РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Краткие прилагательные. Их синтаксические функции (§107).
Цель: научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких формах; формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать; развивать навыки устной диалогической речи, умения работать с таблицей, текстом, воспитывать культуру речи, интерес к предмету через правильное употребление полных и кратких прилагательных.
Планируемые результаты
Предметные: знать о полной и краткой форме прилагательных, грамматических особенностях кратких форм прилагательных, их синтаксической роли; уметь различать краткую форму имен прилагательных, находить в тексте краткие формы имен прилагательных и определять их синтаксическую роль.
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить, умение поставить цель и организовать ее достижение, способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход урока
Организационный момент
К уроку готовы?
Тогда за работу!
Удачи желаю я вам.
Самоопределение к деятельности
- Прочитайте эпиграф к уроку: «Корень учения горек, а плод - сладок». Как вы понимаете смысл данной пословицы? (Открывая что-то новое, мы находим трудные, но необходимые каждому знания).
- Назовите прилагательные.
- Что можете сказать о них?
- Назовите тему урока. Поставьте УЗ.
Актуализация знаний (разминка)
- По какой морфеме можно определить часть речи? (По окончанию).
- Что еще можно определить по окончанию?
- Определите, какие морфологические признаки прилагательного выражают следующие окончания:
ИЙ: прилагательное, м. род, ед. число, И. п.; - могучий (могуч)
ЮЮ: прилагательное, ж. род, ед. число, В. П.; - весеннюю
ИЕ: прилагательное, мн. число, И. п.; - горькие (горек)
ЕГО: прилагательное, м. род, ед. число, Р. п..; - белого (бел)
ЕЕ: прилагательное, ср. род, ед. число, И. п. – хорошее (хорош)
- Образуйте краткие прилагательные.
Упр. 654 (с.89)
- Можно ли определить падеж? Почему? (Краткое прилагательное связано с подлежащим, а подлежащее стоит в именительном падеже и только. Следовательно, сказуемое может стоять только в одной форме, и сказуемому не нужны падежи)
Физкультминутка.
-Как живёшь?
- Вот так! (поднимают вверх большой палец).
- Как идёшь?
- Вот так! (маршируют).
- Как бежишь?
- Вот так! (показывают на месте).
- Ночью спишь?
- Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).
- Как даёшь?
- Вот так!
- Как берёшь?
- Вот так!
- Как плывёшь?
- Вот так!
- Как шалишь?
- Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).
- Как грозишь?
- Вот так!
Правописание кратких прилагательны с основой на шипящие
1) нет больш…го снег 2) в колюч…м кустарнике 3) хорош…го дождя 4) к старш…му брату 5) в чуж…м доме 6) на свеж…м воздухе 7) горяч…го супа | 8) круглолиц…го человека 9) небольш…й размер 10) общ…го дела 11) ценнейш…го груза 12) дремуч…го леса 13) у могуч…го дуба |
- Проверьте (на доске)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
о | е | о | е | о | е | е | е | о | е | е | е | е |
- Оцените себя: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-5 ошибок – «3», 6 и больше – «2».
- Образуйте, где можно краткие прилагательные.
- Какая проблема возникла?
- Прочитайте правило (с. 90)
- Исправьте, если были ошибки.
Употребление кратких прилагательных в речи
Упр. 662 (с.91)
Итог
- Что нового узнали сегодня на уроке? (Узнали, что прилагательные употребляются в краткой форме, что краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми, изменяются по родам и числам, не изменяются по падежам).
- Чему научились? (Научились находить краткие прилагательные в предложениях, правильно ставить ударение в кратких прилагательных).
Рефлексия Мишень
Домашнее задание: с. 90 – учить правило, упр. 658