Конспект урока
Тема урока «Химические свойства спиртов»
Возраст обучающихся 10 класс (15-16 лет)
Название предмета химия
Авторы Грошева Ирина Владимировна, учитель химии МОУ СОШ № 10 г Люберцы
Вид урока Лабораторная работа с элементами исследовательской деятельности
Тип урока Урок изучения нового материала.
Цель урока Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Проблемы, решаемые обучающимися Взаимосвязь между строением, свойствами и практическим значением предельных одноатомных спиртов.
Планируемые результаты:
Предметные формирование представлений о свойствах предельных одноатомных спиртов и
понимания взаимосвязи между строением, свойствами и практическим значением предельных одноатомных спиртов
регулятивные УУД способность к целеполаганию, планирование проведения экспериментальной работы и прогнозирование полученных результатов
познавательные УУД проводить химические реакции, подтверждающие свойства спиртов,
писать уравнения реакций, распознавать спирты, уметь выполнять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ, пользоваться справочной литературой, выявлять причину и следствие, делать выводы, участвовать в постановке и решении проблемы.
коммуникативные УУД обсуждать ход работы и ее результаты в группе, формулировать выводы, координировать совместную деятельность, формировать межличностные отношения через работу в группах.
личностные результаты формирование положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности.
10.Оборудование медиапроектор, компьютер, экран, презентация «Химические свойства спиртов», инструктивные карточки.
Учебник « Химия» О.С. Габриелян 9 класс Базовый уровень.
Оборудование и реактивы:
Стол № 1 Метанол, этанол, пропанол, бутанол, пентанол, фарфоровые чашки, лучинка, спички,
стеклянные пластинки.
Стол № 2 Этанол, медная проволочка, спиртовка, набор пробирок, пробиркодержатель, раствор
бихромата калия, раствор серной кислоты.
Стол № 3 Этанол, пропанол, бутанол, вода, кусочки натрия, запаянные в стеклянных ампулах,
индикатор метилоранж, набор пробирок, спички.
Стол № 4 Смесь этилового спирта с концентрированной серной кислотой, бромид калия, смесь
воды со льдом, круглодонная колба, штатив, делительная воронка, спиртовка, спички.
Стол № 5 Этанол, белок куриного яйца, кусочек сырого мяса, кровь, физиологический раствор,
вода, растительное масло. Набор пробирок.
11.Этапы урока
Этап урока (занятия) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Осуществляемые действия | Познавательная | Регулятивная | Коммуникативная |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | Осуществляемые действия | Формируемые умения | Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1.Организационный момент | Приветствует учащихся, создает благоприятную обстановку на уроке. Обращает внимание учащихся на готовность к уроку. | | | Настраиваются на урок. Готовятся к уроку. | саморегуляция | | |
2.Постановка учебных задач | Предлагает систему вопросов, способствую-щих выявлению главной проблемы урока. Совместно с учениками формирует тему урока, ставит цель. | Отвечают на вопросы, сталкиваясь с противоречиями, возникающими в ходе их обсуждения. Совместно с учителем формулируют тему урока, ставят цель. | Постановка проблемы | Формулируют,принимают и сохраняют учебную цель и задачу | Целеполагание | Участвуют в беседе, слушают ответы других учащихся | Умение вести диалог |
3.Совместное исследование проблемы | Организует самостоятель-ную эксперимен-тальную деятельность учащихся исследователь ского характера. Разъясняет исследовательские задания, записанные на карточках для каждой группы и порядок заполнения результатов исследования в таблице. Проводит инструктаж по технике безопасности при обращении с химическими реактивами и нагревательными приборами. Помогает и контролирует проведение лабораторных исследований. Наблюдает за ходом работы учащихся в группах. | Слушают инструктаж по технике безопасности. Проводят эксперименталь-ные исследования. Выдвигают гипотезу в ходе проведения эксперимента. Объясняют и подтверждают выдвинутую гипотезу. Записывают наблюдения, уравнения реакций и выводы в рабочую таблицу. | Проводить химические реакции, подтверж-дающие свойства спиртов. Писать уравнения реакций. Распозна-вать спирты. Постановка и решение проблемы | Планирование и контроль экспериментальной деятельности | Планирование, прогнозирование результатов, взаимоконтроль | Совместно выполняют эксперимента-льную работ | Умение работать в группе |
4.Моделирование | Организует обсуждение эксперимента-льной деятельности учащихся в группах. | Воспроизводят полученные результаты своих исследований. Ведут записи исследований других групп в своих рабочих таблицах. Записывают уравнения химических реакций на доске. | Общеучеб-ные умения и навыки | Самооценка, самопроверка, корректирова-ние результатов своей деятельности | Контроль, Коррекция, самооценка | Слушают ответы учащихся, участвуют в обсуждении | Умение вести диалог |
5.Решение частных задач | Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний через решение разноуровне-вых задач. | Осуществляют деятельность по применению полученных знаний. | Примене-ние получен-ных знаний на практике | Планируют самостоятельную деятельность | Планирование, контроль, коррекция | | |
6. Рефлексия | Организует деятельность учащихся по самооценке своей работы и оценке работы в группе. | | | Оценивают свою деятельность на уроке. | Самооценка | Обсуждают результаты, задают вопросы | Умение вести беседу |
7. Домашнее задание | Объясняет особенности домашнего задания. | Записывают домашнее задание, выбирая свой уровень сложности. | | Записывают домашнее задание, выбирая свой уровень сложности. | Прогназирова-ние, самооценка. | | |
Литература
Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2004.
Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы по химии. 9 класс – М.: Дрофа, 2003.
Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент по органической химии. – М.: Дрофа, 2005.
Лизинский, В.М. О методической работе в школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
Примерные программы по отдельным предметам Химия 8-9 класс.М.:Просвещение,2012.
Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации.
6