Подробный пересказ текста на примере рассказа «Честное слово».
Введение в тему: рассказ “Честное слово”.
На доске висит карточка с ребусом.
- У военных точно есть
С буквой "Че", и это - ... Честь
- А как вы думаете, героями рождаются, или становятся?
- Ваше мнение, какими качествами характера должен обладать герой?
- Где можно проявить героизм?
-А могут ли героями быть дети?
Сегодня мы начнем знакомство с интересным человеком и известным писателем, который сказал о своем творчестве так:
«В детских книгах должны быть и юмор, и героика, и настоящие страсти, и большая мысль»
Предлагаю подробнее узнать об этом писателе:
Еремеев Алексей Иванович (настоящее имя) родился 22 августа в Санкт – Петербурге в семье интеллигентов. Рано полюбил чтение, театр. В октябре 1917 года после смены власти в России полностью изменилась жизнь Еремеевых. Мальчик пережил голодное и холодное время.
В 1921 году остался без родителей, воровал, попал в тюрьму, из которой был направлен в школу для беспризорных имени Ф. Достоевского. На основе впечатлений от пребывания в школе совместно с Г. Белых была написана первая книга «Республика Шкид» (1927). В 1967 году был снят художественный фильм с одноименным названием.
Участвовал в Великой Отечественной войне (1941 – 1945), пережил блокаду Ленинграда.
Для детей и юношества написал рассказы «Пакет», «Ночка», автобиографическую повесть «Ленька Пантелеев», «Честное слово», …
Многие произведения Л. Пантелеева переведены на иностранные языки.
Большую ценность представляют воспоминания писателя о М. Горьком, С. Маршаке, К. Чуковском, Е. Шварце и других.
Л. Пантелев написал для ребят:
«Пишу я всю жизнь для ребят и о ребятах».
«Самый милый для меня читатель – это тот, кто только что научился читать.
Вот ты прочел (или прочла) эти слова, и мы с тобой познакомились.
Ты где – то очень далеко от меня, но мне кажется, что я слышу твое дыхание, я даже вижу твой палец на этих печатных строчках.
Крепко жму твою руку, дорогой друг читатель!»
Работа с текстом:
- Послушайте, как начинается данный рассказ.
(учитель- отрывок до слов «Вдруг я остановился…»)
- От чьего имени идёт повествование?
- Где происходили действия?
Чтение по учебнику.
(До слов «Я подошёл и окликнул его…»)
- Что узнали о мальчике?
- Почему мальчик плакал?
- В какую ситуацию он попал?
(До слов «Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь…»)
- Как к этому отнесся рассказчик?
- Какая мысль пришла в голову рассказчику? - Почему только военный мог снять мальчика с караула? - Как понимаете выражение: «Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту».
- Как вы думаете, почему майор согласился помочь?
- Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?
- Что значит «весело и с облегчением засмеялся»? (Чтение до конца) - Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?
Сюжет и главные герои;
- Какими качествами обладал мальчик?
- Какие действия совершал мальчик в рассказе?
Обсуждение вопросов, связанных с сюжетом:
Что такое честное слово и почему оно так важно для главного героя?
Какие трудности и испытания пришлось преодолеть главному герою?
Как поступки и слова героев влияют на развитие сюжета.
Подготовка к пересказу:
Разделение рассказа на смысловые части;
Составление плана пересказа;
Озаглавь каждую часть.
Найди значение непонятных слов.
Подчеркни в тексте или выпиши ключевые (опорные) слова.
Составь план из заглавия частей.
Перечитай текст.
Опираясь на план и ключевые слова, перескажи.
Пересказ рассказа по составленному плану.
Заключение:
Вывод о значении честного слова и верности своим обещаниям;
Обсуждение с учащимися, как бы они поступили на месте главного героя.