СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока « Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-).

Цель: показать условия выбора чередующихся гласных  в корнях;

           сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне;

          закрепить знания о лексических разрядах слов;

          формировать навыки работы в парах, в группе;

          прививать культуру правильной речи. 

Форма проведения: урок – игра.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока « Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)»»







План – конспект урока

по русскому языку для 5 класса


Учитель:

Завойскина Елизавета Николаевна


по теме:

« Правописание чередующихся гласных А – О

в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)»


Тема урока: Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-).

Цель: показать условия выбора чередующихся гласных в корнях;

сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне;

закрепить знания о лексических разрядах слов;

формировать навыки работы в парах, в группе;

прививать культуру правильной речи.

Форма проведения: урок – игра.

Оборудование урока: пейзажные картинки, карточки, почтальон Печкин, жетоны, конверты.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Сегодня у нас урок необычный, мы поможем нашему почтальону Печкину раздать письма и встретимся с жильцами этого прекрасного дома.

(На доску прикреплен красочный дом)

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

- Ответить на этот вопрос мы можем, разгадав загадку.

Не мед, а ко всему липнут ( Слова)

  1. Мотивационный этап. Повторение.

  1. Как называется раздел науки о языке, где изучается словарный состав языка?

  2. Что имеет каждое слово?

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

1.Задание к тексту:

  1. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков предмета, действий предмета.

  2. Определите лексическое значение слова почта.

  3. А как называется человек, который разносит почту?

- Угадайте, кто это с толстой сумкой идет к дому? (прикрепляется на доску рисунок)

- Да это нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести письма.

Этот пакет предназначен для вручения словам, близким по значению.

Что это за слова? (Синонимы)

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1. Зовут его Смелый.

  1. Самоопределение к деятельности.

Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, мужественный, бесстрашный, отважный)

Вскрыл хозяин квартиры письмо и начал читать, но в словах не хватает букв.

2. Задание: вставьте пропущенные буквы, выделите корни с чередующимися гласными, исследуя данные слова, подумайте:

1. как можно сгруппировать данные слова?

2. сформулируйте орфограмму и её место в слове. (Работают в группе, от каждой группы выступает спикер, объясняют свои выводы)

  1. Солнце к…снулось края степи.

  2. Я сидел в углу сада, прик…снувшись спиной к стволу дуба.

  3. Солнечные лучи не к…саются серебристой влаги родника.

  1. Работа по теме урока.

- В конверте ещё есть задание, угадайте, являются ли слова ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ПОЛАГАТЬ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ однокоренными?

Сравнивая правописание гласных в корне, сделайте вывод:

- Когда в корне –лаг- и –лож- пишется -а, когда –о?

Вывод:

Пишу О в корне –ЛОЖ-, пишу А в корне –ЛАГ-

Жильцы квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

- Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый. (Антонимы)

Вскрыли братья конверт и огорчились. В правописании слов допущены ошибки, исправьте их.

  1. Первичное закрепление.

3. Задание: исправь ошибки и спиши правильно.

Полажить, разлогать, предпалажить, слажить, излажение, предлогать, прилогательное.

Физкультминутка:

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает

Щечки моет, лапку трет.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать.

- Окна квартиры номер три распахнуты настежь и в разговоре мы слышим такие слова.

- Я сегодня чуть не сел в галоши.

- А я сидел воды в рот набрав.

- Я бегал сломя голову.

- А мы сидели сложа руки, но мы ведь живем душа в душу.

Фразеологизмам тоже письмо.

4. Задание: найдите в предложениях однокоренные слова и сделайте вывод:

- Когда в корне –РОС- // - РАСТ- (-РАЩ-) пишется -А-, когда –О-? (работа в парах)

  1. На поле скоро прорастет пшеница.

  2. Выросла страна, выросли и люди.

Вывод:

Пишу О в корне -РОС-

пишу А в корне –РАСТ- и –РАЩ-

исключение: РОСТ-ОК

5. Задание: вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Разр…слись, нар…щение, выр..сли, отр..стать, отр…стить, р…сток.

-А это письмо без адресата, угадайте, кому оно адресовано.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

(Слова с переносным значением)

VI. Закрепление изученного материала

6. Задание: слова с переносным значением получили письмо, которое написано почтальоном Печкиным Дяде Федору. Но в письме допущены ошибки, мы должны помочь Печкину. Найдите ошибки и исправьте их.

(текст распечатан)

«Дорогой Дядя Федор! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным поругались, не хотят работать в огороде. А в огороде вырасли помидоры. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина и водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин на печи лежит да песни предлогает слогать. Шарик не хочет свои лапы к делу прилажить. Пропадет урожай! Приезжай поскорее!»

Ученики исправляют ошибки в письме. Письмо «отправляется в путь».

VII. Итог урока.

1.- Что новое узнали на уроке?

- От чего зависит выбор гласных в корне –раст-, -рос-, -ращ- и – лаг- ,-лож-?

- Какие есть слова – исключения?

- Что было легко? Сложно?

2.Оценивание работы учащихся

5. Домашнее задание:

Упражнение 509, 511 (на выбор) , с. 198-199.



- Дидактический материал


Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.


1.Задание к тексту:

  1. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков предмета, действий предмета.

  2. Определите лексическое значение слова почта.

- А как называется человек, который разносит почту


2.Задание: вставьте пропущенные буквы, выделите корни с чередующимися гласными.

  1. Солнце к…снулось края степи.

  2. Я сидел в углу сада, прик…снувшись спиной к стволу дуба.

  3. Солнечные лучи не к…саются серебристой влаги родника.


3.Задание: исправь ошибки и спиши правильно.

Полажить, разлогать, предпалажить, слажить, излажение, предлогать, прилогательное.



4. Задание: найдите в предложениях однокоренные слова.

  1. На поле скоро прорастет пшеница.

  2. Выросла страна, выросли и люди.


5. Задание: вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.


Разр…слись, нар…щение, выр..сли, отр..стать, отр…стить, р…сток


6.Исправить ошибки.

«Дорогой Дядя Федор! У нас проблемы!Шарик с Матроскиным поругались,не хотят работать в огороде. А в огороде вырасли помидоры. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина и водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин на печи лежит да песни предогает слогать. Шарик не хочет свои лапы к делу прилажить. Пропадет урожай! Приезжай поскорее!»


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!