СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме «Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей текста».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1) систематизировать знания о союзе; формирование навыка различения сложных предложений и предложений с однородными членами и правильного написания знаков препинания между ними; повторить однородные члены предложения и знаки препинания при них.

2) способствовать предупреждению ошибок в употреблении союзов,

3) содействовать воспитанию нравственных качеств: справедливости, трудолюбия, патриотизма.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.». В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс»/ под ред. С.Н. Пименовой, «Русский язык. 7 класс». М.Т. Баранова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме «Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей текста».»

Тема урока: «Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей текста».

Цели урока: 1) систематизировать знания о союзе; формирование навыка различения сложных предложений и предложений с однородными членами и правильного написания знаков препинания между ними; повторить однородные члены предложения и знаки препинания при них.

2) способствовать предупреждению ошибок в употреблении союзов,

3) содействовать воспитанию нравственных качеств: справедливости, трудолюбия, патриотизма.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.». В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс»/ под ред. С.Н. Пименовой, «Русский язык. 7 класс». М.Т. Баранова.

План урока

1

Вступительное слово учителя

1

2

Опорное повторение (однородные члены предложения, знаки препинания при них, союз, проверка домашнего задания)

10

3

Сообщение нового материала (беседа, работа с учебником)

9

4

Закрепление материала (упражнения №№ 323, 325)

22

5

Домашнее задание

1

6

Итог урока (обобщение и выводы)

2



Ход урока:

Учитель: Ребята, сегодня у нас новая тема: «Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей текста». Запишите тему и число в тетради.

Ученики записывают тему и число в тетради.

Учитель ребята, давайте проверим ваше домашнее задание.

Упражнение 335.

Землю надо беречь

Самое ценное на Земле – земля, почва. О земле говорят – плодородная, потому что она родит плоды: хлебное зерно и картофель, яблоки и бананы. На угле ничего не растёт, на железе тоже. Даже на куске золота, на самом дорогом самородке2, не вырастет лопух. На земле растут тысячи различных растений, чтобы дать людям пищу, одежду, жильё1. Мы не можем жить без растений, а растения не могут без земли, то есть без плодородной почвы. Почва тонким слоем всего в несколько десятков сантиметров покрывает2 земной шар. Вот этот плодородный слой, по которому мы ходим, и дал нашей планете жизнь. Поэтому землю надо беречь.

Самородке, покрывает.

Жильё, [жылjо]

[ж] – согласный, звонкий, твёрдый, обозначен буквой ж

[ы] – первый гласный звук близок к [ы], в безударном слоге обозначен буквой и. звук не соответствует «своей» букве.

[л] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой л.

[j] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой ё.

[о] – гласный звук, близкий к [о], под ударением, обозначен буквой ё.

Ученики «по цепочке» называют простые и составные союзы.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое союз и для чего он служит?

Ученики: 1. Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. 2. Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными. Союзы не являются членами предложения.

Учитель: А теперь скажите, пожалуйста, что такое однородные члены предложения и как они выделяются на письме?

Ученики: Однородные члены предложения – это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом. На письме однородные члены предложения разделяются запятыми. Учитель: Верно. Ребята, не разделяются запятой однородные члены предложения, связанные одиночными соединительными или разделительными союзами:

  • В Кускове они любовались графским дворцом, музеем керамики, гротом и многочисленными скульптурами в парке.

  • В больнице Лидия Дмитриевна скучала и всегда была рада, когда её навещали соседи, родственники или сослуживцы.

При наличии противительного союза запятая ставится:

  • Он узнал Георгия Ивановича, но не подал вида и прошёл мимо.

Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами (и-и, ни-ни, да-да, или – или, либо-либо, то-то, не то-не то), ставится запятая;

  • И на работе, и дома, и в гостях Людмила обращала на себя внимание окружающих.

  • Мария не сумела убедить в своей правоте ни родителей, ни учителей, ни подруг.

Если два (но не более) однородных члена, соединённые повторяющимся союзом и (но не каким либо другим союзом), образуют тесное смысловое единство и не имеют зависимых слов, то запятая между ними не ставится:

  • И днём и ночь кот учёный всё ходит по цепи кругом.(А.Пушкин)

Запятая не ставится во фразеологических оборотах с повторяющимися союзами: и то и сё, не то ни сё, ни рыбы ни мяса и т.д.

  • Иван Никифорович был ни жив ни мёртв. (Н.Гоголь)

Если в предложении больше двух однородных членов, а союз и (да, или) стоит не перед каждым из них, но хотя бы только перед двумя, то запятая ставится между всеми однородными членами, в том числе и перед первыми и (да, или):

  • На солнечное затмение собрались посмотреть мещане, купцы, и чиновники, и господа.

При попарном объединении однородных членов предложения запятая ставится между парами (здесь союз и не является повторяющимся, так как соединяет слова внутри пары):

  • В магазине большой выбор книг по физике и математике, географии и биологии, литературе и искусству.

Если однородные члены предложения соединены двойными союзами, то запятая ставится только перед второй частью таких союзов.

  • Матери удалось быстро купить не только продукты к новогоднему столу, но и подарки всем ребятишкам.

Союзы связывают простые предложения в составе сложного, и между простыми предложениями ставится запятая.

  • Нужно добывать именно хлеб, то есть нужно пахать, сеять, косить, молотить. (А.Чехов)

  • Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты и совесть чиста. (Н.Чернышевский)

Союзы служат также для связи частей текста.

  • Мама-медведица отыскала в дупле диких пчёл и накормила медвежат сладким мёдом. И ещё медвежата научились разгребать муравьиные кучи. Запустят в муравейник лапу, слижут муравьёв и снова запустят…

Ученики записывают данные положения в тетради.

Учитель: Ребята, выполним упражнение 323 (по учебнику М.Т.Баранова).

Ученики выполняют упражнение: расставляют пропущенные знаки препинания. Подчеркивают однородные члены, соединённые союзом и, и основы сложных предложений, в которых простые предложения соединены союзом и. Строят схемы соединённых сочинительными союзами предложений.

Упражнение 323.

  1. И все ветры ко мне приходят, и весна у окошка стоит, и все звёзды в ночном небосводе, будто лучшие взгляды твои.

  2. Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая травинка.


  1. Мать погладила рукой холодную кожу чемодана, облокотилась на него и, довольная, начала рассматривать публику.

  2. Во всякой комнате, даже очень уютной и до смешного маленькой, есть нежилой угол.

  3. Дверь хлопала и открывалась снова. Входили люди, и врывался пар.

Учитель: ребята, давайте обратимся к упражнению 325. (по учебнику М.Т.Баранова).

Ученики выполняют упражнение 325. Сначала выписывают сложные предложения с сочинительными союзами, затем – с подчинительными. Подчёркивают основы сложных предложений, составляют их схемы.

Упражнение 325.

  1. Великий человек лишь громок на делах, и думает свою он думу без шуму.

  2. Я правил к берегу разлива, и хата, крытая соломою, с крыльцом, ко мне навстречу шла, мигая мне пугливо уединённым огоньком.

  3. А взводы шагали, шагали и пели, и сон отлетел, и пропала усталость.


  1. Мне приходилось ночевать в стогах и в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью.

  2. Пока мать накрывала на стол, отец сходил вместе с нами к морю.

Домашнее задание: § 148, упражнение 340.

Подведение итогов урока: сегодня мы с вами вспомнили, что такое однородные члены предложения, познакомились со сложными предложениями и предложениями с однородными членами, правилами постановки знаков препинания между ними.

Комментирование и выставление оценок.



Дополнительные задания.

Составьте предложения по схемам. Подчеркните в них основы.

  1. [ ], и [ ]

Пришла весна, и по дорогам побежали ручьи.

  1. [ ], (если)

Мы пойдём завтра в поход, если будет хорошая погода.

  1. [ ], но [ ]

День приближался к концу, но мы не торопились домой.

  1. [ ], (потому что)

Я сначала делаю самые трудные уроки, потому что они требуют больше времени.

  1. [ ], а [ ]

Днём светило солнце, а вечером шёл дождь.

2. Выполните синтаксический разбор предложения.

Листок, сорванный ветром, вертелся в воздухе, задевал другие, сшибал, и они порхающим ручейком устремлялись за ним4.

3. Повторение знаков препинания с причастным оборотом

Ордена Великой Отечественной войны. Орден Славы.

Орден Славы – особый знак солдатской доблести, представляющий собой пятиконечную звезду. В середине орденского знака изображена Спасская башня, являющаяся символом страны. 23 октября 1943 года эскизы ордена, представленные художниками, были утверждены. 8 ноября 1943 года вышел Указ Верховного Совета СССР, утвердивший этот орден.

Орденом Славы награждали бойцов и сержантов, проявивших личную отвагу и смелость.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!