СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Почва. Удобрения. 6 класс"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Почва. Удобрения": конспект с подробным ходом урока. На одном из этапов - групповая работа. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Почва. Удобрения. 6 класс"»

Тема урока «Почва. Удобрения».

Цели: формирование бережного отношения к почве, формирование экологически грамотного поведения в природе

Задачи:

- познакомиться с понятием почва, плодородие, удобрения

- познакомиться с видами удобрений

- формировать понятие о правилах внесения удобрений


Ход урока


  1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

  2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


  1. Игра “Узнай меня


- Я вам буду зачитывать текст-подсказку, а вы должны определить, о чем идет речь


1 подсказка

- В ней есть живые существа: микроорганизмы, различные животные (дождевые и другие черви, насекомые и мелкие животные), а также останки от растений и животных.  

(Кто уже может сказать, о чем идет речь? Как правило, данный вопрос пока вызывает затруднения. С 1 подсказки могут понять, о чем речь, далеко не все в классе)

2 подсказка

- Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Уже большее количество детей могут сказать , о чем идет речь)

3 подсказка

- Плодородный верхний рыхлый слой земли, на котором могут расти или растут растения. (Уже все, или почти все, догадываются и тянут вверх руки, чтобы ответить) (Почва)

Т! - Давайте запишем определение почвы в тетрадь.

Почва – это верхний, плодородный слой земли

Целеполагание, выстраивание плана урока

- А что нам было бы интересно узнать про почву???

Дети отвечают:

- Из чего состоит почва… (Состав почвы)

- Что для нее характерно, что в ней особенного и т.п. (Свойства почвы)

2. Работа в группах

Я предлагаю вашему вниманию кроссворд. Разгадав его, мы ответим на вопрос: Каким особым свойством обладает почва? Кроссворд называется «Состав почвы», т.е. что мы с вами еще узнаем, кроме ключевого слова (свойства почвы).

Таким образом, мы на данном этапе сразу ответим на 2 вопроса: (Какие?)
1. Состав почвы

  1. Свойства почвы


Работа в группах:

Поделить на группы можно по-разному: по 2-3 парты, по желанию (но тогда в одной группе могут оказаться только слабые ученики, а в другой только сильные) и т.д.

Я поделю по цветам бумажек, выбранных учениками перед уроком: на столе квадратики из белой, желтой, голубой, зеленой, розовой бумаги. Очень хорошо делить учащихся, если до этого такой способ еще не использовался на уроках. Дети объединяются в группы совершенно случайно.


В 5 группах идет работа, потом обсуждение


Т! Итак, кроссворд отгадан, подводим итоги.

  1. Подведении итогов, оформление опорной схемы в тетради

В тетради (я на доске) пишем Состав почвы:

1. Песок

2. Глина

3. Вода

4. Воздух

5. Микроорганизмы

6. Перегной

7. Минеральные вещества (соли)


- Назовите ключевое слово, которое сложилось в выделенной строчке. (Плодородие)

- А что такое плодородие?

Т! Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.

  1. Удобрения. Беседа. Актуализация ранее имеющихся знаний по теме. Формирование новых знаний.


- От плодородия почвы зависит урожайность возделываемых культур.


- Растение нормально растёт и развивается только в том случае, если в почве будут содержаться все необходимые питательные вещества.

 

- Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ.

- Что можно сделать, чтобы почва не истощалась?

(Дети сами скажут, что человек вносит удобрения)

- Чтобы восполнить содержание питательных веществ, в почву вносят удобрения.

- Что вы знаете про удобрения? Какие бывают? Когда вносят в почву, зимой или весной? И т.п. (Беседа по теме)

- Оказывается, вы многое знаете по этой теме. Давайте попробуем из слов по этой теме составить опорную схему.

4. Работа у доски (составление опорной схемы).

На листах бумаги распечатаны слова. Из них нужно составить схему. К доске приглашаем 1 или несколько учащихся. Они пытаются составить схему

УДОБРЕНИЯ, МИНЕРАЛЬНЫЕ, ОРГАНИЧЕСКИЕ, АЗОТНЫЕ, КАЛИЙНЫЕ, ФОСФОРНЫЕ, НАВОЗ, ПЕРЕГНОЙ, ТОРФ, ПТИЧИЙ ПОМЁТ. (Магниты)

(Опять может возникнуть затруднение. Если схема составлена верно, спрашиваем у ребят, почему именно так вы разбили удобрения на группы, пытаемся разобраться, чем отличаются органические удобрения от минеральных. Разбираем примеры.

Если в схеме что-то неверно, все вместе исправляем. И комментируем, почему так составили схему)


Удобрение - вещества для питания растений и повышения плодородия почв.


Органические удобрения (от слова «организм») — это или отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт), или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).
 

Минеральные удобрения — это азотные соединения (селитра, мочевина), фосфорные (суперфосфат, костная мука), калийные (зола, хлористый калий, сульфат калия). Названные удобрения привносят в почву элементы минерального питания, которые требуются растениям в большом количестве.



Т! Схему переносим в тетрадь

Удобрения

Органические

Минеральные

Торф

Азотные

Навоз

Калийные

Птичий помет

Фосфорные



(Можно добавить определение или описание групп удобрений, если время на уроке позволяет. Разные классы работают по-разному. Поэтому ориентируемся по ходу урока)


- И еще 1 вопрос, на который я бы хотела получить ответ

- А как много удобрений я должна вносить в почву? Сколько захочу? Или как-то по-другому?

(Беседа о соблюдении мер и сроков при внесении удобрений в почву. )


5 . Закрепление и оценка достигнутых результатов.


Закрепление – работа «по цепочке»: составляем устный рассказ по теме (Что мы узнали на уроке?). Обращаем внимание на 1. Последовательность предложений в рассказе. 2. Правильность построения предложений. (Формируем навык умения связно говорить, рассказывать)


Оценка достижений на уроке:


- Обратите внимание на доску: достигли ли мы тех результатов, что запланировали в начале урока? (Что должны узнать???)

Дети отвечают. Оценивают свою работу: состав разобрали, свойства тоже + узнали много нового про удобрения.

Хорошо поработали? (Это оценка нашей общей работы)

А давайте оценим себя каждый индивидуально (можно провести на следующем уроке, так как времени, скорее всего, на индивидуальную оценку не останется). Для этого мы на полях будем ставить себе плюсики, если мы согласны с теми утверждениями, что я перечисляю (можно на отдельных листочках)

  1. Я знаю, из чего состоит почва

  2. Я могу рассказать, что такое плодородие почвы

  3. Я знаю, что такое удобрения

  4. Я могу привести примеры минеральных и органических удобрений

  5. Я знаю, как правильно вносить удобрения в почву

А теперь посчитайте количество плюсов, которое у вас получилось. Количество плюсов равно той оценке, что вы себе поставили за урок. Это ваша личная оценка ваших собственных результатов. Если у вас получилось 4-5 +, - вы хорошо поработали сегодня на уроке. Если меньше, то вы знаете над чем нужно поработать дома (в данных пунктах вы поставили себе не +, а -)

6. Окончание урока.

- Итак, домашнее задание: § 25, повторить записи в тетради.

- Спасибо за урок. Можете отдыхать


































ОРГАНИЧЕСКИЕ

УДОБРЕНИЯ

МИНЕРАЛЬНЫЕ

АЗОТНЫЕ

КАЛИЙНЫЕ

ФОСФОРНЫЕ

НАВОЗ

ТОРФ

ПТИЧИЙ ПОМЁТ





Приложение 1

Кроссворд «Состав почвы»

               










  3 6



П

4


М




2

*

*

5

*

7

1

Г

С

О

*

К

С

*

*

*

*

*

*

*

Д

И

Е

*

*

К

А

*

О

*


*

*


*

*

И

*

А

*

*


Г


Х

*


*


*

*

Н

Й

*


З

М

Ы



Вопросы к кроссворду:

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы.

2. Вещество, хорошо удерживающее воду.

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений.

4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений.

5. Вещество, помогающее корням растений дышать.

6.Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной.

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов.

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!