Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Тема урока: Что такое синонимы?
Цель: дать учащимся представление о слове как языковой единице, о номинативной функции слова, познакомить с термином «Синонимы»; развивать умения подбирать к словам синонимы и использовать их в речи; расширять словарный запас учащихся; прививать интерес к изучению языковых явлений, любовь к родному слову.
Тип урока: усвоение новых знаний
Формирование УУД (метапредметные):
Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, м/доска, карточки.
Ход урока
I Организационный момент
Посмотрите друг на друга.
Улыбнитесь-ка друг другу.
За окошком солнышко
Светит и резвится,
Его лучи нам помогают
Работать, не лениться.
II Актуализация опорных знаний
1.Каллиграфическая минутка
Повторение правописания буквосочетаний ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ
2.Словарный диктант
Мороз, дрожать, душистый, ребята, машина, темнеет.
-Подберите к слова близкие по значению, подчеркните изученные орфограммы. Взаимопроверка.
3.Самоопределение к деятельности
Можно ли сказать по-другому?
Однажды барабанщик Сквозь чащу пробираясь,
Услышал на базаре, Совсем невдалеке
Как долгоносый дятел Он увидел, как заяц
Барабанит по коре. Барабанит на пеньке.
Гром грянул за опушкой, И дождь забарабанил
Как будто великан По листьям, по стволам-
Ударил колотушкой Да так, что барабанщик
В огромный барабан Забарабанил сам!
- В каких значениях употреблено в этом стихотворении слово барабанит?
-Назовите прямое значение слова барабанить. Приведите примеры.
- Назовите переносные значения этого слова. Приведите примеры.
- Замените в тексте стихотворения слово барабанить словами, близкими по значению. (Стучать, бить, колотить, ударять)
- Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи поставим перед собой?
III Сообщение темы и задач урока
IV Изучение нового материала
1.Работа по учебнику с.52
Упражнение 66 (устно) Чтение правила
Работа по группам упражнение 68(устно). Дополнительно для групп еще слова
Луна-месяц пёс-собака доктор-врач друг-товарищ отважный-храбрый радость-веселье
2.Физкультминутка
Тихо все, ребята, встали,
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
3.Работа над стихотворением.
«Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!»
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лед сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
- О чем стихотворение? Какие выразительные средства использовал поэт?
Выпишите слова, близкие по значению.
V Закрепление изученного материала
Индивидуальная работа
Учащимся на среднем уровне обучения:
Прочитать слова в столбиках. К словам левого столбика подобрать синонимы из правого.
Бросать Солдат
Работает Хохочет
Смеётся Кидает
Воин Трудится
Чистый Сладкоежка
Лакомка Аккуратный
Составить предложения с одной из пары слов.
Учащимся на достаточном уровне обучения:
Утром к дому прилетела …(стая, стайка) воробьёв. Они уселись на крыше и весело … (щебетали, чирикали).Маленькая Нина …(выбежала, выскочила, вышла) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи …(слезли, спустились, слетели) с крыши.
Учащимся на высоком уровне:
Медведь подошел к большому к дубу. Медведь засунул лапу в дупло. Медведь зачерпнул пригоршню мёда.
Пчёлы начали кусать медведя. Медведь побежал к речке.
Заменить повторяющиеся слова. Подчеркнуть изученные орфограммы.
VI Рефлексия
-Каким для вас было общение на уроке? Выберите ответ.(На доске: деловым, игровым, интересным, полезным, зажигательным, поучительным, познавательным).
VII Итог урока
-Что интересного, нужного и полезного вы узнали на уроке? Для чего нужны синонимы? (помогают избежать повторов, помогают передать мысль и чувство более ясно). Помогают сделать нашу речь эмоциональной и красивой. Объясняют значение неизвестных слов).
VIII Домашнее задание