СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Правление Михаила Федоровича Романова"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по истории в 7 классе на тему "Правление михаила Федоровича Романова". Целью урока является формирование целостного представления о внутренней и внешней политике Михаила Романова в условиях преодоления последствий Смуты. В конспекте использовались элементы технологии сотрудничества. технологии проблемного обучения, технологии критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правление Михаила Федоровича Романова"»

Тема «Правление Михаила Фёдоровича»

Цель: Формирование целостного представления о внутренней и внешней политике Михаила Фёдоровича Романова в условиях преодоления последствия Смутного времени.


Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с внутренней и внешней политикой Михаила Федоровича

Развивающие: развивать картографические умения, навыки самостоятельной работы; образное мышление, читательскую грамотность.

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию мира; осуществлять художественное, эстетическое воспитание


Методы: частично-поисковый


Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа.


Основные термины и понятия: Смута, Земский Собор, Боярская Дума

Используемые технологии (ФГОС):

- технология сотрудничества (парная и групповая работа);

- технология проблемного обучения;

- технология критического мышления;

- здоровьесберегающие технологии.

Оснащение урока:

1) учебник для 7 класса: Е.В. Пчелов, П.В. Лукин. История России. XVI-XVII века. М.: ООО «Русское слово», 2017 год.

2) мультимедийная презентация PowerPoint;

3) текст исторического документа.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Знание основных дат и значения понятий темы урока.

2.Умение определять задачи, стоявшие перед Россией после Смуты, и оценивать деятельность Михаила Фёдоровича с точки зрения решения этих задач.

3.Умение делать обобщающие выводы об итогах царствования Михаила Фёдоровича. 4.Умение показывать на исторической карте итоги внешней политики первого царя династии Романовых.

5.Умение анализировать текст исторического источника («Повесть о взятии Азовском осадном сидении донских казаков».

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение давать определение понятий, анализировать информацию, устанавливать взаимосвязи, представлять информацию в наглядно-символической форме, делать выводы.

Регулятивные УУД: владение навыками самоконтроля и самоанализа, принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя, представлять результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на вопросы, сообщать содержание своей работы в устной форме.



Ход урока

I. Орг.момент. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

- Какой период в истории России мы изучали на предшествующих уроках?(Смута)

- Что это за период? (Смута - это период в отечественной истории с 1598 по 1613 год, вызванный пресечением династии Рюриковичей) Смута сопровождалась экономическим и династическим кризисом, народными восстаниями, правлением самозванцев, иностранным вторжением (интервенцией).

- Почему существует точка зрения, что Смута закончилась в 1613 году?(потому что в этом году на престол был избран Михаил Романов, правление которого продлилось до 1645 года и в стране наступил мир)

- Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока? (Правление Михаила Романова) Слайд № 1-2

III. Сообщение темы и цели урока.

Все верно ребята, тема нашего урока "Правление Михаила Романова". Сегодня на уроке мы получим с вами целостное представление о внутренней и внешней политике Михаила Федоровича Романова в условиях преодоления Смуты. А для этого: Слайд № 3

- определим задачи, стоящие перед новым правительством,

- охарактеризуем систему государственного управления,

- рассмотрим мероприятия нового правительства по выходу страны из хаоса и разрухи,

- охарактеризуем основные события внешней политики. Слайд 4

IV. Изучение новой темы.

Проблемный вопрос: Смог ли Михаил Романов вывести страну из Смуты? (слайд 5)

План.

1. Преодоление и итоги Смуты.

2. Внутренняя политика.

3. Внешняя политика.



  1. Давайте с вами начнем работу со знакомства с фрагментом исторического источника - сочинения историка Костомарова о начале царствования Михаила Романова. Поработаем в парах. Прочитаете фрагмент и вместе ответьте на поставленные к нему вопросы. Затем обсудим все вместе.

(Слайд 6)

Задание 1. Работа с историческим источником (3 мин)

Н.И. КОСТОМАРОВ О НАЧАЛЕ ЦАРСТВОВАНИЯ М.Ф. РОМАНОВА

Мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь вступил на престол при таких... печальных об­стоятельствах... Внутри государства многие города бы­ли сожжены дотла, и самая Москва находилась в разва­линах. Внутренние области сильно обезлюдели. Поселяне... умирали от голода. Повсюду господствова­ла крайняя нищета: в казне не было денег и трудно бы­ло собрать их с разоренных подданных. Одна беда вела за собой другие, но самая величайшая беда состояла в том, что московские люди, по меткому выражению ма­тери царя, «измалодушествовались». Всякий думал только о себе, мало было чувства чести и законности.

Вопросы

При каких обстоятельствах Михаил Романов вступил на престол?( печальных об­стоятельствах.)

Как Н.И. Костомаров описывает начало царствования М.Ф. Романова?(города сожжены, Москва в развалинах, внутренние области обезлюдели, везде господствовала нищета, казна опустела)

Что предстояло сделать Михаилу Романову?

( 1.Погасить последние очаги Смуты.

2. Вывести страну из затянувшейся разрухи.)



Учитель: Но прежде всего начали с погашения очагов Смуты.

Лжедмитрия III, к тому времени уже привезённого в Москву, казнили. Атаман Заруцкий сопротивлялся дольше. Вместе с Мариной и Ворёнком он направился в Астрахань, откуда хотел вновь начать борьбу, но потом бежал на Яик. Там его и схватили. Осенью 1614 года уже в Москве атамана и Ворёнка казнили, а Марину заточили в темницу, где она вскоре умерла.

Но не все очаги Смуты были погашены.


Задание: Посмотрите на карту начала 17 века и ответьте на вопросы:(слайд 7)

1) Вся ли территория России была освобождена от интервентов к началу царствования Михаила Романова(1613)?

2) Какие территории и какими странами были оккупированы?


Т.о. вопрос с Речью Посполитой и Швецией оставался не решенным. Давайте посмотрим как решило этот вопрос новое правительство.


Задание 2: по тексту учебника заполните таблицу(5 мин)(Слайд 8-9)

«Мирные переговоры России с Речью Посполитой и Швецией»


Страна

Швеция

Речь Посполитая

Название договора

Столбовский мир

Деулинское перемирие

Дата заключения

1617 г.

1618 г.

Место заключения

д.Столбово под Тихвином

с.Деулино близ Троицко-Сергиева монастыря

Условия договора

Швеция отказалась от своих завоеваний в Новгородской земле, но сохраняла за собой побережье Финского залива с городами Ивангородом, Ямом, Копорьем, Орешком, и Корелой.

Россия лишилась Смоленска, Чернигова и Северской земли.


Переговоры с Швецией заполняют дети 1 варианта, переговоры с Речью Посполитой дети 2 варианта. Затем проверяем и обмениваемся информацией.

2. Внутренняя политика

Учитель: И так ребята, последние очаги Смуты были подавлены, какие задачи теперь стояли перед новым правительством? (Вывести страну из разрухи, восстановить хозяйство, развивать экономику и торговлю, пополнить казну) (слайд 10)

- Мог ли Михаил Романов в одиночку решить эти задачи?(Нет)

- Кто оказывал ему помощь в решении этих вопросов? Какие органы власти?(слайд 14)

Ц арь

Земский собор Боярская Дума патриарх Филарет

- Рассмотрите картину художника Иванова "Земский Собор" и вспомните кто входил в состав Земских Соборов(представители всех сословий, кроме крепостных крестьян).(Слайд 11)

Земские соборы в первые годы правления Михаила Романова заседали почти беспрерывно.

Работа по картине «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами». Художник А.П. Рябушкин. 1893 г. (слайд 12)

1. Опишите картину.

2. Предположите, какой вопрос политики Русского государства царь Михаил Фёдорович мог обсуждать с боярами.

Большую помощь в управлении оказывал своему сыну патриарх Филарет(слайд 13)

- Как вы думаете, что нужно было для решения внутренних задач? (Немалые средства)

- Где можно было их взять? (повысить существующие налоги и ввести новые)

Меры новой власти по выводу страны из разрухи

(стр. 105 учебника, выписать в рабочий лист)(5 мин)(слайд 15)


1. Были установлены большие налоги, несколько раз вводились чрезвычайные сборы (пятинные деньги, пятина — пятая часть годового дохода). Это был налог с имущества.

2. Повысились и налоги с сохи (это понятие обозначало определённое количество земли).

3. Развитие торговых отношений способствовало подъёму государства.

4. В Москве заметно увеличилось число иностранцев, приглашённых на русскую службу. Среди них были и военные, и врачи, и ремесленники


Вывод: благодаря проведенным мероприятиям страна постепенно возрождалась из разрухи.(слайд 16)


3. Внешняя политика

.

Учитель: Наиболее важными событиями правления Михаила Фёдоровича являются Смоленская война (1632-1634) и взятие Азова (1637).


- По Деулинскому перемирию кому отошел Смоленск?(Речи Посполитой)

- Посмотрите на карту: на территории какой страны находился Смоленск к 1632 году, к началу войны?(все еще был в составе Речи Посполитой)

- Как вы думаете какова причина войны?(стремление России вернуть Смоленск и другие территории, утраченные Россией в годы Смуты- А почему именно в этом году (1632)(слайд 17-18)


Рассказ учителя: В 1632 году срок Деулинского перемирия истекал. Тогда же скончался и польский король Сигизмунд III. Михаил Фёдорович решил воспользоваться этим и вернуть Смоленск. Тридцатитысячное русское войско со 150 пушками подошло к стенам города и начало осаду. Возглавил поход воевода М.Б. Шеин, который во времена Смуты героически оборонял Смоленск от поляков.

Восьмимесячная осада города не принесла успеха. На польском престоле тем временем утвердился сын Сигизмунда — Владислав IV. Он сумел организовать отпор русским войскам.

Вскоре русские войска потерпели поражение.

- Найдите причины поражения России во 2 абзаце стр. 106

Польские магнаты подтолкнули крымского хана к набегу на южные уезды. Узнав об этом нападении, дворяне стали покидать войско Шеина и отъезжать в свои поместья. Русская армия попала в окружение и, потеряв знамёна, обоз и пушки, капитулировала.(слайд 19)

Заполните таблицу "Поляновский мир"

Год заключения мира

1634

Место

село Семлёво на речке Поляновке неподалёку от Вязьмы

Условия

Россия вернула Речи Посполитой все города, занятые в период войны, за поляками оставался Смоленск. Владислав отказался от претензий на российский престол


Рассказ учителя: Непросто складывались отношения России с Крымским ханством и Османской империей. Чтобы обезопасить южные границы от набегов, в середине 1630-х годов началось строительство Белгородской засечной черты. Так возникли новые города на этих землях нашей страны, в том числе Тамбов.

В июне 1637 года донские казаки на свой страх и риск захватили находившуюся в устье Дона турецкую крепость Азов. Она закрывала России выход к Азовскому и Чёрному морям. Все попытки турок отбить Азов закончились неудачей. Казаки героически удерживали крепость. Они обратились к царю с просьбой принять Азов под свою руку. Случись это, России пришлось бы воевать с Османской империей.

Для принятия решения в 1642 году был созван Земский собор. Мнения на нём разделились. Служилые люди и дворяне высказались за войну с турками, а посадские и торговые — против. Правительство понимало, что страна не готова к масштабным военным действиям. Азов решили оставить.


V. Закрепление

Групповая работа. Каждый ряд работает с тестом. Учитывается быстрота и правильность выполнения.(слайд 20)


Правление Михаила Романова


1. Какое из перечисленных событий произошло в 1613 г.?

1) избрание на царство Бориса Годунова
2) начало польской интервенции
3) освобождение Москвы от поляков
4) избрание на царство Михаила Романова

2. Войска каких стран находились на территории России к 1613 году?
1) Англии и Франции
2) Германии и Чехии

3) Речи Посполитой и Швеции
4) Болгарии и Греции

3. Укажите, кто помогал управлять страной Михаилу Романову?
1) Митрополит Иов
2) Митрополит Илларион
3) А.С. Матвеев
4) Патриарх Филарет

4. Основной целью политики правительства Михаила Романова была:

1) ликвидация Речи Посполитой;                                 

2) ликвидация последствий Смуты;

3) ликвидация независимости донского казачества;

4) церковная реформа


5. По условиям Столбовского мира Россия:

1) приобрела выход к Балтийскому морю;

2) потеряла выход к Балтийскому морю;

3) потеряла Великий Новгород;                    

4) вернула Смоленск


6. На сколько лет было заключено Деулинское перемирие?

1) на 5,5 лет

2) на 10 лет

3) на 14,5 лет

4) на 15 лет


7. Что было результатом Смоленской войны?

1) отказ Владислава IV от притязаний на русский престол;

2) освобождение Новгорода

3) окончании войны со Швецией;

4) окончание Смутного времени


VI. Рефлексия.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я научился…

у меня получилось …

я смог…


VII. Подведение итогов

VIII Д/з Параграф 15, 1-2 вопрос; работа с историческим источником стр. 108 (опережающее д/з)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!