№ | Этап занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1 | Орг. момент | Приветствие учеников. Отмечает присутствующих и отсутствующих. Проверяет подготовку учеников к занятию | Приветствие учителя. Подготовка к занятию |
2 | Актуализация знаний | Предлагает ученикам ответит на ряд вопросов (проводит фронтальный опрос): 1.Что называют модулем числа?
2.Как с помощью системы записать определение модуля? 3.Перечислить все свойства модуля
Предлагает учащимся устно ответить на следующие вопросы: 1) Найдите модуль каждого из чисел: 81; 1,2; -3,6; -74; 0. 2) Найдите значение выражения: а) - б) + в) : г) * 3) Известно, что =7. Чему равен ? 4) Из двух чисел выберите то, у которого модуль больше? а) -700,1 и 0,24 б) -2 и 3 | Отвечают на вопросы преподавателя, тем самым вспоминают тот материал, что изучали в ШКМ в 9-11 классах 1.Модуль числа – само это число, если оно не отрицательное, и противоположное ему число, если данное число отрицательное 2. = 3.Свойства модуля: 1) модуль есть число неотрицательное; 2) модули противоположных чисел равны; 3) модуль разности двух чисел равен расстоянию между точками числовой прямой, соответствующим этим точкам По ходу выполнения устных упражнений студенты, с помощью преподавателя, вспоминают или изучают понятие и определение «модуля» и его основные свойства;
В случае затруднения при выполнении заданий, пример разбирается у доски с комментированием более подготовленных студентов или преподавателя |
3 | Постановка цели и задач занятия | Используя определение модуля и его свойства, можно решить простейшие уравнения и неравенства с модулем Сможете ли вы самостоятельно сформулировать цель нашего занятия, опираясь на то, что мы выполняли ранее? | Ученики формулируют цели и задачи занятия Цель: научиться (овладеть методами) решения уравнений и неравенств, содержащих модуль, |
4 | Изучение нового материала | Учитель раздает учащимся раздаточный материал, на котором представлена систематизация материала, классификация уравнений и неравенств с модулем в виде таблицы См. Приложение 1 | Изучают и анализируют все методы решения уравнений и неравенств с модулем. Обсуждают в парах, с преподавателем моменты, в которых возникают вопросы |
5. | Первичное закрепление материала | Учитель представляет учащимся задания на слайде См. Приложение 2 Примеры №1 из каждого раздела студенты прорешивают у доски с подробным комментированием и объяснением менее подготовленным студентам; примеры №2 все учащиеся решают самостоятельно, преподаватели и более подготовленные студенты могут оказывать консультации; примеры №3 – домашнее задание Ученик 1: │x2 - 5x│ = 6 Используя правило: , a , Ученик 2: │x2 - 5x│ ≤ 6 Ученик 3: │x2 - 5│ ≥ 4 Используя правило: , a , Ученик 4: │x2 + x – 1│= 2x – 1, x0,5 Используя правило: , g(x) = Ученик 5: 1 Ученик 6: │-x2 + x – 1│= │-x2 + 2x + 3│ Используя правило: , Ученик 7: │x + x2 – 3│≤ │x – 2 + 2x2│ Используя правило: , (f – g)(f + g) 0 Для учеников, которые усвоили алгоритмы и приемы решения уравнений и неравенств, предусмотрены дополнительные задания См. Приложение 3 | Используя таблицу с классификацией уравнений и неравенств с модулей, работают над решением заданий, предложенных учителем Внимательно выслушивают комментарии преподавателя, при этом проводят анализ и соответствие тех заданий, что представлены в таблице №2 Планируют свою деятельность на уроке
Решение: │x2 - 5x│ = 6 Ответ:
Решение: -6 6 Ответ: Решение: Ответ: (- [-1;1]
Решение: Ответ: Решение: Ответ: (- Решение: Ответ: Решение: (x + x 2 – 3 + x – 2 + 2 x 2)( x + x 2 – 3 – x + 2 – 2 x 2) ≤ 0 (2 x + 3 x 2 – 5)( – x 2 – 1) ≤ 0 (2 x + 3 x – 5)( x 2 + 1) ≥ 0 (2 x + 3 x 2 – 5) ≥ 0 Ответ: (- |
6 | Проблемное задание | Преподаватель ставит перед учащимися проблемное задание: решить не по заданной схеме в предложенной таблице, а самостоятельно вывести алгоритм решения уравнений и неравенств, объединив некоторые приемы (примеры 8-9) или выработать «свой» метод – метод замены переменной (пример 10) Пример 8: 2│x – 1│– 3│x + 4│= 1
Пример 9: │x2 – 2x│+ │x – 1│ ≤ x2
Пример 10: (x – 2)2 – 8│x –2│+ 15 = 0 Используя правило: | Студенты объединяются по группам для того, чтобы найти способ решения уравнений и неравенства с модулем методом замены переменной
Решение: = 1, = –4 | x = –13 | | x = –2,2 | | x = –15 - не удовл. | Ответ:
Решение: │( x – 2) x │+ │ x – 1│≤ x 2 = 0, = 2, = 1 Ответ: Решение: │x – 2│= t, t 0 и Ответ: |
7 | Самостоятельная работа | Учитель предлагает ученикам работу по вариантам (примеры №2) См. Приложение 2 (таблица №2) | Самостоятельно выполняют задания, осознают уровень владения навыками решения уравнений и неравенств с модулем |
8 | Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание | Подводит итоги занятия. Предлагает ученикам ответить на вопросы: Оцените свою деятельность на занятии? Возникали ли трудности на занятии? Почему эти проблемы возникали? Что вам помогло решить проблему? Предоставляет студентам инструкцию по выполнению домашнего задания (см. Приложение 1 и 2, примеры №3) | Подводят итоги занятия Отвечают осознанно и осмысленно на вопросы учителя, корректируя в дальнейшем свою деятельность на уроке, анализируя свои ошибки и недочеты, свои достижения и успехи Внимательно выслушивают инструкцию к выполнению домашнего задания |
Таблица 1.
Таблица 2.