СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока _ Рубка металла_ 6 класс «Технология. Технический труд»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока _ Рубка металла_ 6 класс «Технология. Технический труд»»

Конспект урока


Рубка металла


Класс: 6

Программа: «Технология. Технический труд»

Цели урока:

Обучающая: сформировать знания у обучающихся о технологии рубки металла.

Воспитательная: воспитывать интерес к учению, самостоятельность и ответственность.

Развивающая: Развивать техническое мышление.

Оборудование, наглядные пособия и дидактический материал:

Компьютер, проектор, электронная презентация, видеоматериалы.

Технические сведения: Применение рубки металла. Способы и инструменты при рубке металла. Безопасность труда.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

1. Организационная часть.

2. Изложение программного материала.

Учитель: Ещё раз здравствуйте, дети! На прошлом уроке мы изучали способы разметки металла. Мы с вами разметили заготовку будущего изделия «Навесное ушко». Давайте вспомним чем выполняют разметку металла? (слайд 2)

Ответы учащихся

А почему выполняют разметку чертилкой а не карандашом? (слайд 3)

Ответы учащихся

Учитель: Как же мы будем обрабатывать дальше нашу заготовку, чтобы получить нужную нам форму?

Ответы учащихся

Учитель: Итак, чтобы продолжить работу над изделием нам недостаточно тех знаний, которые у нас есть, поэтому сегодня на уроке мы изучаем новую тему: «Рубка Металла» (слайд 4) Сегодня мы должны с вами достичь следующих целей:

1.Познакомиться с технологией рубки металла.

2. Познакомиться с инструментами для рубки металла.

3. Изучить способы рубки металла. ( слайд 5)

Для этого мы проведем игру, в которой все примут участие. Сейчас вам нужно разделиться на команды. Каждый из вас вытягивает из мешочка листочек, где написано, в какую команду он попадет.

Дети делятся на команды (слайд 6)

Учитель: Теперь я вам расскажу правила игры. (слайд 7)

Правила игры: Команда выходит к доске и представляет материал, который таится в их конвертах. Участники выступают по порядку, указанному на листочках с заданием. При рассказе можно использовать слайды на проекторе. На подготовку у вас 5 минут. За выступление команда получает очки от 1 до 5.Также команда может заработать очки, выполняя дополнительные задания после выступлений. Победит та команда, которая больше всех наберет очков.

Учитель: Я думаю, все готовы? Тогда можно начинать! Первая выступает команда «Инструменты».

Ученик 1: Рубка – это технологическая операция, в процессе которой заготовку разделяют на части, удаляют лишний металл (припуск), делают в деталях смазочные канавки и др. Осуществляется эта операция с помощью следующих инструментов: зубила, крейцмейселя и молотка.

Основной рабочий инструмент при рубке зубило, а ударный - молоток.

При рубке используются молотки весом 400-600 грамм.


Ученик 2: (слайд 8) Зубило изготавливается из инструментальной углеродистой стали. Оно состоит из следующих частей: ударной, средней, рабочей и режущей.

Для обрабатываемых материалов рекомендуются следующие углы заострения: для твердых (твердая сталь, чугун) 70 градусов, для материалов средней твердости(сталь)-60град.,для мягких (медь, латунь) 45гр., для алюминевых сплавов-35гр.

Ученик 3: Для прорубания пазов и канавок применяется специальное зубило — крейцмейсель. Ширина его не более 10 миллиметров

Также как и зубило этот инструмент имеет 4 части. При работе держат крейцмейсель за среднюю часть, молотком бьют по ударной части, которую ещё называют бойком.

Учитель: Молодцы ребята!!!Вы справились со своим заданием!!!

Учитель: Теперь очередь команды «Технологи» выступить у доски.

Ученик 1: Для рубки металла применяют две основные техники рубки. Первый способ - рубка в тисках и второй - на плите или наковальне. Ручная рубка — трудоемкая операция. В промышленном производстве ее заменяют другими способами обработки. Там, где без рубки обойтись нельзя, ее выполняют слесари с помощью пневматических или электрических рубильных молотков. Чаще всего вырубку заготовок из листового металла производят на прессах с помощью специальных штампов.

Ученик 2: (Слайд 9)При рубке в тисках заготовку закрепляют таким образом, чтобы разметочная риска находилась ниже уровня губок на 1,5...2 мм. В этом случае после обработки на заготовке остается припуск на опиливание кромок. Режущую кромку зубила устанавливают на поверхность губок под углом 35...40° к плоскости резания. Угол наклона зубила к кромкам губок должен составлять 30...40.

Ученик 3: Рубка на плите. (слайд 10) В тех случаях, когда заготовку невозможно закрепить в тисках, ее обрабатывают на плите. При рубке металла на плите под заготовку подкладывают лист мягкого металла, для того чтобы не повредить режущую кромку зубила. Зубило ставят вертикально на разметочную риску и наносят удары.

После каждого удара зубило перемещают на половину режущей кромки. Благодаря этому облегчается установка зубила в правильное положение и образуется непрерывный разрез. В заготовке большой толщины разметочную риску наносят с противоположных сторон. Сначала надрубают примерно до половины толщины листа с одной стороны, затем — с другой.

Учитель: Замечательно!!! Теперь последняя команда «Удары».

Ученик 1: В зависимости от твердости и толщины обрабатываемой заготовки сила удара молотком по зубилу должна быть различной. Существует три вида ударов при рубке: Кистевой, Локтевой и Плечевой. (слайд 11)

При рубке металла нужно соблюдать следующие правила по техники безопасности (слайд 12)

1.Рубку выполнять только в защитных очках и при установленной защитной сетке.

2.Правильно и надёжно закреплять заготовку в тисках.

3.Работать только исправным инструментом (без трещин, забоин, заусенцев)

4.Нельзя проверять качество рубки рукой на ощупь.

5.В конце рубки ослаблять силу удара.

6.Для уборки обрубленных частиц металла с рабочего места, используйте щётку.

7.Нельзя стоять за спиной работающего.

Ученик 2: (слайд 13) Кистевой удар применяют для снятия небольших неровностей и тонких стружек. При кистевом ударе молоток перемещается за счет движения кисти руки.

Ученик 3: При локтевом ударе (слайд 14) молоток перемещается за счет сгибания руки в локте и удар становится сильнее чем при кистевом. Локтевым ударом срубают лишний металл и разделяют тонкие заготовки на части.

Плечевой удар (слайд 15) используют для срубания толстых стружек, разрубания прутков и полос большой толщины. Молоток перемещается за счет движения руки в плече.

Учитель: Молодцы ребята!! Вы все замечательно справились с поставленной задачей!!! Теперь дополнительное задание для команд: каждая команда получает конверт с ребусами.(слайд 16-18) Команда быстрее всех справившаяся с заданием получит три балла, кто будет вторым – два балла и третья команда – один балл.

Учитель: Осталось решить самый сложный вопрос: кто же победил сегодня в нашей игре? Давайте подсчитаем заработанные очки! Теперь ребята давайте вспомни всё, что мы сегодня услышали и закрепим пройденный материал, для этого мы нарисуем с вами интеллект-карту. (Слайд 19)



У

Учитель: Ну и в конце нашего урока-игры хотелось бы показать вам, какие ещё механические способы и машины применяют люди вместо ручной рубки металла. Внимание на экран.


10. Литература

1. Симоненко В. Д., Тищенко А. Т., Самородский П. С. Технология. 6 кл.; под редакцией В. Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2007

2. Коваленко, В. И. Объекты труда. 6 кл. Обработка древесины и металла: пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Куленёнок. – М.: Просвещение, 1990.

3. Сайт «Библиотекарь.РУ» http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-37/3.htm

4. Сайт «Общий курс слесарного дела» http://affinity.su/category/rubka-metalla-2/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!