Конспект урока по технологии в 5 классе на тему "Швейная машина как основное технологическое оборудование для изготовления швейных изделий"
Тема: “Швейная машина как основное технологическое оборудование для изготовления швейных изделий”
Цель: – освоение понятия «Швейная машина», «верхняя и нижняя нить», формирование умений заправки нижней и верхней нити, намотки нитки на нижнюю шпульку; овладение общетрудовыми и специальными умениями; углубление представлений учащихся о трудовой деятельности на электрической швейной машине с дисплеем
Планируемые результаты:
Предметные результаты: учащиеся узнают о назначении и устройстве швейной машины; научатся правильно заправлять швейную машину и выполнять простые строчки; получат навыки работы с инструментами для обслуживания швейной машины и научаться ухаживать за ней
Формируемые УУД:
Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности; формирование знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе.
Регулятивные: планирование учебной деятельности, определение темы и цели урока.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками , способ взаимодействия друг с другом.
Личностные: воспитание у учащихся культуры труда, возбуждение интереса к работе на швейной машине; убеждение в значимости приобретенных знаний; умение провести самооценку.
Тип урока. Открытие новых знаний
Оборудование: презентация https://ru.wikipedia.org/wiki/Швейная_машина, швейные машины, инструменты для обслуживания швейных машин (отвертка, плоскогубцы, ножницы), образцы швейных изделий.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, отметка отсутствующих.
II. Актуализация знаний
Вопросы для обсуждения:
Какие виды швейных машин вы знаете?
Для чего используются швейные машины?
Как правильно выбрать швейную машину для определенного вида работ? III. Изучение нового материала
Объяснение основных частей швейной машины: игла, челнок, регулятор натяжения нити, лапка, маховое колесо, нитепритягиватель, рычаг подъема лапки.
Итак, откройте учебник , откройте сайт, гиперссылка которого указана у вас в компьютерах.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Швейная_машина
Ознакомьтесь с вопросами.
На прошлом уроке мы уже немного касались этой темы. Сегодня мы подробней узнаем, что такое швейная машина, научимся наматывать нижнюю нить на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити на швейной машине, выводить нижнюю нить на поверхность швейной машины. Т.е. мы ознакомимся с операциями, которые готовят швейную машину к работе.
Что же такое швейная машина? Кто даст мне определение?
3.1 Работа в тетради
- В тетрадях запишите определение швейной машины.
- А в каком веке и кем была создана первая швейная машина?
- Где же применяют швейные машины, у кого этот вопрос, кто ответит?
- Швейные машины имеют очень широкое применение во всем мире, именно поэтому их можно разделить на две группы на какие, у кого есть этот вопрос?
Правильно. Машины для домашнего использования, в быту – это бытовые машины. Машины, которые используют на швейных фабриках, в массовом производстве, в ателье - это промышленные (производственные) машины.
- Сегодня мы с вами рассмотрим бытовые машины. Их можно разделить на три вида.
Машины с ножным приводом, с ручным приводом, с электрическим приводом и электронным дисплеем. Машины с ножным и ручным приводом в наше время в магазинах практически найти невозможно. Их заменили новые современные машины с электрическим приводом и электронным дисплеем. Наш класс оснащен швейными машинами с электрическим приводом и электронным дисплеем.
Кто мне ответит, что такое привод?
3.2 Включение в систему знаний и повторения
- Швейная машина – это основной инструмент при работе с тканью, кожей и другими текстильными материалами, который служит для соединения деталей при пошиве различных изделий. Основное преимущество шитья на швейной машине - большая производительность труда и высокое качество строчки. Швейная машина выполняет работу по соединению тканей примерно в 50 раз быстрее, чем это можно сделать вручную (машина с электрическим приводом делает это еще быстрее).
В настоящее время существует большое разнообразие швейных машин . В 21 веке швейная машина – это машина-компьютер, которая шьет, вышивает, составляет рисунки, помогает пользователю управлять ею. Современные швейные машины бывают узкой специализации (это когда на швейной машине выполняется только одна операция – пришивание пуговиц, пробивание петель, обмётывание, подшивание, вышивание), такие машины используются в промышленном производстве. Универсальные (позволяют выполнять швы различных видов, строчки разной длины и по различным направлениям), такие машины часто используют в быту.
IV.Практическая работа
(заправка швейной машины, выполнение простых строчек, уход за швейной машиной);
Как можно назвать, швейные машины, на которых мы с вами учимся шить?
- На прошлом уроке мы с вами не столь обширно, но уже обращались к швейной машине и изучали строение швейной машины, которая имеется в нашем кабинете. Эти знания вам понадобятся для изучения операций, которые готовят машину к работе.
- Для работы на швейной машине используют две шпульки. Одна большая - с нитью верхней, которая идет сверху по машине, вторая – маленькая, с нитью нижней, которую мы наматываем на шпульку. Нижняя шпулька находится в челночном устройстве машины и идет в комплекте с машиной. Для того, что бы подготовить машину к работе, нужно провести четыре операции:
Первая - намотать нижнюю нить на шпульку.
Намотка нижней нитки на шпульку:
1.основная шпулька устанавливается на катушечный стержень
2.нить протягивается через нитенаправитель моталки и наматывается на шпульку
3.шпульку надеть на шпиндель моталки и прижать к стопору моталки
4. привести в нерабочее положение маховое колесо
5.нажать на педаль и намотать нитку
6.когда нитка намотается, шпиндель моталки остановится автоматически
7.отжать шпульку влево, нить отрезать, маховое колесо вернуть в рабочее положение.
Заправка нижней нити:
1.шпульку в челнок, нитку провести под пластинчатые пружины
2.челнок в челночное устройство, так, что бы рычаг челнока попал в гнездо челночного устройства до щелчка
Заправка верхней нити:
1.большую катушку с нитью устанавливаем на катушечный стержень
2.через нитенаправитель вниз, вверх через нитепритягиватель, вниз в пружину возле иглы, в ушко иглы от себя, под лапку.
И сейчас я приглашаю вас подойти к швейной машине.
- На практике я покажу вам, как намотать и заправить нижнюю нить, заправить верхнюю нить и вывести нижнюю нить на поверхность:
(комментируя, учитель выполняет все операции)
Выведение нижней нити на поверхность.
1.верхнюю нить тянем на себя и опускаем иглу при помощи махового колеса в челночное устройство, делаем несколько вращений на себя
2.вытягиваем верхнюю нить на поверхность и вместе с ней петлю нижней нити.
3.за петлю вытягиваем нижнюю нить на поверхность.
- Пройдите к швейным машинам, сядьте и повернитесь ко мне.
V Техника безопасности по время работы на швейной машинке
Прежде чем перейти к практической части нашего занятия, повторим технику безопасности при работе на швейной машине.
VI. Практическая работа
На столах возле машин лежат инструкционные карты, в них дана последовательность ваших действий, которая включает в себя четыре операции. Воспользуйтесь этими картами , выполняя практическую часть нашего занятия.
Приступить к 1 операции: намотка нитки на нижнюю шпульку.
- Закончили работу.
Приступили ко второй операции:
Вложили шпульку в челнок и установили в челночное устройство.
- Перешли к третьей операции: заправка верхней нити;
-Выполняем четвертую операцию: выведение нижней нити на поверхность;
-Практическая часть нашего урока завершена и сейчас я предлагаю вам оценить свою работу при помощи оценочного листа, который лежит рядом с машиной и сформулировать сделанные во время практической работы выводы.
VII. Контроль формирования знаний и умений.
-______________, какую оценку ты поставила себе за работу? Работа проведена аккуратно и правильно, я с тобой согласна и ставлю тебе… (оценивание практической работы выставление оценок)
VIII. Закрепление изученного
- Возьмите инструкционные карты с собой. Сядьте за парты и давайте закрепим то, что мы сегодня прошли на уроке.
1.На какие две основные группы делятся швейные машины
(промышленные и бытовые)
2.Какой привод имеют бытовые швейные машины?
(ножной, ручной, электрический)
3.Какой привод на швейной машине лучше и почему?
(электрический привод лучше, потому что электрическая машина шьет быстрее и производительность труда повышается)
4.Какие операции нужно провести, что бы приготовить швейную машину к работе?
(намотку нижней нити, заправку верхней и нижней нити, выведение нижней нити на поверхность)
IX. Оценивание. Домашнее задание
Выучить определения, закрепить навыки намотки нити, заправки верхней и нижней нити, выведение нижней нити на поверхность. В подготовке домашнего задания вам станут помощниками инструкционные карты, которые я прошу вас вложить в тетради.
X. Рефлексия. «Светофор»
Хочу отметить, что красный цвет вызывает стремление к действию, ваш работа сегодня прошла активно и плодотворно.
Зеленый цвет говорит о внутренней гармонии, ваша работа прошла спокойно и уверенно.
Желтый цвет способствует любознательности и познанию, ваша работа на уроке дала вам познания нового и интересного. Я довольна вашей работой. На этом наш урок окончен.
V. Закрепление материала (ответы на вопросы по теме урока, повторение основ устройства швейной машины);