Тема: Подробное изложение по коллективно составленному плану. «Умная галка» (по Л. Н. Толстому)
Цель: учить писать изложения по вопросам, в соответствии со своими возможностями; формировать умения определять основную мысль текста, отражать основную мысль в заголовке, составлять план текста; развивать связную речь, память, логическое мышление, умение строить предложения, орфографическую зоркость, фонематический слух, устную связную речь, память, логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение слушать учителя и своих одноклассников при ответе; познавательный интерес к русскому языку, веру в свои силы, любовь к животным и самоконтроль.
Оборудование: карточки с текстами, напечатанные слова для орфографической подготовки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы, цели урока
- Сегодня мы продолжим учиться писать изложения. Кто помнит, что такое изложение?
- Да. Изложение – письменный пересказ текста, который мы восприняли на слух или прочли.
- Какие задачи поставлены перед нами? (уметь высказывать свое мнение, правильно передать содержание текста, правильно оформлять предложения, постараться написать без ошибок)
- О ком будет наше изложение, узнаем, отгадав загадки:
Цветом чёрная - не грач:
Меньше ростом, в полушалке
Сером, в лужице калач
Отыскала птица… (Галка)
Вот опять гнездо себе
Мастерит в печной трубе,
И туда, на крышу дома,
Тащит ветки и солому,
Натаскает ваты, пуха -
Хорошо птенцам и сухо.
И в колодец-дымоход
Ни за что не влезет кот.
Вот смекалка, так смекалка!
Это что за птица? (Галка)
(Дети отгадывают загадку и рассматривают иллюстрацию)
III. Ознакомление с текстом.
- О какой черте характера галки говорит нам вторая загадка? (Галка умная)
- А вот какую интересную историю о галке рассказал нам знаменитый русский писатель Л. Н. Толстой. У него много рассказов для детей, и все они поучительные, интересные, в них много мудрости.
- Прочтите рассказ.
(Текст дается без заголовка и без выделения частей)
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода только на дне. Ей не достать было воду. Галка стала кидать в кувшин камушки. Она столько накидала их, что вода стала выше, и можно было пить. Вот так галка!
- О чем узнали из этого рассказа? Понравилась ли вам галка? Чем?
- Какое задание нужно выполнить? (Озаглавить текст.)
- Какому еще требованию текст не соответствует? (Не выделены части.)
- Что нам нужно сделать? (Разделить текст на части.)
IV. Подбор заголовка к тексту
- Что нужно сделать, чтобы подобрать заголовок к тексту? (Нужно определить тему текста и его основную мысль)
- Какой вопрос нужно себе задать, чтобы определить тему текста?
- О чем этот рассказ? Начните свой ответ словами: в этом рассказе говорится о том, как…
- Определить основную мысль вам поможет вопрос: почему Л.Н.Толстой рассказал нам об этом случае? (Он удивился, что галка оказалась такой умной и находчивой.)
- Подберите заголовок, который отразит главное. Запишите самостоятельно.
V. Деление текста на части. Анализ содержания. Составление плана.
- Почему галка не могла достать воду?
- Почему галка не могла достать воду? (Очень трудно достать воду птичке с небольшой шеей, это не журавль.)
- Кто видел кувшин? Для чего служит эта посуда?
Глиняный, высокий, округлый сосуд, суживающийся кверху с горлышком и ручкой, для жидкости.
- Какой выход нашла галка?
- В каком предложении автор выразил своё удивление, восхищение?
- Прочитайте, передав отношение автора.
- Что надо сделать, чтобы лучше запомнить текст? (Поставить вопросы.)
- К чему мы ставили вопросы? (К каждой части.)
- Да, у нас получался план в виде вопросов. А сегодня мы составим план из предложений, в которых отразим главное в каждой части.
- С чего начнем работу? (Разделим текст на части.)
- Сколько частей можно выделить в этом тексте? (Три.)
- О чем говорится в первой части? (О том, что галка хотела пить, но не могла достать воду.)
- Прочтите первую часть. Сколько в ней предложений? (Четыре.)
- Что главное в этой части? (Галке не достать воду.)
- Почему это главное? (Дальше говорится о том, как галка достала воду.)
- В какой части об этом сказано? Сколько предложений в этой части? (Два.)
- Что сделала галка, чтобы достать воду?
- Как назовем эту часть? (Галка кидает камушки.)
- Докажите, что это главное в части. (Галка догадалась, как достать воду.)
- Прочтите последнюю часть. Сколько в ней предложений? (Одно.)
- Почему в этом предложении стоит восклицательный знак?
План записывается на доске:
Галке не достать воду.
Галка кидает камушки.
Вот так галка!
- Как составляли план?
- Прочтите план. Помогает ли он вспомнить все главные моменты рассказа?
VI. Орфографическая подготовка
- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные , подберите проверочные слова.
Х…тела, (на) дв…ре , ст…ял , (с )в…дой , к…дать, в кувш…не.
- Выпишем слова, трудные для написания.
Только, столько, не достать, накидала, выше, можно
- Что делали при подготовке к изложению? Для чего выписали трудные для написания слова?
VII. Перечитывание текста
VIII. Запись текста
- О чем нельзя забывать при записи текста? (Делить текст на части. Каждую часть записывать с красной строки.)
- Что поможет в работе? (План.)
IX. Проверка изложения
- Проверим, всё ли понятно в рассказе.
- проверим, правильно ли выделены части.
- Как проверить грамотность написанного? (Прочитать по слогам.)
X. Итог урока
- Чему мы научились сегодня на уроке?
- Понравился ли вам текст, с которым мы работали?