СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в собственных именах существительных".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал формирует  умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в собственных именах существительных".»

Тема урока: Заглавная буква в собственных именах существительных.
Цель:  формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные.
 Задачи:

  • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной  буквы в именах собственных.

  • Развитие  мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

  • Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.


                                         ХОД УРОКА

 
I. Организационный момент. 

- Встали все ровно. Тихо сели.

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Постановка задач урока.

Психологическая минутка.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? (Ответы детей)

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности  на нашем уроке русского языка?

- У вас на столе лежат смайлики: солнышко и тучка. Посмотрите, какой из смайликов отражает ваше настроение. Выберите его, покажите.


-Сегодня мы отправляемся в гости. Путь наш лежит, отгадайте куда? (Загадка про буквы)

«33 сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ».

Букв в русском алфавите много, но мы побываем в гостях у необычных букв.

- В гости мы отправимся с героем мультфильма, который говорил вот такие слова: «Ребята, давайте жить дружно!» Узнали его?

- Это кот Леопольд.

- А кому он это говорил?

 Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о  букве написал Е.Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!            

Учитель: - Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».)

Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):

  • уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,

  • закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,

  • узнать об истории возникновения фамилий и имён.

III. Чистописание.

- Заглавные буквы приготовили для вас угощение в виде заданий, которые мы будем выполнять.  Если мы будем их выполнять, то хозяева нами будут довольны.

- Начнём с минутки чистописания.

- Найдите одинаковый звук в словах: Галина, гимназия, город, Греция, гриб, гроза, газета. (Звук [г].)

- Какой это звук? (Согласный, звонкий, парный.)

- Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «гэ».)

- Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Г.

- Послушайте весёлые стихи об этой букве.

- На что похожа буква Г?

  • Г стоит как великан, буква Г – подъёмный кран.

  • Перед нами буква Г стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге горбит спину буква Г.

- Из каких элементов состоит заглавная буква Г? (Писать начинаем сверху вниз. Наклонная линия с закруглением внизу. Затем пишем верхний элемент.)

- Напишите красиво и правильно заглавную букву Г.

IV. Словарная работа.

-  Следующее угощение вы все любите  -  это загадки для словарной работы.

- Отгадайте загадки, запишите словарные слова.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)

Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)

Вертится, 
Стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица.)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы.  (Заяц.)

Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. (Проверка.)

- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)

- Зверям и птицам зимой живётся трудно.

- Они зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

- Наш класс уже повесил кормушки. Какие птицы побывали у нас в гостях?

- Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их.

Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. (Самопроверка. )

V. Работа по теме «Заглавная буква в именах собственных».

1. Коллективная работа (устно).

- Однажды, мой сын Серёжа, читая книгу,  встретил слова, которые были записаны то с большой буквы, то с маленькой, а произносились одинаково. (серёжка, Серёжка, ночка, Ночка, зорька, Зорька). Он спросил меня:

« Почему так пишутся слова?»

- А как бы вы ответили?

- Приведите  примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик, лев-Лев.) 

- Чем ещё различаются слова? (Значением.)

- Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.) 

Не боится морозов Серёжа морозов. Хороши груши в корзине у груши.

Домик для скворцов делал Алёша скворцов. Коля арбузов купил пять арбузов. Вася рыбаков был у рыбаков.

-Как правильно надо записать эти предложения?

- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)

2. Работа в парах.

– На ваших столах лежат карточки .Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам. Работать будете в паре.

-А теперь проверим. 

- У всех так? А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её.)

- Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)

3. Физминутка для глаз.  Дети под музыку  следят за движением объектов.

4. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. 

- У каждого человека есть фамилия, имя и отчество.

Послушайте стихотворение «Прапрадеды», автор Г. Граубин.

Кем был твой прадед на Руси, 
Свою фамилию спроси. 
Есть в каждом классе Кузнецов. 
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов — 
Отец отца отцова. 
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих,
Фамилии простые.

- Знаете ли вы, что означают ваши фамилии?

- Вам предстоит это узнать самостоятельно или с помощью родителей к следующему уроку.

Учебник .

- Что о фамилии сказано в учебнике?

Имена

-Кроме фамилии у человека есть имя.

- Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша - Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.

- Назовите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам. (Саша, Женя, Валя)

Отчества.

- А какое у вас отчество?

5. Клички животных.

- Ой, ребята! Кто это пожаловал к нам в гости? Да это вредные мыши, которые всё время пристают к коту Леопольду. Я думаю, что сегодня они нам не будут мешать. Они приготовили для нас задание и хотят, чтобы мы его выполнили.

- Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах заглавную букву.

Леопольда, любим, кота, мы.

- Подчеркните главные члены предложения.

Мы любим кота Леопольда.

Какие добрые мыши! Я так рада, что они нам не мешают на уроке, а помогают.

- В гости к ЗАГЛАВНЫМ  БУКВАМ пришли разные животные. Познакомьтесь с ними. 

- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями. (Работа на карточках)

Кошка

 Шарик

собака

 Мурка

корова

 Сокол

конь

 Зорька

6. Физкультминутка.

- Наши глазки очень устали, пусть они отдохнут. (физкультминутка для глаз)

- А теперь давайте посмотрим, кто из вас самый внимательный:

- Встаньте те, у кого имя начинается с буквы П.

- Встаньте те, у кого имя начинается с буквы М.

- Встаньте те, у кого имя заканчивается на гласный звук.

- Встаньте те, у кого имя заканчивается на согласный звук.

VI. Проверка знаний, умений и навыков.

- Мыши прислали письмо коту Леопольду. Правильно ли они написали его?

Здраствуй, кот леопольд! Мы хатим с тобой встретиться. Приходи к нам вгости. Мы жывём на улице солнечной, вдоме бабушки маши.

Мышонок пик и мик.  (Работа в группе)

- Найдите ошибки.

- Вернуться домой из гостей мы сможем, если верно выполним тест Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Результаты выполненной работы проверим. (Слайд )

Тест к уроку.

  1. Имена собственные пишутся:

а) с большой буквы.

б) с маленькой буквы.

       2. К именам собственным не относятся:

а) названия месяцев, времён года;

б) клички животных;

в) географические названия;

г) имена, отечества, фамилии людей.

         3. Найди имена собственные:

а) гроза, снег, дождь;

б) Москва, Тверь, Редкино;

в) собака, кошка, корова;

г) март, январь, июль;

        4.Собственные имена существительные отвечают на вопросы:

а) какой? какая?; какое? какие?

б) кто?;

в) что?

Г) что делать? что сделать?

5. В каких словах допущены ошибки?

а) маша, Вишня, Девочка, ирина;

б) Река, Собака, иванов, Гора;

в) Петров, кошка, Олег, Алексеевна.


VII. Обобщение. 

- Какие слова относят к именам собственным?

Имена собственные (схема):

  • имена

  • отчества

  • фамилии

  • клички животных

  • названия городов, стран, улиц, рек

- Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.

VIII. Итог урока. Рефлексия. 

Учитель: 

  • Наш урок подходит к концу.

  • Что интересного вы узнали об именах?

  • Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке я

  • узнал, открыл для себя…

  • научился, смог…

  • могу похвалить себя и своих одноклассников за …

- Ребята, я прошу вас поставить отметку себе за урок при помощи сердечек.

«5»- это красное сердечко

«4» - это зелёное сердечко

«3» - это жёлтое сердечко

- А вот я и кот Леопольд с мышами поставили за наш урок свою отметку! Красное сердечко!

- Спасибо всем за урок. Вы были молодцы!

IX. Домашнее задание 

Выяснить значение своего имени, фамилии.











Материал формирует умение писать с заглавной буквы имена существительные.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!