СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Гордость"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  знакомит с понятиями гордость и гордыня.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Гордость"»

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)

Тема «Гордость и гордыня»

Класс: 4

Тип урока: урок «открытия» новых знаний


План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе.


Цель:

-создание условий для понимания значения понятий гордость и гордыня, скромность и тщеславие;

- формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей.


Задачи урока:

Образовательные:

раскрыть нравственную сущность  понятий гордости и гордыни;

-выделить черты сходства и отличия этих понятий;

-содействовать стремлению к самопознанию  и самовоспитанию;

Развивающие:

-способствовать развитию моральных качеств

-развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Воспитательные:

-способствовать воспитанию моральных качеств: гордость и гордыня, скромность и тщеславие;


УУД:

Личностные:

-сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

-развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

-способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

-способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;

Регулятивные:

-способствовать выполнению «открытия» новых знаний;

-создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

-создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-создать условия для совместного решения учебной задачи;

-способствовать осуществлению взаимодействия ребенка при работе в паре;

- развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность

выполнения задания.

Познавательные:

-развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;

-помочь выделить и сформулировать познавательную цель;

-устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;

-продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике ;

-способствовать высказыванию детьми своего мнения;

-способствовать оцениванию своей деятельности на уроке;

-развивать умение работать с разными видами информации.

Планируемый результат

Предметные:

-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию;

-понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести;

-осознание ценности человеческой жизни.

Личностные:

-уметь выделять основные признаки нравственных ценностей, приводить пример их проявления;

-понимание учащимися, что носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «Золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе»;

Метапредметные:

-освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности ( в т. ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;


Методы:

-деятельностного подхода;

-моральных дилемм и дискуссий.

Формы: фронтальная, групповая.


Основные понятия: «гордость» и «гордыня»

Ресурсы: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Студеникин. – (ФГОС. Начальная инновационная школа). - М.: ООО «Руссское слово-учебник», 2012. -200с: ил.









Ход урока

1.Орг. момент. Актуализация знаний.

(Дети сидят группами)

-Добрый день. Заниматься нам не лень. Будем не лениться, а вместе все трудиться!

-Перед вами слова (на экране), прочитайте их:

трудолюбие, гордость, лень, милосердие, зависть, скупость, щедрость, благодарность, замкнутость, великодушие, злорадство, хамство, равнодушие, лживость, приветливость.


-Подумайте и скажите, что они характеризуют? (моральные качества человека)

-Распределите слова из списка по двум колонкам таблицы, работая в группе. Помните правила работы в группе.

Трудолюбие

Милосердие

Щедрость

Благодарность

Великодушие

Приветливость

Гордость


Лень

Зависть

Скупость

Замкнутость

Злорадство

Хамство

Равнодушие

Лживость

Гордость




-Проверим: прочитайте слова из колонки «Что хорошо?». «Что плохо?».

-Какое слово прозвучало дважды? (гордость)

-Куда отнесём это качество: «Что хорошо?» или «Что плохо?» (разные мнения)


2.Постановка цели урока. Сообщение темы урока.


- Определите, пожалуйста, тему урока. И поставьте, перед собой цель.

-выяснить, гордость – это хорошо или плохо?

- Сегодня на занятии мы и попытаемся разобраться в том, что такое гордость. Хорошо это или плохо.



3. «Открытие» новых знаний.

-Обсудите в группах, что такое гордость? (ответы детей)

-Давайте сравним наши выводы с объяснением в словаре Ожегова.

         Гордость чувство co6cmвеного достоинства, удовлетворенuе от чего-лuбо.

- А что говорит нам наш учебник? Откройте страницу 89, прочитайте.

         Гордость – это самоуважение, уважение других. Достоинство

1.- Какого человека называют гордым? Попробуйте дать определение.

-Испытывали ли вы когда-нибудь чувство гордости? Опишите это состояние.

- Подумайте, чем может гордиться человек? Чем в своей жизни вы

особенно гордитесь? Обоснуйте свой выбор.

Ответы детей:

  • дорогой вещью;

  • своей внешностью;

  • положением родителей;

  • своими достижениями;

  • числом знаменитых писателей и ученых страны и их достижениями;

  • добрыми делами и поступками;

  • своей школой;

  • своим талантом;

  • хорошо выполненной работой;

- Помогает ли гордость за что-то становиться лучше? Приведи примеры трудолюбивой гордости, гордости знания, гордости творчества…

-Сделайте вывод.

Вывод: Чувство собственного достоинства, это когда человек знает не только свои права, которые может отстоять, но и обязанности, которые он выполняет. Человек с чувством собственного достоинства сам никогда не опустится до оскорблений, но и себя не позволит оскорбить или унизить.

Самоуважение появляется тогда, когда человек обладает определёнными качествами, такими как: настойчивость, уверенность, трудолюбие.


-А теперь, скажите: гордость – это хорошо или плохо? (хорошо)


2.- А в чем, по-вашему, состоит национальная гордость?

Национальная гордость состоит в том, чтобы гордиться:

-размерами государства;

- красотой и богатством языка;

-числом знаменитых ученых и их достижениями;

-военной мощью страны;

- нравственной чистотой своего народа;

-известностью среди других народов;

- высоким уровнем благосостояния населения;

Вывод: Мы гордимся родителями; великими учёными, музыкантами, писателями, поэтами, прославившими нашу страну. Мы гордимся подвигами, которые совершили наши люди, защищая Родину от нашествия врага в годы Отечественной войны 1812 года, в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Мы гордимся первым полётом в Космос. Мы гордимся великими спортсменами. Мы гордимся нашей Родиной…..

-А это - хорошо или плохо? (хорошо)

-Прочитайте текст в учебнике и скажите, когда человеку присуще чувство собственного достоинства?

3. НО:

-возгордился школьник Андрей, ставший победителем двух городских олимпиад;

-он поменял друзей;

-пренебрежительно стал относиться к троечникам;

-перестал здороваться с одноклассниками…

-Что же это – ГОРДОСТЬ?


-Обсудите в группах данную ситуацию.

-Как называют люди такое поведение? (зазнайством, гордыней)

-Прочитайте в учебнике, на странице 90, что такое гордыня?

Гордыня – это гордость вне самой меры, ставшая слишком преувеличенной.

Гордыня – непомерная гордость, самолюбие.


-Поработайте в группах и подберите черты гордыни.

(тщеславие, высокомерие, заносчивость, самодовольствие)

«Не сотвори себе кумира», - говорится в Священном Писании. Для человека, страдающего гордыней, таким кумиром является, прежде всего, он сам. Он стремится к славе, создает себе преувеличенное мнение о своих достоинствах, ему постоянно кажется, что окружающие недооценивают его. Такой человек очень самолюбив, он никогда не признается в своих ошибках. Основа гордыни - безотчетная любовь к себе.

Вывод: Человек знает о своих положительных качествах и демонстрирует всем и каждому свою гордость.

-А это - хорошо или плохо? (плохо)

4. Что же у нас получилось? (и хорошо, и плохо)

Вывод: Гордость – сложное понятие, связанное с проявлением как положительных, так и отрицательных качеств человека. Поэтому, мы отнесём всё положительное к понятию «гордость», а отрицательное к новому понятию - «гордыня», что является гордостью вне всякой меры, ставшей, слишком преувеличенной.

4.Первичное закрепление материала.

- Поработайте вместе и проанализируйте пословицы и поговорки. В каких из них говорится о гордости, а какие высмеивают гордыню?

Пословицы

1. Кто любит Родину и народ, тот настоящий патриот.

2. Москва не город, а целый мир.

3. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

4. Капитаны наших кораблей - владыки наших морей.

5. Русский солдат не знает преград.

6. Слесарь, плотник - на все руки работник.

7. Хорошая работа два века живет.

8. На грош амуниции, а на рубль амбиции.

9. Ни перед кем шапки не ломает.

10. Самолюб всякому не люб.

-Давайте зачитаем пословицы о гордости. Объясните одну на выбор.

-А теперь – о гордыне.

-Гордого человека отличает скромность; а горделивого – тщеславие, т.е. качество, когда человек переоценивает себя, не видит достоинств других людей.

- Что же делать, чтобы прослыть гордым, а не горделивым? (ответы детей)

Вывод: учись тренировать себя.

-Действительно, идеальных людей не бывает. С одной стороны это напоминание о том, что своих друзей и близких надо принимать такими, какие они есть. С другой стороны, это утверждение должно стать призывом к действию – у каждого из нас есть недостатки, над которыми надо работать.

- А как стать лучше? (ответы детей)

- Правильно, зан это яться самовоспитанием. Но уже тема другого урока.

5.Подведение итогов. Рефлексия.

- Полезным или нет для вас оказался наш сегодняшний разговор?

-Продолжи предложение

Было трудно…

Меня удивило…..

Было интересно…..

Сегодня я узнала….

Теперь я умею…….



6. Домашнее задание будет на выбор:

1.Прочтите начало сказки, сочините продолжение.

­

Гордый цветок

Жил-был цветок, очень гордый. Он не хотел, чтобы солнце вмеши­валось в его жизнь и дарило ему тепло, чтобы дождь его поил, а земля ук­репляла корни. Он все хотел делать сам.

И вот однажды он ушел из дома, чтобы поселиться где-нибудь в таком месте, где не будет ни солнца, ни дождя, ни земли.

С ним произошло много самых разных приключений , в конце концов, цветок понял, что ошибался.


2.Отгадайте загадку: «Чем могут гордиться деревья, травы, животные?» Напишите о них сказку



До новых встреч.







Орудия Дьявола

Христианская притча

Дьявол решил продать все инструменты своего ремесла. Он аккуратно выставил их в стеклянной витрине на всеобщее обозрение. Что это была за коллекция! Здесь был блестящий кинжал Зависти, а рядом с ним красовался молот Гнева. На другой полке лежал лук Страсти, а рядом с ним живописно разместились отравленные стрелы Чревоугодия Вожделения и Ревности. На отдельном стенде был выставлен огромный набор сетей Лжи. Ещё там были орудия Уныния, Сребролюбия и Ненависти. Все они были прекрасно представлены и снабжены ярлыками с названием и ценой.

А на самой красивой полке, отдельно ото всех остальных инструментов, лежал маленький, неказистый и довольно потрёпанный на вид деревянный клинышек, на котором висел ярлык «Гордость». На удивление, цена этого инструмента была выше, чем всех остальных вместе взятых.

Один прохожий спросил Дьявола, почему он так дорого ценит этот странный клинышек, и он ответил:

— Я действительно ценю его выше всех, потому что это единственный инструмент в моём арсенале, на который я могу положиться, если все остальные окажутся бессильными.

И он с нежностью погладил деревянный клинышек.

— Если мне удаётся вбить этот клинышек в голову человека, — продолжал Дьявол, — он открывает двери и для всех остальных инструментов.









Словарь Ожегова

ГОРДОСТЬ,

  1. Чувство собственного достоинства, самоуважения
    2. Чувство удовлетворения от чего-либо.
    3. кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. Этот студент г. института.
    4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.).

ГОРДЫНЯ, горд’ыня, -и, ж. (высок.). Непомерная гордость (в 1 и 4 знач.). Обуздать свою гордыню.

Словарь Ушакова

ГОРДОСТЬ

. 1 Поведение, характер гордого (в 1 и 2 знач.) человека. Моя гордость мне этого не позволяет. Смирись, гордый человек, и прежде всего смири свою гордость. Достоевский.

ГОРДЫНЯ гордыни, мн. нет, ж. (книжн. устар.). Непомерная гордость (см. гордый во 2 знач.), высокомерие. Гордыней обуянный, обманывал я бога и царей. Пушкин.

2. То, чем (или тот, кем) гордятся. Эта турбина - гордость нашего завода. Матросы, краса и гордость революции




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!