Конспект урока русского языка
по программе Л.В. Занкова
с использованием технологии встречных усилий (ТВУ)
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №8» г. Сафонова Смоленской области Богачева Н.В.
Тема: «Сложные слова»
Цели:
знакомство с образованием сложных слов путем сложения двух основ с соединительными гласными и без них;
развитие творческого и аналитического мышления;
формирование положительного отношения к знаниям и интереса к языковым явлениям.
План урока:
1.Введение
Педагогические приемы:
эпиграф
погружение
отсроченная загадка
2.Контрольно-подготовительный этап
Педагогический прием: игра «Лови ошибку»
3. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».
Педагогический прием «Знаю – не знаю»
4. Сотворчество
Педагогический прием «Деловая игра»
5. Рефлексивный этап (сведение воедино усилия всех участников).
Педагогические приемы:
Ход урока
Введение
а). Эпиграф
Чудак-математик в Германии жил.
Он хлеб с колбасою случайно сложил,
Затем результат положил себе в рот.
Вот так человек изобрел бутерброд.
Г. Сапгир
- Как эти строки соотносятся с уроком русского языка? (главное, не забыть вернуться к предположениям школьников в конце урока и дать оценку их воображению, догадливости)
б). Погружение
- Какую тему мы изучаем последнее время на уроках русского языка?
(Состав слова)
- Что вы знаете о составе слова?
(Рассказ цепочкой о корне, приставке, суффиксе, окончании)
в). Отсроченная отгадка.
- Может ли приставка располагаться в серединекорня?
(Версии учеников. Отгадка будет открыта в процессе работы на уроке.)
2. Контрольно-подготовительный этап
а) Игра «Лови ошибку»
- «Известно, что основу составляют такие значимые части слова, как корень, приставка, суффикс, окончание»
(Ученики не должны соглашаться с мнением, что окончание определяется как значимая часть слова)
б). Погружение
- Для чего служит корень, приставка, суффикс, окончание?
(Ответ цепочкой – продолжение начатой цепочки)
3.Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»
- Прочитайте хором тему урока.
(Сложные слова. Сложение двух основ.)
Игра «Знаю – не знаю»
(Начинает учитель, дальше рассуждения продолжающейся цепочкой)
- Я знаю, что слова образуются при помощи приставок (пример), суффиксов (пример), но не знаю… (как образуются сложные слова)
- Я попробую соединить основы двух слов и посмотреть, есть ли в этом смысл. (попытки учеников)
4. Сотворчество
Учитель предлагает «Деловую игру»
а) – Соедините основы этих слов и найдите закономерность:
Рыба, ловить – рыболов
Вода, проводить – водопровод
Снег, падать – снегопад
Сам, варит – самовар
Частый, кол – частокол
Сталь, варит – сталевар
Нефть, проводить – нефтепровод
Пыль, сосать – пылесос
Корень, плод – корнеплод
Буря, ломать - бурелом
- Как образовались слова первого столбика?
( _____ о ____ ), а второго? ( ____ е ____ )
б) – Объясните, как образовались эти сложные слова:
самокат – (сам, катить)
птицеводство – …
мышеловка …
чернозем - …
огнетушитель - …
Новгород - …
Стенгазета - …
в) - Попробуйте сами составить правило об образовании новых слов.
(ответы детей)
- Сравните свое правило с правилом в учебнике.
г) Выполните задание учебника:
а) образовать сложные слова;
б) объяснить, как образовались сложные слова.
5. Рефлексивный этап
а) Вернемся к эпиграфу урока.
- Как этот стишок относится к изучаемой теме7
(Рассказывает, как образуются сложные слова. Правило.)
- Вернемся к загадке, заданной в начале урока. (Может ли приставка располагаться в середине слова?)
- Прочитайте сложные слова, записанные у вас в тетради и попробуйте найти ответ на этот вопрос.
(Газопровод, трубопровод, водопровод)
б) Итоги
- Что вы узнали о сложных словах?
(Правило. Ответы цепочкой.)
Домашнее задание: записать по 5 слов на каждый способ образования