9 класс ФИЗИКА Урок №32
Тема: Свет. Источники света
Тип: Работа над §32
Цель: познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света;
узнать, что называют оптикой; узнать, что изучается в разделах геометрической
оптики и волновой оптики; вспомнить источники света; подумать почему видны
тела, не являющиеся источниками света.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся
- При ясной погоде солнце светит ярко. Ну, а если на улице ночью темно, чем пользуются люди? (Ответ: фонарём).
- Что излучают и солнце и фонарик? (Свет).
III. Постановка темы и целей урока
- Если мы говорим о свете, то какая тема нашего урока?
- Какие цели мы можем поставить перед собой на сегодняшний урок?
IV. Изучение нового материала
- Давайте вспомним из информатики, что играет главную роль в получении информации об окружающем нас мире? (Ответ: зрение).
- Правильно – зрение. При помощи него мы получаем 80 % информации. Для того, чтобы мы смогли увидеть предмет, наши органы зрения должны преобразовать свет, излученный или отражённый этим предметом.
- В конце XIX – в начале XX вв. благодаря работам Масквелла и Герца сложилась теория световых явлений. Масквелл и Герц доказали, что свет имеет электромагнитную природу.
- Кто из вас знает, как называют раздел физики, в котором изучают световые явления? (Ответ: Оптика.)
- Сегодня мы начали изучать раздел: «Геометрическая оптика». Так давайте же разберёмся, что называют геометрической оптикой. Запишите под диктовку.
Учащиеся записывают под диктовку учителя:
Геометрическая оптика – это раздел оптики, в котором изучаются законы распространения света, основываясь на представлении о световых лучах. |
Также есть волновая оптика. Запишите под диктовку.
Волновая оптика – это раздел оптики, который описывает распространение света с учётом его волновой природы. |
Тела, от которых исходи свет, называются источниками света. По происхождению источники света делятся на два вида.
Источники света
Учитель чертит на доске таблицу
Например:
1) солнце
2) светлячки
3) молния
4) морские организмы
Например:
1) экран телевизора
2) лампа дневного света
Например:
1) пламя свечи
2) лампа накаливания
Возникают в результате превращения тех или иных видов энергии в видимое излучение независимо от теплового состояния излучающего тела
Возникают в результате нагревания тел до высокой температуры
Люминесцирующие
Тепловые
Естественные
Искусственные
- Также есть тела, которые не являются источниками света. Давайте разберёмся, почему мы видим дома, машины, мебель да и вообще окружающих нас людей? Если тело освещено каким – либо источником света, то излучение, идущее от него, попав на это тело, меняет своё направление. Свет отражается от поверхности тела, и человеческий глаз реагирует именно на него. Именно поэтому в темноте, в отсутствие источников света, предметы становятся невидимыми.
- Говорят, что Луна не является естественным источником света. А кто - то из вас задумывался, почему она видна?
- Ещё в V веке до нашей эры это объяснил Демокрит. Мы видим Луну потому, что видим свет Солнца, отражённый от её поверхности.
V. Подведение итогов
Учитель проводит устный опрос
- Что играет главную роль в получении информации об окружающем нас мире?
- Благодаря кому сложилась теория световых явлений?
- Как называют раздел физики, в котором изучают световые явления?
- Что называют геометрической оптикой?
- Что называют волновой оптикой?
- Какие источники светла вы знаете?
- Приведите примеры естественных и искусственных источников света.
- Какие тела не являются источниками света?
- Почему видна Луна?
- Кто и когда объяснил почему видна Луна?
VI. Домашнее задание
Повторить §32
Ответить на вопросы к §32
Найди информацию в Интернете о первых искусственных источниках света.
Найди информацию в Интернете о представлении световых лучей в античной науке.