Урок русского языка в 6 классе по теме «Описание природы» Зима
Тип урока: Урок развития речи Цель: Исследовать особенности текстов описания природы, учить писать сочинение-описание.
Оборудование: Мультимедийное оборудование
Ход урока:
Орг. Момент
1. Беседа и объяснение материала
1. - Какие типы текста вы знаете?
- Как вы думаете, ребята, а сегодня мы будем учиться создавать тексты какого типа?
Давайте будем вспоминать, что мы знаем об описании и одновременно заполнять схему в рабочих картах урока.
- Что характерно для описания?
(1. Описать можно любой предмет или явление. Описание основано на перечислении признаков этих предметов или явлений.
2. Какой вопрос мы можем задать к описанию?
Каков предмет? Какой?
3. Как вы думаете слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте – описании?
Прилагательные, т.к. они тоже обозначают признак предмета).
Композиция (построение) текста описания:
В тексте - описании сначала называется сам предмет или явление или впечатление от него. Затем уже перечисляются признаки предмета, причем такие, на которые хочет обратить наше внимание автор. 3 часть выражает авторское отношение к предмету, но она часто отсутствует 2. Анализ текста. Давайте проанализируем текст-описание для того, чтобы увидеть все особенности, которые мы перечислили.
Прочитайте текст
Зима-волшебница
Зима! Что может быть прелестнее этой поры с её яркими солнечными утрами, и морозными днями, синими ранними сумерками, полными таинственной прелести, с её ветреными ночами, когда по чёрному бездонному небу, как тени, несутся лёгкие облака, а звёзды кажутся такими далёкими, тусклыми!
Недаром зиму называют волшебницей. И в самом деле, какой искусницей надо быть ей, чтобы развешивать на деревьях искристые гирлянды инея, окутывать всё прозрачной дымкой, делать сказочным, фантастическим, необыкновенным, рисовать с таким мастерством причудливые узоры на оконных стёклах, покрывать волшебным ковром голую, неуютную чёрную землю, украшать ослепительной мишурой всё кругом.
Беседа по тексту:
- Какова тема текста?
(Тема текста – зима)
-Определите основную мысль текста?
(Зима – волшебница, мысль отражена в названии)
-Назовите предмет описания. (зима) А признаки явления?
- Много ли в тексте прилагательных?
-На какие признаки указывают данные прилагательные?
- Какими средствами пользуется автор, чтобы показать волшебство зимы?
(средствами языковой выразительности : олицетворение, метафора, эпитет)
-Вспомним, что такое эпитет? Для чего эпитеты используются в речи?
(Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными. Прилагательные употребляются в переносном смысле.
Э. усиливают выразительность образов, уточняет выразительные признаки предметов или явлений. Могут выражать авторскую оценку).
-Любит ли зиму автор?
Вывод:
Зимушка-зима в этом тексте предстает перед нами настоящей волшебницей. Писатель эмоционально, красочно описывает зиму. Истинному художнику удается не только увидеть красоту природы, но и создать творение, захватывающее, образное рассказывающее о зиме. Используемые средства выразительности языка помогают нам живо представить картину. Вы, ребята, тоже можете использовать средства языковой выразительности в своих творческих работах. И мы увидели на примере данного текста особенности текста – описания.
- Ребята, а как называются картины, на которых изображена природа?
- Пейзаж
- Словесное описание природы и местности тоже называется пейзажем.
?- Какую картину рисует писатель?
(великолепную картину зимнего леса январским утром)
3.Оценки и итог урока.
Наш урок подходит к концу. Многие ребята хорошо работали, отвечали на поставленные вопросы, выполняли задания, активно работали в группах. ……. Получают…
Давайте подведем итоги, знакомым способом. Закончите предложения:
На уроке я узнал(а)….
Было интересно…
Я выполнял(а)…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я почувствовал(а), что…
Я приобрёл(а)…
Я научился/научилась…
У меня получилось…
Я могу…
Меня удивило…
Мне захотелось…
4.Заключительный момент. Д/З.
3