СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Подробное изложение по коллективно составленному плану. «Умная галка» (по Л. Н. Толстому)" ( 2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  учить писать изложения по вопросам, в соответствии со своими возможностями; формировать умения определять основную мысль текста, отражать основную мысль в заголовке, составлять план текста; развивать связную речь, память, логическое мышление, умение строить предложения, орфографическую зоркость, фонематический слух, устную связную речь, память, логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение слушать учителя и своих одноклассников при ответе; познавательный интерес к русскому языку, веру в свои силы, любовь к животным и самоконтроль.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Подробное изложение по коллективно составленному плану. «Умная галка» (по Л. Н. Толстому)" ( 2 класс)»

Тема: Подробное изложение по коллективно составленному плану. «Умная галка» (по Л. Н. Толстому)

Цель: учить писать изложения по вопросам, в соответствии со своими возможностями; формировать умения определять основную мысль текста, отражать основную мысль в заголовке, составлять план текста; развивать связную речь, память, логическое мышление, умение строить предложения, орфографическую зоркость, фонематический слух, устную связную речь, память, логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение слушать учителя и своих одноклассников при ответе; познавательный интерес к русскому языку, веру в свои силы, любовь к животным и самоконтроль.

Оборудование: карточки с текстами, напечатанные слова для орфографической подготовки.



Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы, цели урока

- Сегодня мы продолжим учиться писать изложения. Кто помнит, что такое изложение?

- Да. Изложение – письменный пересказ текста, который мы восприняли на слух или прочли.

- Какие задачи поставлены перед нами? (уметь высказывать свое мнение, правильно передать содержание текста, правильно оформлять предложения, постараться написать без ошибок)

- О ком будет наше изложение, узнаем, отгадав загадки:


Цветом  чёрная -  не грач:

Меньше ростом, в полушалке 

Сером, в лужице  калач

Отыскала птица… (Галка)

Вот опять гнездо себе

Мастерит в печной трубе,

И туда, на крышу дома,

Тащит ветки и солому,

Натаскает ваты, пуха -

Хорошо птенцам и сухо.

И в колодец-дымоход

Ни за что не влезет кот.

Вот смекалка, так смекалка!

Это что за птица? (Галка)

(Дети отгадывают загадку и рассматривают иллюстрацию)


III. Ознакомление с текстом.

- О какой черте характера галки говорит нам вторая загадка? (Галка умная)

- А вот какую интересную историю о галке рассказал нам знаменитый русский писатель Л. Н. Толстой. У него много рассказов для детей, и все они поучительные, интересные, в них много мудрости.

- Прочтите рассказ.

(Текст дается без заголовка и без выделения частей)


Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода только на дне. Ей не достать было воду. Галка стала кидать в кувшин камушки. Она столько накидала их, что вода стала выше, и можно было пить. Вот так галка!


- О чем узнали из этого рассказа? Понравилась ли вам галка? Чем?

- Какое задание нужно выполнить? (Озаглавить текст.)

- Какому еще требованию текст не соответствует? (Не выделены части.)

- Что нам нужно сделать? (Разделить текст на части.)


IV. Подбор заголовка к тексту

- Что нужно сделать, чтобы подобрать заголовок к тексту? (Нужно определить тему текста и его основную мысль)

- Какой вопрос нужно себе задать, чтобы определить тему текста?

- О чем этот рассказ? Начните свой ответ словами: в этом рассказе говорится о том, как…

- Определить основную мысль вам поможет вопрос: почему Л.Н.Толстой рассказал нам об этом случае? (Он удивился, что галка оказалась такой умной и находчивой.)

- Подберите заголовок, который отразит главное. Запишите самостоятельно.


V. Деление текста на части. Анализ содержания. Составление плана.

- Почему галка не могла достать воду?

- Почему галка не могла достать воду? (Очень трудно достать воду птичке с небольшой шеей, это не журавль.)

- Кто видел кувшин? Для чего служит эта посуда?

     Глиняный, высокий, округлый сосуд, суживающийся   кверху с горлышком и ручкой, для жидкости.

- Какой выход нашла галка?

- В каком предложении автор выразил своё удивление, восхищение?

- Прочитайте, передав отношение автора.

- Что надо сделать, чтобы лучше запомнить текст? (Поставить вопросы.)

- К чему мы ставили вопросы? (К каждой части.)

- Да, у нас получался план в виде вопросов. А сегодня мы составим план из предложений, в которых отразим главное в каждой части.

- С чего начнем работу? (Разделим текст на части.)

- Сколько частей можно выделить в этом тексте? (Три.)

- О чем говорится в первой части? (О том, что галка хотела пить, но не могла достать воду.)

- Прочтите первую часть. Сколько в ней предложений? (Четыре.)

- Что главное в этой части? (Галке не достать воду.)

- Почему это главное? (Дальше говорится о том, как галка достала воду.)

- В какой части об этом сказано? Сколько предложений в этой части? (Два.)

- Что сделала галка, чтобы достать воду?

- Как назовем эту часть? (Галка кидает камушки.)

- Докажите, что это главное в части. (Галка догадалась, как достать воду.)

- Прочтите последнюю часть. Сколько в ней предложений? (Одно.)

- Почему в этом предложении стоит восклицательный знак?


План записывается на доске:

  1. Галке не достать воду.

  2. Галка кидает камушки.

  3. Вот так галка!


- Как составляли план?

- Прочтите план. Помогает ли он вспомнить все главные моменты рассказа?


VI. Орфографическая подготовка

- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные , подберите проверочные слова.

Х…тела, (на) дв…ре , ст…ял , (с )в…дой ,  к…дать, в кувш…не.

- Выпишем слова, трудные для написания.

 Только, столько, не достать, накидала, выше, можно 

- Что делали при подготовке к изложению? Для чего выписали трудные для написания слова?


VII. Перечитывание текста


VIII. Запись текста

- О чем нельзя забывать при записи текста? (Делить текст на части. Каждую часть записывать с красной строки.)

- Что поможет в работе? (План.)


IX. Проверка изложения

- Проверим, всё ли понятно в рассказе.

- проверим, правильно ли выделены части.

- Как проверить грамотность написанного? (Прочитать по слогам.)


X. Итог урока

- Чему мы научились сегодня на уроке?

- Понравился ли вам текст, с которым мы работали?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!