятием «словообразование» и «словоизменение» слов, учить различать формы одного и того же слова и однокоренные слова.

Развитие речи, расширение кругозора, обогащение лексического запаса языка. Воспитание бережного отношения к языку.


Оборудование: мультимедийная система, виды календарей (карманный, отрывной и т.д.)


Ход урока:


I Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас очень необычный и интересный урок, на котором мы узнаем о секретах русского языка.


II Словарно-орфографическая работа.

1)- Посмотрите на экран. Сегодня у нас в гостях мудрая сова. Она приготовила для вас задание.

(на экране слова с пропущенными непроверяемыми безударными гласными)

_нварь, ф_враль, _прель,

_ктябрь, н_ябрь, д_кабрь


- Посмотрите на доску. На какую орфограмму записаны эти слова?

- Вставьте в слова пропущенные буквы и запишите в тетрадь.

(работа в тетрадях)

- А теперь проверим себя.

(на доске высвечиваются слова с вставленными пропущенными буквами и слово - Молодцы!)

- Сова довольна вами, она говорит вам что вы – Молодцы!

-А сейчас, посмотрите внимательно на слова, что вы еще можете о них рассказать?

(все эти слова обозначают названия месяцев)

- А что они составляют?

(календарь)

- Правильно, а как пишется это слово?

- Правильно!

(ответ высвечивается на экране)

2) Познавательная страничка.

- А кто знает, откуда появилось слово КАЛЕНДАРЬ?

- Давайте обратимся к этимологическому словарю и узнаем происхождение этого слова.

(На экране – материал о календарях. Дети читают информацию смотрят иллюстрации)

- Итак, что вы узнали о календаре?

- Верно, календарь – это система счисления времени. Произошло оно от римского слова КАЛЕНДЫ, так назывались первые дни каждого месяца. Существовал Юлианский календарь и Григорианский. Второе значение этого слова – это численник. Он бывает отрывной, карманный перекидной ит.д.

(показ календарей)

III Новая тема.

1)

на экране слова:

календарный, календарь, календарю, календаря, календарик, календарище.

- Посмотрите на экран. Прочитайте слова.

- Что вы о них можете сказать? От какого слова они образованы?

- Разберите их по составу.

(устная работа)

- Можно ли эти слова разделить на две группы? Почему?


Календарь календарик

календарю календарный

календаря календарище


(В первом столбике в словах основы одинаковые, отличаются только окончания. Во втором столбике и основы и окончания разные.)


- Посмотрите на слова первого столбика Какие они? Эти слова обозначают один предмет или разные предметы.

- А что можно сказать о словах второго столбика? (, образовались новые слова, они однокоренные)

-Каким образом получили новые слова?

-Что скажете об основе этих слов? (разные)


- Что обозначает слово календарик, а календарище? Можно сказать, что это одно и тоже слово?

- Давайте сделаем вывод. Слова, где меняются только окончания, называются формами одного и того же слова. Это - словоизменение. А если в слове меняется основа, то это однокоренные слова.

(на экране высвечиваются термины: словоизменение и словообразование)


2)Закрепление пройденного.

- Откройте учебник. Выполним упражнение 253.

- Запишите словосочетания во множественном числе.

(самостоятельная работа)

- - Что мы сейчас записали?

(формы одного и того же слова)

Музыкальная пауза

3) Музыкальная пауза. Физминутка.

4)Словообразование.

- Посмотрите на экран.

(на экране цветок )

- У нас в классе вырос цветок.



-ник--------ник


,

,










- От заданных слов при помощи суффиксов образуйте новые слова.


Осенний

Зверек

Звериный

кленовый

солнышко

красненький

вазочка


- Что это словообразование или словоизменение?

5)Образуйте однокоренные глаголы с подходящими по смыслу приставками и запишите их в тетради.

(на экране слова и приставки)


По- у- с- до- об-


_водить _рисовать

_водить _рисовать

_водить _рисовать

_водить _рисовать

_водить _рисовать


- Со всеми приставками можно образовать глаголы? Почему?

- Какие фразеологизмы с глаголом водить вы знаете?

(водить за нос, обводить вокруг пальца, и др.)

-Что они означают?

- Попробуйте составить предложения с этими фразеологическими оборотами.

IV Итог урока.

- Что нового сегодня узнали? Чему научились?

V Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!