Тема урока: Заглавная буква в собственных именах существительных.
Цель: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные.
Задачи:
Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
Развитие мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Встали все ровно. Тихо сели.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Постановка задач урока.
Психологическая минутка.
- Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? (Ответы детей)
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
- У вас на столе лежат смайлики: солнышко и тучка. Посмотрите, какой из смайликов отражает ваше настроение. Выберите его, покажите.
-Сегодня мы отправляемся в гости. Путь наш лежит, отгадайте куда? (Загадка про буквы)
«33 сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ».
Букв в русском алфавите много, но мы побываем в гостях у необычных букв.
- В гости мы отправимся с героем мультфильма, который говорил вот такие слова: «Ребята, давайте жить дружно!» Узнали его?
- Это кот Леопольд.
- А кому он это говорил?
Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о букве написал Е.Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Учитель: - Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».)
Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):
уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,
III. Чистописание.
- Заглавные буквы приготовили для вас угощение в виде заданий, которые мы будем выполнять. Если мы будем их выполнять, то хозяева нами будут довольны.
- Начнём с минутки чистописания.
- Найдите одинаковый звук в словах: Галина, гимназия, город, Греция, гриб, гроза, газета. (Звук [г].)
- Какой это звук? (Согласный, звонкий, парный.)
- Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «гэ».)
- Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Г.
- Послушайте весёлые стихи об этой букве.
- На что похожа буква Г?
И подобно кочерге горбит спину буква Г.
- Из каких элементов состоит заглавная буква Г? (Писать начинаем сверху вниз. Наклонная линия с закруглением внизу. Затем пишем верхний элемент.)
- Напишите красиво и правильно заглавную букву Г.
IV. Словарная работа.
- Следующее угощение вы все любите - это загадки для словарной работы.
- Отгадайте загадки, запишите словарные слова.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)
Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)
Вертится,
Стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица.)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц.)
Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. (Проверка.)
- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)
- Зверям и птицам зимой живётся трудно.
- Они зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)
- Наш класс уже повесил кормушки. Какие птицы побывали у нас в гостях?
- Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их.
Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. (Самопроверка. )
V. Работа по теме «Заглавная буква в именах собственных».
1. Коллективная работа (устно).
- Однажды, мой сын Серёжа, читая книгу, встретил слова, которые были записаны то с большой буквы, то с маленькой, а произносились одинаково. (серёжка, Серёжка, ночка, Ночка, зорька, Зорька). Он спросил меня:
« Почему так пишутся слова?»
- А как бы вы ответили?
- Приведите примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик, лев-Лев.)
- Чем ещё различаются слова? (Значением.)
- Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.)
Не боится морозов Серёжа морозов. Хороши груши в корзине у груши.
Домик для скворцов делал Алёша скворцов. Коля арбузов купил пять арбузов. Вася рыбаков был у рыбаков.
-Как правильно надо записать эти предложения?
- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)
2. Работа в парах.
– На ваших столах лежат карточки .Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам. Работать будете в паре.
-А теперь проверим.
- У всех так? А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её.)
- Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)
3. Физминутка для глаз. Дети под музыку следят за движением объектов.
4. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей.
- У каждого человека есть фамилия, имя и отчество.
Послушайте стихотворение «Прапрадеды», автор Г. Граубин.
Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов —
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих,
Фамилии простые.
- Знаете ли вы, что означают ваши фамилии?
- Вам предстоит это узнать самостоятельно или с помощью родителей к следующему уроку.
Учебник .
- Что о фамилии сказано в учебнике?
Имена
-Кроме фамилии у человека есть имя.
- Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша - Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.
- Назовите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам. (Саша, Женя, Валя)
Отчества.
- А какое у вас отчество?
5. Клички животных.
- Ой, ребята! Кто это пожаловал к нам в гости? Да это вредные мыши, которые всё время пристают к коту Леопольду. Я думаю, что сегодня они нам не будут мешать. Они приготовили для нас задание и хотят, чтобы мы его выполнили.
- Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах заглавную букву.
Леопольда, любим, кота, мы.
- Подчеркните главные члены предложения.
Мы любим кота Леопольда.
- Какие добрые мыши! Я так рада, что они нам не мешают на уроке, а помогают.
- В гости к ЗАГЛАВНЫМ БУКВАМ пришли разные животные. Познакомьтесь с ними.
- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями. (Работа на карточках)
Кошка | Шарик |
собака | Мурка |
корова | Сокол |
конь | Зорька |
6. Физкультминутка.
- Наши глазки очень устали, пусть они отдохнут. (физкультминутка для глаз)
- А теперь давайте посмотрим, кто из вас самый внимательный:
- Встаньте те, у кого имя начинается с буквы П.
- Встаньте те, у кого имя начинается с буквы М.
- Встаньте те, у кого имя заканчивается на гласный звук.
- Встаньте те, у кого имя заканчивается на согласный звук.
VI. Проверка знаний, умений и навыков.
- Мыши прислали письмо коту Леопольду. Правильно ли они написали его?
Здраствуй, кот леопольд! Мы хатим с тобой встретиться. Приходи к нам вгости. Мы жывём на улице солнечной, вдоме бабушки маши.
Мышонок пик и мик. (Работа в группе)
- Найдите ошибки.
- Вернуться домой из гостей мы сможем, если верно выполним тест . Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы.
Результаты выполненной работы проверим. (Слайд )
Тест к уроку.
Имена собственные пишутся:
а) с большой буквы.
б) с маленькой буквы.
2. К именам собственным не относятся:
а) названия месяцев, времён года;
б) клички животных;
в) географические названия;
г) имена, отечества, фамилии людей.
3. Найди имена собственные:
а) гроза, снег, дождь;
б) Москва, Тверь, Редкино;
в) собака, кошка, корова;
г) март, январь, июль;
4.Собственные имена существительные отвечают на вопросы:
а) какой? какая?; какое? какие?
б) кто?;
в) что?
Г) что делать? что сделать?
5. В каких словах допущены ошибки?
а) маша, Вишня, Девочка, ирина;
б) Река, Собака, иванов, Гора;
в) Петров, кошка, Олег, Алексеевна.
VII. Обобщение.
- Какие слова относят к именам собственным?
Имена собственные (схема):
- Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель:
Наш урок подходит к концу.
Что интересного вы узнали об именах?
Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке я
- Ребята, я прошу вас поставить отметку себе за урок при помощи сердечек.
«5»- это красное сердечко
«4» - это зелёное сердечко
«3» - это жёлтое сердечко
- А вот я и кот Леопольд с мышами поставили за наш урок свою отметку! Красное сердечко!
- Спасибо всем за урок. Вы были молодцы!
IX. Домашнее задание
Выяснить значение своего имени, фамилии.
Материал формирует умение писать с заглавной буквы имена существительные.