Тема: «Ёжик из пластилина».
Развивать творческие способности, воображение, креативность.
Воспитывать у обучающихся такие качества как: трудолюбие, самостоятельность, аккуратность;
Воспитывать любовь к природе, любовь к труду.
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Форма контроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Мотивация к учебной деятельности | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должен быть пластилин, подкладной материал, тряпочка для рук или салфетки. Всё лишнее с парты нужно убрать в рюкзак. Застегните их и повесьте на крючки, чтобы они никому не мешали. А теперь, ребята, послушайте загадку. В дикой природе он существует, Видом, своим, он интригует: Лапки короткие, носик и хвост, Море колючек и маленький рост. Опасность, коль, коснётся — Клубком он вмиг свернётся. Кто же это, ребята? отвечаем по поднятой руке. Совершенно верно, это еж. И сегодня на уроке к нам придут его друзья из чудесного осеннего леса. | Приветствуют учителя. Убирают все лишнее с парт Ёжик | Ф | | | | - строят несложные цепочки логических рассуждений (П); - отвечают на вопросы учителя (К); | - формируются начальные основы мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения. |
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Обобщение знаний; Развитие мыслительных операций; Фиксация затруднений; | Словесный (беседа, рассуждение) Практический | Ребята, с каким материалом мы сегодня будем работать? Верно. Давайте вспомним правила работы с пластилином. Очень хорошо, верно, молодцы. Как вы думаете, что еще нам еще сегодня нужно, чтобы работать с пластилином? Верно. Можете ли вы предположить, что мы ими будем делать? Тоже верно, а еще? Вижу, этот вопрос вызвал у вас затруднение. Трудно определить, что мы будем делать, не видев готового изделия. Когда вы узнаете, что мы будем делать, тогда сразу всё станет понятно. | Отвечают по поднятой руке. С пластилином. Нужно застилать стол клеёнкой или работать на подкладной доске; следить, чтобы куски пластилина не падали на пол; стараться не испачкать одежду; разминать и согревать руками пластилин; после работы убирать рабочее место; после завершения работы протереть руки влажной тряпкой или вымыть их с мылом. Ножницы Разрезать пластилин на части Затрудняются в ответе | Ф | | Учительский контроль (беседа) | -применяют знания о правилах работы с пластилином; | - выполняют под руководством учителя учебные действия (Р); - отвечают на вопросы учителя (К); - воспринимают и обсуждают различные точки зрения при ответе на вопросы (К). | - формируются начальные представления о математических способах познания мира. |
Целеполагание и построение учебного проекта | Постановка темы, цели урока и плана работы | Словесный (беседа, рассуждение), наглядный | -итак, ребята, предположите, как будет звучать тема нашего урока? Совершенно верно. Сегодня мы с вами будем делать ежика из пластилина. -подумайте, чему мы будем сегодня на уроке учиться? Какая будет наша цель? -молодцы. Всё верно. -для нашего урока нужен план. Я для вас подготовила план, но проворные ежики, которые пришли к нам на урок, всё в нем перемешали. Помогите мне его восстановить и расставить пункты в нужном порядке. -очень хорошо, молодцы. Давайте еще раз теперь посмотрим, что у нас получилось. Выводит на доску готовый план Рассмотреть детали пластилинового ежа Узнать, как выполнить каждую деталь Сделать своего ежа из пластилина Поместить ежей на полянку | Ежик, ежик из пластилина Научиться делать ежика из пластилина. Рассмотреть детали пластилинового ежа Узнать, как выполнить каждую деталь Сделать своего ежа из пластилина Поместить ежей на полянку | Ф | Интерактивная доска Слайд презентации 1-4 | | | П: - умение строить цепочки логических рассуждений Р: - умение формулировать цель; - воспринимают и обсуждают различные точки зрения при ответе на вопросы (К). | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. определение общей цели и путей ее достижения; |
Анализ конструкции изделия | Закрепление имеющихся знаний и их дополнение на основе беседы, рассказа обучающимися информации и выполнение заданий | Словесный (беседа, рассуждение, рассказ), наглядный | Давайте с вами рассмотрим готовое изделие. Как вы думаете, сколько тут деталей? Верно, тут 14 деталей, но у меня столько деталей получилось из-за того, что ежик что-то несет на своих иголках. Скажите, что это? Верно. А зачем они ему? А ежики впадают в спячку зимой или нет? Совершенно верно. Они впадают в спячку, изредка просыпаются, чтобы поесть и снова засыпают. Сегодня мы с вами сделаем ежиков и поможем им запастись едой на зиму. Давайте посмотрим какой в основном формы все наши детали? Верно. Ежик в целом сделан из шариков и овалов разных размеров. Какие детали самые большие? Верно, молодцы. | Рассматривают пластилинового ежа. 5,10,1 12, 14 Яблоко и гриб. Сейчас осень, ежик запасается едой на зиму. Да, впадают. Шары, овалы Голова и туловище. | Ф | Наглядный материал | Учительский контроль (беседа) | Определяют количество деталей в изделии; Определяют форму и размер деталей; | - выполняют под руководством учителя учебные действия (Р); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
Анализ технологической последовательности изготовления изделия | | | А теперь давайте подробнее рассмотрим каждую деталь. Что вы можете сказать о его мордочке? А целый тут кусок пластилина использован? Верно. Скажите, чтобы сделать ушки, я тоже вытягивала пластилин? Верно. Я отрезала небольшой кусок пластилина, разделила его на две части и из каждой сделала шар. Затем их я прикрепила к голове нашего ежика, надавила с обеих сторон, чтобы шар стал плоским, а затем немножко закруглила по краям. Из чего сделаны глаза и нос? Верно. А лапки? Все верно. Молодцы. Давайте внимательно рассмотрим его спину с колючками. Как вы думаете сколько кусков пластилина для нее нужно? Правильно. Для того, чтобы ее сделать, нам потребуется целый кусок пластилина. А как сделаны иголки? Верно! Это довольно сложная работа, требующая большой аккуратности. Если вы будете стараться, то у вас получится замечательный ежик. Что будет на спине у вашего ежика – решите вы сами. Возможно, он у вас соберет несколько яблок или несколько разных грибочков, а может он будет нести у вас листочки деревьев, чтобы обустроить свой домик и спать зимой в тепле. | Она сделана из желтого пластилина, путем вытягивания. Нет, половинка. Нет, они прикреплены к его голове и сделаны из других небольших кусочков пластилина. Из маленьких шариков черного пластилина. Примерно из таких же кусочков пластилина, что и ушки, только лапки овальные. Один целый кусок пластилина Они вырезаются стекой | Ф | Наглядный материал | Учительский контроль (беседа) | Определяют форму каждой детали изделия; Определяют как детали изделия соединены между собой; | использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
Постановка дидактической задачи | Закрепление имеющихся знаний | Словесный (беседа, рассуждение, объяснение), практический | Итак, ребята, основные детали мы с вами обсудили, теперь посмотрите этапы выполнения работы. 1 – берем нужные нам цвета пластилина, разрезаем желтый на три части. Сначала пополам, а вторую половину еще на две части. Одна будет побольше, другая поменьше. Вы всё можете увидеть на изображении. Самый маленький кусочек делим пополам, средний на 4 части. 2 - Из большого делаем шар. Разогреваем в ладошках, катаем, можно на дощечке, если у кого-то есть. 3 – вытягиваем мордочку. Делаем ее конусовидной формы. 4 – из куска коричневого пластилина катаем большой овал. 5 – соединяем туловище и мордочку. 6 – делаем из двух маленьких кусочков шарики, скатываем, прикрепляем к голове, приплющиваем двумя пальцами и закрепляем. Можно округлить. Это ушки 7 – между ушками и за ушками делаем иголочки. Катаем из небольших кусочков пластилина шарики, а потом вытягиваем до конусовидной формы и прикрепляем к голове ежа. 8 - из 4 маленьких кусочков делаем овалы, катаем. Это будут лапки. Прикрепляем внизу туловища ежика. 9 – отщипываем от черного пластилина маленькие-маленькие кусочки. Всего надо три. Из одного делаем шарик – носик. Из двух тоже катаем шарики, приплющивая прикрепляем их на мордочку. 10 – самое сложное. Делаем надрез ножницами. После того как надрезали легонько потяните вверх. Получается колючка. Заметьте, у ежика в колючках должно быть всё тело. 11 – делаем фрукты, помещаем ежика на полянку. Если кто-то очень быстро справится, то может украсить полянку для ежика. | | Ф | Наглядный материал Приложение 1-3 | Учительский контроль (беседа) | | готовность слушать собеседника и вести диалог; определение общей цели и путей ее достижения; | . овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения |
Практическая работа | Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на закрепление нового навыка. Организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону. | Словесный (объяснение), практический, наглядный | Итак, ребята, вам есть вопросы по изделию? Вижу, что пока что нет. Все этапы на доске, мы с вами всё проговорили. Когда будете работать с ножницами, то соблюдайте технику безопасности. Давайте вспомним правила работы с ножницами. Назовите их. Все верно, молодцы. Можете приступать к выполнению. Если появятся вопросы – поднимайте руку и я к вам подойду. | Ножницы класть кольцами к себе Не оставлять ножницы раскрытыми Передавать ножницы кольцами вперед Не махать ножницами, не подносить к лицу Использовать ножницы по назначению После окончания работы ножницы убрать Приступают к выполнению | Ф И |
6 | само-контроль | | Р: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем; понимать и принимать предложенные учителем способы решения учебной задачи. П: Преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия; применять знания на практике. Анализируют свою деятельность. | овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей; |
Оценка готовых работ | Выявление границы применимости нового знания, и использование его в системе изученных ранее знаний. Повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Словесный (беседа) | Итак, ребята, заканчиваем нашу работу. Убираем материалы и инструменты на край стола. Сейчас мы будем оценивать ваши работы. Кто не успел, доделывайте, а кто уже готов, может выйти к доске и оценить свою работу. Выводит на доску слайд с критериями. Спасибо за ответ. Садись. Фиксирует как ученик оценил себя и как была выполнена работа | Ребенок у доски оценивает свою работу по предложенным критериям | Ф И | Слайд презентации | Учительский контроль (беседа), самоконтроль | | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; | - понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебно-познавательной деятельности и того, что успех в ней во многом зависит от самого обучающегося. |
Рефлексия | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Словесный (беседа), практический | Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая же у нас была тема урока? А какую цель вы ставили перед собой в начале урока? Правильно, молодец. Вы достигли ее? Почему? Отлично Сейчас я предлагаю каждому оценить свою деятельность на уроке. Посмотрите на слайд. Вы видите, перед собой предложения, которые не закончены. Подумайте, как их можно продолжить. Кто попробует дополнить первое предложение: сегодня я узнал…? Очень хорошо! Следующее начало предложения звучит так: сегодня на уроке мне было интересно…? Отлично, молодец. Всем спасибо за ваши ответы! | Еж из пластилина Научиться делать ежа из пластилина Да Мы смогли сделать ежей. Сегодня я узнал, как сделать ежа из пластилина Я узнал, как сделать иголки ежу с помощью ножниц Мне было интересно делать ежа, украшать для него полянку и делать для него грибы | Ф | Интерактивная доска | Самоконтроль | | - понимают и принимают учебную задачу (Р); - осознают результат учебных действий, под руководством учителя описывают результаты действий (Р); - отвечают на вопросы учителя (К). | - понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебно-познавательной деятельности и того, что успех в ней во многом зависит от самого обучающегося. |
Подведение итогов урока | | | Я хочу сегодня всех вас похвалить, вы очень активно и хорошо работали, надеюсь, вы будете так же замечательно работать и на следующих уроках. А теперь нашим ежикам пора вернуться в осенний лес, давайте поможем им собраться вместе на одной большой поляне. Так у нас получится небольшая выставка работ. Какие у вас получились замечательные ежики. Вы все большие молодцы. На этом наш урок подходит к концу, сейчас будет звонок, можете готовиться к другому уроку. | Обучающиеся относят своих ежей, размещают их на последней парте. | Ф | | | | | |